Исследование процесса договорной работы как объект управленческой деятельности в предпринимательской сфере | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Гаранина, М. А. Исследование процесса договорной работы как объект управленческой деятельности в предпринимательской сфере / М. А. Гаранина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/423/16908/ (дата обращения: 16.11.2024).



Россия, отказавшись от старых, неэффективных административно-плановых принципов хозяйствования, на протяжении не одного десятка лет занимается широкомасштабной модернизацией своей экономики. Для вывода нашей страны в лидеры мирового экономического роста требуется решить множество задач. Главная из них заключается в подготовке квалифицированных кадров, которые способны обеспечивать эффективное управление протекающими экономическими процессами с помощью современных организационных, правовых, технических и иных средств труда. Становится понятным, что одной из особых ролей в экономике на сегодняшний день играет договорной инструментарий. С его помощью организации в предпринимательской сфере осуществляют свою хозяйственную деятельность. Организации ведут конкурентную борьбу на рынке, продают и покупают товары, оказывают различные услуги, осуществляют рыночное планирование, решают экономически значимые задачи для каждого, конкретного хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательства. Из этого следует, что современный специалист в области права обязательно должен обладать навыками эффективного применения договорного инструментария в предпринимательской сфере. Также следует отметить, что эффективного договорного инструментария изначально, в теории, не существует! В связи с этим каждая коммерческая и некоммерческая организация создает этот инструментарий собственноручно, применительно к конкретным условиям своей хозяйственной деятельности.

На мой взгляд, это основная, существенная сложность в организации договорного инструментария на предприятии, ведь от этого напрямую зависит конечный результат и эффективность экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Эффективность этой работы в значительной мере зависит от правильной организации деятельности договорно-правовых служб в конкретной организации, четкое определение этих служб на всех уровнях и разграничения их компетентности. Отмечу, что договорная работа сочетает в себе элементы не только правовой, но и управленческой деятельности. Это наглядно можно определить в следующих моментах:

  1. Юристы компаний, юрисконсульты, не в силах самостоятельно справляться с большими объемами правовых и фактических действий, входящих в содержание договорной работы. Эта работа включает в себя объединение усилий большого числа сотрудников организации (экономистов, менеджеров, юристов, маркетологов, логистов и др.) с соответствующим разделением труда в процессе исполнения договорной работы. В следствии возникает необходимость в управлении процессом договорной работы хозяйствующего субъекта — следовательно задействована управленческая деятельность.
  2. Для достижения высоких конечных результатов договорной работы требуются человеческие ресурсы, которые необходимо обеспечить, скоординировать, спланировать, организовать и умело использовать в процессе организации договорной работы на управленческом уровне — вновь управленческая деятельность.
  3. Существует необходимость проработать и детализировать все стадии договорной работы, ее связи, ее коммуникации, методы взаимодействия между исполнителями процесса договорной работы в организации, также должны быть установлены четкие процедуры принятия и отклонения необходимых решений в процессе заключения/подписания договоров, следовательно, процесс договорной работы должен вестись — ПЛАНОВО — вновь возникает управленческая деятельность.

Становится понятным, что управление договорной работой является неотъемлемой частью общего процесса управления хозяйственной деятельностью организации. Договорную работу необходимо рассматривать как самостоятельный, отдельный объект управленческой деятельности.

Борис Иванович Пугинский (советский и российский правовед, заслуженный профессор МГУ), писал «Сегодня данные вопросы правовой наукой практически не изучаются, в результате чего общее состояние договорной работы в нашей стране является неудовлетворительным» [1].

Из этого следует — организация и управление процессом договорной работы любого хозяйствующего субъекта является слабым звеном отечественной договорной практики, что подтверждается наличием достаточно большой Арбитражной практики.

Игорь Васильевич Цветков (доктор юридических наук, профессор МГУ) писал «Управление договорной работой как процессом состоит из пяти видов управленческой деятельности:

1) планирование мероприятий (действий), входящих в содержание договорной работы;

2) организация исполнения запланированных мероприятий договорной работы;

3) координация действий исполнителей по всему управленческому циклу;

4) активизация (или мотивации) труда исполнителей;

5) контроль и регулирование мероприятий договорной работы». [2].

На мой взгляд, данное суждение имеет место быть. Оно достаточно четко конкретизирует важные этапы построения договорного инструмента, дает «толчок» любому хозяйствующему субъекту в сфере предпринимательства организовать данный процесс у себя в организации, взяв за основу эти пять пунктов. Также эти пункты можно взять как универсальную аксиому для всех хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательства, можно разработать достаточно эффективные внутрикорпоративные регламенты, либо положения в части организации договорной работы на предприятиях.

