Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти в сфере ЖКХ
Автор: Кицай Юлиана Анатольевна
Рубрика: 4. Муниципальное право
Опубликовано в
международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, март 2012)
Статья просмотрена: 9035 раз
Библиографическое описание:
Кицай, Ю. А. Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти в сфере ЖКХ / Ю. А. Кицай. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1569/ (дата обращения: 22.12.2024).
Состояние жилищно-коммунального хозяйства - один из тех вопросов, который интересует всех его участников, в частности управляющие компании и органы власти муниципальных образований. На протяжении уже многих лет ЖКХ находится в центре общественного внимания, является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, регулярно освещается в средствах массовой информации. При этом жилищно-коммунальное хозяйство представляет одну из крупнейших отраслей российской экономики. Так, по объемам реализации продукции она занимает третье место после газовой и нефтяной промышленности, здесь задействовано более 52 тысяч предприятий разных форм собственности, в них заняты 4,2 млн. человек, среднегодовой объем производства составляет 8% от ВВП России.
Управляющие компании в сфере ЖКХ – это достаточно новые субъекты жилищных правоотношений, чья деятельность крайне актуальна. Так, в важнейших официальных документах неоднократно отмечалась необходимость активизации деятельности частных коммерческих структур в сфере ЖКХ. В Бюджетном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» акцентировалось внимание на принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан, а также комплексе смежных вопросов: градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в целом. Обращалось внимание на то, что: «Новый Жилищный кодекс возложил полную ответственность за содержание жилых домов на собственника. Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия эта нагрузка для подавляющего большинства новых собственников, для наших с вами граждан, ставших собственниками после приватизации квартир, оказалась абсолютно неподъемной» [1].
В очередном Бюджетном послании Президент РФ вновь поставил вопрос об актуальности привлечения субъектов предпринимательской деятельности в сферу содержания и эксплуатации инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование жилищно-коммунального хозяйства [2].
Несмотря на официально заявленный стратегический курс, сегодня приходится констатировать несовершенство правовой регламентации в ЖК РФ [3] отношений по управлению общим имуществом многоквартирного дома: в частности, отсутствует системность подхода законодателя к вопросу о механизмах реализации правомочий и исполнения обязанностей управляющих компаний, что препятствует их полноценному и эффективному осуществлению; ряд положений об управлении изложен неоднозначно, что создает почву для злоупотреблений со стороны управляющих субъектов.
Действующий ЖК РФ не содержит отдельных положений об управляющих организациях. По сути, определена лишь основная цель и характер их деятельности. Также в ЖК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 165) упоминается, что управляющие организации могут иметь различные организационно-правовые формы.
Обратившись в связи с этим к легальной дефиниции управления многоквартирным домом, мы можем заключить, что указанная категория, поименованная в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, представлена в узком смысле из-за неполного отражения в ней вопросов, касающихся управления общим имуществом дома. С точки зрения целей, такое управление направлено на обслуживание как общего имущества дома, так и самих собственников (пользователей) помещений в доме (через коммунальное снабжение этих помещений).
Анализ литературы и практики показывает, что управляющая организация многоквартирным домом – это юридическое лицо, которое получает от собственников помещений в многоквартирном доме функции (полномочия) по реализации своих прав и обязанностей, связанных с управлением имуществом.
При этом управление управляющей организацией многоквартирным домом – это упорядочивающая система действий, связанных с осуществлением правомочий и исполнением обязанностей собственника этого имущества, направленная на обеспечение сохранности и эффективного функционирования последнего (с возможным извлечением прибыли), установленная по усмотрению и в интересах собственника и (или) иных лиц в пределах, определенных законом и (или) самим собственником.
Кроме значимости деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ необходимо указать, что ЖКХ - это одно из важнейших и наиболее трудных направлений в деятельности органов местного самоуправления – все они без исключения должны заниматься проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Такое положение находит отражение в муниципальном законодательстве. Так, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4] определено, что в числе вопросов местного значения, которые должны решать органы местного самоуправления, значатся организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, утилизация бытовых отходов и др. Эти и другие направления находят конкретизацию в ЖК РФ, в постановлениях правительства РФ и многих других подзаконных нормативно-правовых актах.
