Конфликт интересов и развитие конкуренции в системе государственных и муниципальных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Джулакян, Н. А. Конфликт интересов и развитие конкуренции в системе государственных и муниципальных закупок / Н. А. Джулакян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63223/ (дата обращения: 16.12.2024).



Особая роль в предотвращении коррупции в системе государственных и муниципальных закупок (далее — госзакупки) возложена на механизм урегулирования конфликта интересов, а также на развитие конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может влиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами, и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способные привести к причинению вреда правам и законными интересами граждан, организаций, общества или государства [3].

Однако не следует приравнивать понятия «конфликт интересов» и «коррупция». Иногда конфликт интересов происходит и при отсутствии коррупции и наоборот. Один контрактный управляющий либо специалист контрактной службы, проводящий оценку заявок, поступивших от участников закупки, может действовать в рамках закона о контрактной системе и справедливо и соответственно конфликта интересов в данном случае не будет. В другом же случае при рассмотрении заявок, поступивших от участников закупки, тот же контрактный управляющий либо специалист контрактной службы может получить взятку за присуждение контракта одному из участников закупки без какого-либо конфликта интересов.

Как правило коррупция возникает именно тогда, когда имеется личная заинтересованность должностного лица в достижении определенного результата.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009г. № 1065 [5]. В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона № 79 — ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, а также активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов [1]. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

Еще одним способом противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок, помимо предотвращения и урегулирования конфликта интересов, является развитие конкуренции.

Законом № 135-ФЗ не допускается распространение ложных, неточных или искаженных сведений (дискредитации), которые могут причинить убытки или нанести ущерб его деловой репутации; не допускается продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности; не допускается совершение действий (бездействий) способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта- контрагента [2].

Также Законом № 135-ФЗ запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции [2].

Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок [4]. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, предупреждение конфликта интересов в государственных закупках следует рассматривать в качестве составляющей правовой политики по предупреждению коррупции и борьбы с ней. Политика по устранению конфликта интересов является важным средством для построения целостной системы государственных закупок, а также эффективного удовлетворения государственных нужд.

Одна из главных проблем развития конкуренции на территории Российской Федерации — низкая конкурентоспособность отечественных производителей. Согласно исследованиям, примерно 60 % компаний используют устаревшее оборудование, которое необходимо исправить или поменять целиком, но компании не могут сделать этого из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов. Старое, вышедшее из строя оборудование не дает возможности к созданию конкуренции, так как товары, производимые на таком оборудовании, будут обладать низким качеством, по сравнению с аналогичными, производимыми на модернизированных предприятиях.

Повышение конкурентоспособности российских производителей, развитие конкуренции снижают негативные влияния санкций, введенных странами запада. Эти санкции имеют ограничительный характер и являются препятствием для выхода отечественных компаний на международный рынок [7]. К примеру, импортные квоты на российские товары повышены. Несмотря на то, что условия для выхода на иностранные рынки сбыта, трудны для нашей страны, Россия смогла помочь производителям внутри страны, для этого была применена система импортозамещения, которая предполагает не покупку товаров из других стран, а налаживание отечественного производства какого-либо продукта. Сейчас российские производители значительно повысили качество своих товаров и услуг, которые они предоставляют, именно это позволило им добиться уважения граждан своей и других стран.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции»
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009г. № 1065
  6. Рябов М. Л. Проблемы развития конкуренции России в мире / М. Л. Рябов. — М., 2017. — 167 с.
  7. Коптева Л. А., Петрова А. И., Гайдай А. А. Проблемы развития конкурентной среды в России // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 4–6. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19040 (дата обращения: 17.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, конфликт интересов, развитие конкуренции, урегулирование конфликта интересов, участник закупки, законный интерес граждан, контрактная служба, личная заинтересованность служащего, Российская Федерация, служебное положение.


Задать вопрос