Исследуя эти пять пунктов управленческой деятельности применяемые в предпринимательской сфере, изучая и рассматривая информацию в открытых источниках, можно конкретизировать их таким образом:

– первый пункт — планирование — это вид управленческой деятельности, который представляет собой определение оптимального решения в кратчайшие временные сроки с минимальными трудозатратами. Также планирование в договорном процессе подразумевает под собой ответы на все возникающие вопросы на этом этапе, а именно кто и когда должен выполнить данную работу;

– второй пункт — исполнение запланированных мероприятий — подразумевает под собой полное понимание исполнения этого этапа, то есть определение путей, методов, средств для достижения поставленной цели;

– третий пункт — координация — на мой взгляд самый сложный этап, здесь должны быть установлены качественные связи между структурными подразделениями. Данный этап требует совместного участия всех сотрудников структурных подразделений организации, направленных на выполнение планируемой договорной работы;

– четвертый пункт — активация/мотивация — подразумевает создание таких условий труда и заинтересованности сотрудников, при которых сотрудники работают с полной самоотдачей, эти условия труда должны быть стимулирующими, они должны мотивировать работника;

– пятый пункт — контроль — подразумевает под собой прогнозирование возможных отклонений в процессе договорной работы, а также своевременное устранения неблагоприятных последствий для организации в будущем, направлен на предупреждение возникновения ответственности, финансовых потерь, экономической нецелесообразности и прочее.

Рассмотрев эти пять этапов процесса управленческой работы, приходим к очевидному выводу — исследование договорной работы как объект управленческой деятельности представляет собой совокупность деятельности по выполнению запланированных мероприятий договорной работы, которая в свою очередь требует решения вопросов об уровнях руководства данной работы. Известны два уровня руководства договорной работы:

– к первому можно отнести участников договорной работы (субъекты применения процесса договорной работы). Важный уровень, так как участниками обычно выступает исполнительный орган (может быть, как коллегиальным так единоличным). На этом уровне обычно рассматриваются и утверждаются локальные акты, приказы, инструкции, положения по ведению договорной работы в организации. В локально-правовых документах обычно закрепляется основной функционал и обязанности по ведению договорной работы между структурными подразделениями, должностными лицами, сотрудниками, прописываются меры корректировки мероприятий договорной работы при необходимости, поощрения и ответственность всех должностных лиц, выполняющих свой функционал в процессе договорной работы. Следует заметить, что исполнительный орган на данном уровне сохраняет свою ответственность за своевременный, полный процесс договорной работы, участвует в заключении финансово важных договоров для организации, отслеживает в особом порядке процесс заключения, исполнения, закрытия таких договоров;

– ко второму уровню руководства относятся участники (учредители, акционеры, собственники компании), которые также являются субъектами процесса договорной работы. Обычно этот уровень не вмешивается в процесс договорной работы, но управляет процессом через компетентные органы управления компанией, то есть проводятся общие собрания учредителей/акционеров. Субъекты занимаются разработкой инструкций, положений, регламентирующих договорную работу, оказывают содействие в реализации мероприятий договорной работы с учетом специфики бизнеса, обеспечивают информационными материалами задействованных сотрудников в процессе договорной работы. Косвенно следят за всем процессом договорной работы.

Проведя данное исследование, я пришла к выводу, что процесс договорной работы является важным объектом управленческой деятельности компании. Который позволяет разрабатывать положения о договорной работе в организации. Положения обрисовывают стандартные схемы работы с различного рода договорами, согласно которому каждый работник, в чьи обязанности входит работа с контрагентами, знает о том, как, в какие сроки и при соблюдении каких условий нужно заключать договоры, как их исполнять и что делать после их подписания. То есть должен быть в организации управленец — некий Архитектор — он сможет грамотно спроектировать систему договорной работы, которая приведет команду к цели. Который сможет должным образом управлять, координировать и контролировать весь процесс договорной работы. Архитектор должен быть коммуникабельным, высококвалифицированным специалистом, обладать должными знаниями для осуществления и внедрения управленческого процесса. Чем больше будет таких Архитекторов в предпринимательской сфере, тем быстрее выйдет наша страна в лидеры Мирового экономического роста.

Литература:

  1. Пугинский Б. И., Неверов О. В. Правовая работа: Учеб. М.: ИД «Зерцало-М», 2004. С.79.
  2. Цветков И. В. Договорная работа. — «Проспект», 2010 г., (https://nashaucheba.ru/v38691/цветков_и.в._договорная_работа?page=19).

Похожие статьи

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья

Соревновательная деятельность в сфере туризма как системообразующее условие позитивной динамики внутригрупповых процессов

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Похожие статьи

Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков»

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья

Соревновательная деятельность в сфере туризма как системообразующее условие позитивной динамики внутригрупповых процессов

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе