Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Пономарев, Д. А. Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности / Д. А. Пономарев, И. В. Манжосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82174/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное содержание образования включает в себя требование в формировании у учащихся универсальных учебных действий различных сферах: личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной, которые должны обеспечить способность к организации самими учениками самостоятельной учебной деятельности.

Фундаментом для формирования самостоятельной учебной деятельности сегодня становится начальное образование, цели которого определяются новыми социальными запросами и обеспечивают важнейшую компетенцию образования, как «научить учиться». То есть современные ученики должны не только освоить конкретные предметные знания и навыки, но и уметь в совокупности применить их на практике.

Таким образом, главной целью современной системы образования становится формирование совокупности «универсальных учебных действий», что в широком понятии подразумевает саморазвитие учащихся и их самосовершенствование в активном и сознательном присвоении социального опыта. Это достигается в процессе активности учащихся в какой-либо совместной деятельности с учителем по решению каких-либо проблем.

Исследования современных ученых показали, что критическое оригинальное мышление, сотрудничество, творчество, самосовершенствование учащихся очень успешно проявляется в деятельности, которая имеет исследовательскую направленность в реализации творческого проекта. Это актуально как для учеников начальной школы, так и для учеников старшего и среднего звена.

Проектная исследовательская работа — последовательная деятельность учеников по изучению различных объектов и явлений с соблюдением требований к научному исследованию, но адаптированных к уровню возможностей и способностей учащихся. Отличием учебной исследовательской деятельности становится тот факт, что в конечном результате ученики не открывают новые знания, а приобретают навыки освоения информации посредством исследования того или иного явления, как универсального способа освоения действительности, а также формируют собственную позицию.

Совокупность «универсальных учебных действий» подразумевает прохождение учениками всех этапов проектной исследовательской деятельности.

  1. Опираясь на методику обучения детей исследовательскому умению А. И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
  2. Выделение и постановка проблемы.
  3. Выработка гипотез.
  4. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов). Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
  5. Представление результатов исследовательской деятельности [Савенков: 204].

Вышеперечисленные этапы уже способствуют развитию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. А если учитывать, что при организации проектной исследовательской работы формами работы выступают не только индивидуальная, но и групповая и коллективная, можно сказать, что в комплексе формируются и коммуникативные УУД.

В результате исследовательской работы учащиеся получают не только готовый продукт (новые знания), но и личный опыт, что говорит о формировании личностных УУД.

Таким образом, при организации исследовательской деятельности учащихся формируются все группы универсальных учебных действий.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Но, чтобы УУД не были разовыми, необходимо систематично организовывать исследовательскую деятельности на протяжении всего обучения, поэтому в среднем и старшем звене активно применяется метод проектирования.

Обращаясь к определению А. И. Савенкова, мы видим, что «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [Савенков: 134]. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов является одним из эффективных методов формирования УУД, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий [Савенков: 174].

При проведении проектной исследовательской деятельности часто используются информационно-коммуникативные технологии (создание презентации к проекту, поиск информации в Интернете, оформление готового продукта проекта в виде буклета, словаря, видеофильма и т. д.), то есть овладение ИКТ учениками полностью соответствует задачам современного обучения.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода в обучении младших школьников способствует формированию всех УУД.

1) Личностных УУД

– адекватная самооценка;

– испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

– формируется мотивационная основа учебной деятельности;

– вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

2) Регулятивных УУД:

– дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

3) Познавательных УУД:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ

4) Коммуникативных УУД:

– строить понятные для партнёра высказывания;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [Кузнецова: 19].

Следует отметить, что формирование УУД проходит на всех этапах подготовки проектов, и ведущую роль занимает учитель, который консультирует, помогает, анализирует работу вместе с учащимся. Роль учащегося не менее важна: теперь он — активный участник процесса. Если идет работа над групповыми проектами, то ученики учатся работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать ответственность на себя за свои и за общие действия, испытывать удовлетворенность от приложенных усилий и готового результата.

Таким образом, в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников является главным движущим фактором в формировании универсальных учебных действий учащихся, в воспитании ответственности обучающихся за свой учебный опыт, в принятии решений о своем дальнейшем образовании, в духовно-нравственном воспитании.

Литература:

  1. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
  2. Кузнецова О. В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н.
  3. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. — М.: «Сентябрь», 2003. — с.204
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, действие, образ, проектная исследовательская деятельность, проектная исследовательская работа, проектно-исследовательская деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, формирование.


Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий

Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий

Формирование диалогического взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности в аспекте психологического здоровья

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Задать вопрос