Однако практика реализации органами местного самоуправления жилищно-коммунальных полномочий показывает, что указанные и другие вопросы решаются с огромными трудностями. Это обусловлено многими факторами: изношенность муниципального жилищного фонда, инженерных коммуникаций, нехватка финансирования на текущий и тем более на капительный ремонт зданий, неэффективная деятельность предприятий жилищно-коммунального комплекса, что, в свою очередь, во многом обусловлено отсутствием конкурентной среды в данной отрасли, и др.
Одной из важных причин создавшегося положения является недостаточная правовая разработанность сферы жилищно-коммунального хозяйства с позиций как жилищного, так и муниципального права. Как правило, научные исследования проводятся в таких отраслях науки, как экономика, финансы, государственное и муниципальное управление, гражданское право, административное право. Однако основным объемом жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях ведают органы местного самоуправления, и в этой связи актуализируется проблема надлежащего регулирования нормами как жилищного, так и муниципального права деятельности управляющих компаний и органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере.
Принятие нового ЖК РФ некоторым образом улучшило ситуацию; вместе с тем по ряду позиций, напротив, появились новые проблемы. В частности, компетенция органов местного самоуправления в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который носит более общий, универсальный характер, и в ЖК РФ, являющийся специальным, закрепляется с элементами противоречий.
Равным образом это касается деятельности управляющих компаний по управлению и содержанию жилого фонда – здесь муниципалитет выступает и как непосредственный участник жилищно-коммунального рынка (участвует в конкурсе в виде учрежденных муниципальных унитарных предприятий на общих основаниях), и как организатор этого жилищно-коммунального рынка. Такое совмещение вызывает вопросы.
Требует своего исследования вопрос о соотношении полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере, и прежде всего в вопросах установления(регулирования) тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса. Этот аспект также оказывает существенное влияние на деятельность управляющих компаний на рынке ЖКХ.
Кратко рассмотрим основные направления деятельности органов местного самоуправления по стимулированию общественной инициативы собственников квартир в многоквартирных домах, что тесно связано с деятельностью управляющих компаний.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ЖК РФ органы местного самоуправления должны осуществлять деятельность по стимулированию общественной инициативы собственников квартир в многоквартирных домах с целью возложения на них, как наиболее заинтересованных лиц, часть функций по жилищно-коммунальному обслуживанию общего имущества. Пока этот процесс идет медленнее, чем ожидалось в связи с введением в действие нового ЖК РФ.
Представляется, что в рассматриваемой области деятельность органов местного самоуправления должна проводиться по следующим основным направлениям: 1) проведение открытого конкурса по управлению многоквартирными домами; 2) организация собраний собственников; 3) содержание и ремонт помещений общего пользования в жилых домах, находящихся на балансе муниципалитета; 4) реализация ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Такая деятельность муниципалитетов позволит регламентировать взаимодействие управляющих компаний и органов местного самоуправления.
Кроме того, сегодня полномочия органов местной власти в сфере ЖКХ на федеральном уровне закрепляются в нескольких законах (прежде всего в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»[5], ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»[6]), в многочисленных постановлениях Правительства РФ. Кроме того, полномочия местных органов власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства определяются в нормативно-правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах. В совокупности имеет место громоздкая и по ряду аспектов противоречивая правовая база, затрудняющая правоприменительную деятельность органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере.
В этой связи представляется необходимым на федеральном уровне и уровне субъектов РФ систематизировать соответствующие нормы и включить их одним блоком в соответствующие законы о местном самоуправлении. В перспективе, учитывая, особую значимость данной отрасли экономики для социально-экономического развития всех территорий, представляется целесообразным разработать специальный закон о жилищно-коммунальном хозяйстве, где отдельная статья была бы посвящена регулированию взаимодействия управляющих компаний и органов местного самоуправления.
Литература:
Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» // Российская газета. 2007. 27 апр.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. «О Бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» // Текст послания официально опубликован не был.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - N 1 (часть 1). - ст. 14.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. ст. 3822.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). ст. 36.
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. N 30. ст. 3799.