Библиографическое описание:

Макарова Л. П., Веселов Д. В., Петраченкова А. С. Задачи превентологии в профилактике алкоголизации и наркотизации детей и подростков // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/archive/145/40619/ (дата обращения: 23.05.2018).



Проведён анализ источников литературы и законодательных документов в области формирования задач по борьбе с алкоголизацией и наркотизацией представителей подрастающего поколения. К основным задачам относятся следующие: формирование у школьников культуры здоровья, социально-психологический мониторинг с формированием групп риска, профилактическая работа на основе развития рефлексивного самосознания, ценностно-смысловой и мотивационно-волевой сфер личности, методическая работа с родителями по привитию у детей и подростков трудолюбия, самостоятельности и этических норм поведения, разработка программ дополнительного образования школьников с включением тем по формированию навыков образа жизни детей и подростков, свободного от употребления психоактивных веществ, формирование у учащихся целостного этноисторического и этнолингвистического сознания, а также профилактика религиозного и национального экстремизма и ксенофобии.

Ключевые слова: дети и подростки, профилактика алкоголизации и наркотизации, аддикция, культура здоровья, здоровый образ жизни.

Ухудшение здоровья детей, подростков и молодёжи отмечено во многих странах, в том числе и в России [1 – 6,8]. Особую тревогу вызывает уровень здоровья подрастающего поколения: за период с 2000 по 2010 годы население Российской Федерации сократилось на 27%, причём преимущественно снизилась численность подростков 10 - 18 лет – на 43%.

По результатам исследований разных авторов здоровых детей в школах РФ насчитывается от 14 до 23 % от общего числа школьников, тогда как результаты углубленных исследований 2005 – 2009 г.г. свидетельствуют о том, что к группе здоровых учащихся можно отнести только 2% подростков. Смертность детей и подростков в России в 2-4 раза выше, чем в развитых странах.

Табакокурение распространено среди детей в возрасте 10 – 11 лет в 13% случаев, среди детей 13 – 14 лет в 47%, а среди 16 – 17-летних встречается уже среди 64% подростков. Дети 13 – 14 лет употребляют алкогольные напитки в 51% случаев, а 82% 16 – 17-летних юношей и девушек приобщены к регулярному употреблению алкоголя. При этом установлено, что заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя среди подростков, в 5 раз выше заболеваемости среди взрослых. В связи с этим 70% несовершеннолетних, осужденных за те или иные виды преступлений, имеют психические аномалии, 17% из них – умственно отсталые лица. Смертность от психических болезней возросла в 2 раза, что прежде всего связывается со злоупотреблением психоактивных веществ (ПАВ): табака, алкоголя и наркотиков. В 83 раза возросло число венерических заболеваний у детей до 14 лет, что также в большинстве случаев имеет связь с употреблением алкоголя, наркотиков, а также с падением духовно-нравственного потенциала нации.

В России неуклонно растет преступность, связанная с употреблением ПАВ, преимущественно алкоголя. За период с 1990 по 2009 г.г. число преступлений увеличилось в связи со злоупотреблением алкоголя более чем в 2 раза.

По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения при достижении уровня потребления алкоголя на душу населения за год в количестве 8-ми литров наступает процесс необратимого ухудшения генофонда нации. Если в России в 1990 году потреблялось не более 6 литров алкоголя на душу населения, то в 2009 году уже более 18 литров. К злоупотреблению ПАВ в России приобщены около 30 миллионов граждан. При этом установлено, что, если в 1990 году у нас в среднем спивались 30-35 –летние, то в 2009 году - в основном 20-25-летние. В России за пять лет от отравления водкой умерло 230 тысяч человек.

Следовательно, факты, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в обществе существует проблема алкоголизации и наркотизации населения. Актуальность данной проблемы в настоящее время возрастает по причине устойчивой тенденции повышения злоупотребления ПАВ представителями подрастающего поколения.

В связи с этим целью исследования явилось: на основании изучения источников литературы по проблеме сформировать перечень задач по профилактике алкоголизации и наркотизации детей и подростков.

Алкоголизм имеет наиболее широкое распространение в обществе, являясь самым массовым среди социальных пороков [2 – 4,6]. В период развития кризисных ситуаций в обществе значительно возрастают явления фрустрации, что непосредственно увеличивает объёмы потребления ПАВ и приводит к появлению деструктивных процессов [4,5,8]. В последние 20 лет отрицательная динамика отмечена в состоянии адаптационного потенциала организма школьников. Это выражается в снижении функциональных возможностей и физической работоспособности у 71,7%, а умственной работоспособности у 96,2% обучающихся [7]. Не последнюю роль в ухудшении психофизиологического статуса учащихся играет возрастающее употребление ПАВ в обществе [1 - 9].

Негативным аспектом проявления в обществе наркотизации и алкоголизации населения служит падение его духовно-нравственного потенциала, что, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие экономики, политики и соблюдение законодательных основ жизни [1,4,8].

В этом направлении следует признать особую роль семьи в воспитании подрастающего поколения. Одним из основных негативных последствий снижения духовно-нравственного потенциала общества, жизненного уровня населения, вовлечение его в процессы алкоголизации и наркотизации является уменьшение роли семьи как ключевого социального института, обеспечивающего общественную стабильность. Так, пьянство одного или обоих родителей в современных условиях является наиболее значимым фактором риска химической аддикции детей и подростков [1,2,4,6]. Происходит разрушение стандартов этики, морали и религиозности общества как основы нравственных стандартов семьи. Немаловажное значение имеет и недостаточная информированность родителей в вопросах формирования установок здорового образа жизни в сознании детей [2 – 6,8,9].

Необходимость безотлагательных мер для формирования здорового, трезвого образа жизни обусловливает общественно-политическую актуальность разработки мероприятий по профилактике правонарушений, связанных с употреблением ПАВ. Именно поэтому значительное внимание со стороны органов власти уделяется совершенствованию законодательства РФ в области противодействия влиянию алкоголизации и наркотизации на жизнь общества. Достаточно привести ряд основополагающих документов, принятых в течение последних 10 лет на федеральном уровне:

  1. Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 года № 1351.
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
  3. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 года № 2128-р).
  4. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 05.09.2011 года [10].

Результатом анализа указанных документов и источников литературы служит перечень основных задач профилактической деятельности, борьбы с употреблением алкоголя и других ПАВ:

  1. Формирование у школьников культуры здоровья, начиная с первого класса школы.
  2. Для выявления отношения детей и подростков к употреблению ПАВ целесообразно проведение социально-психологического мониторинга, на основе результатов которого возможно формирование групп риска.
  3. С учащимися группы риска необходимо проведение профилактической работы на основе развития рефлексивного самосознания, ценностно-смысловой и мотивационно-волевой сфер личности.
  4. Необходимо проведение методической работы с родителями по привитию у детей и подростков трудолюбия, самостоятельности и этических норм поведения.
  5. Программы дополнительного образования школьников должны включать технологии с закреплением навыков образа жизни детей и подростков, свободного от употребления ПАВ.
  6. Цели и задачи воспитания подрастающего поколения должны соответствовать традициям и духовно-нравственным идеалам народа.
  7. Формирование у учащихся целостного этноисторического и этнолингвистического сознания, а также профилактика религиозного и национального экстремизма и ксенофобии.

Литература:

  1. Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды // Педагогика высшей школы, 2015.- № 5.- С. 20.
  2. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования, 2012.- №4.- С.242.
  3. Каменская В.Г., Котова С.А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник Герценовского университета, 2007. - №6.- С. 43 – 47.
  4. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый, 2013.- №12 (59).- С. 494-496.
  5. Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина, 2011. - №3 (40). – С. 476-477.
  6. Плахов Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // В кн.: Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. – 2011. – С. 12-20.
  7. Сетко Н.П., Володина Е.А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний // Гигиена и санитария, 2008. -№ 1. -С. 58 – 60.
  8. Сыромятникова Л.И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.
  9. Сорокина Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания, 2013. - № 1. - С. 29 – 30.
  10. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 05.09.2011.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, употребления психоактивных веществ, употреблением алкоголя, употреблением ПАВ, образа жизни, науки Российской Федерации, школьников культуры здоровья, Президента Российской Федерации, образа жизни детей, дополнительного образования школьников, Указом Президента Российской, профилактики употребления психоактивных, Концепция профилактики употребления, наркотизации детей, подростков трудолюбия, Плахов Н.Н, развития рефлексивного самосознания, заместителем Министра образования, учащихся целостного этноисторического, духовно-нравственного потенциала.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, культура здоровья, аддикция, дети и подростки, профилактика алкоголизации и наркотизации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос