Методы и инструменты региональных органов власти по регулированию качества жизни населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 09.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Н. О. Методы и инструменты региональных органов власти по регулированию качества жизни населения / Н. О. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121527/ (дата обращения: 16.01.2025).



Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что эффективная деятельность региональных органов власти в целях повышения качества жизни населения является приоритетной задачей государственных органов, как на высшем, так и на местном уровне. При неэффективной государственной политике повышение уровня и качества жизни населения становится невозможным, и новые поколения могут оказаться в неблагоприятных жизненных условиях [1, с. 95].

Поэтому региональным органам власти необходимо предпринимать значительные и постоянные усилия по повышению качества жизни населения. После многочисленных кризисов, более большая часть населения России находится в состоянии затяжного эмоционального и социального стресса.

Происходит старение населения, так, например, продолжительность жизни мужчин в России является одной из самых низких среди европейских стран [2, с. 49]. Неудовлетворительные показатели доходов населения так же отрицательно сказываются на качестве жизни. В связи с этим выбранная тема статьи является актуальной, и разработка направлений деятельности региональных органов власти по повышению качества жизни населения представляет собой важнейшую задачу.

Качество жизни населения можно определить как совокупную характеристику показателей уровня жизни и различных объективных и субъективных условий и факторов, которые определяют физическое, социально-культурное и ментальное развитие человека [3, с. 316].

Качество жизни населения является комплексной характеристикой, включающей показатели уровня и объективных, и субъективных условий жизни населения страны и региона, которые определяют его физическое, социальное здоровье, ментальное и социально-культурное развитие. Качеством жизни населения территории или региона можно назвать уровень совокупности показателей и других характеристик, которые не всегда поддаются количественной оценке.

Показатели качества жизни определяются рядом социальных, демографических, экологических, политических, техногенных, моральных и социальных условий и факторов. Основным фактором является уровень жизни, который отражает доходы населения, потребление тех или иных продуктов питания, организацию жизни и жилищных условий.

К объективным факторам качества жизни можно отнести такие аспекты, как уровень занятости, развитие сферы услуг и потребительского рынка, уровень образования и социального обеспечения, условия труда. Субъективными показателями можно назвать удовлетворённость трудом, материальным и финансовым положением в семье, организацией отдыха и оздоровительных мероприятий [4, с. 16].

Для региональных органов власти основной задачей деятельности является повышение качества жизни населения региона. Для этого региональные органы власти решают возникающие на уровне региона вопросы, связанные с качеством жизни, в рамках принятых на государственном уровне законов. Региональные власти занимаются такими вопросами, как эксплуатация жилья и иной недвижимости, контроль за состоянием образования, транспортной инфраструктуры, застройками, реализацией услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, региональные органы власти полностью отвечают за всё, что происходит на их подведомственной территории, и определяют направление развития всех подконтрольных вопросов, которые формируют в итоге уровень качества жизни населения региона [2, с. 18].

Компетенция региональных органов власти определяется реализацией задач, стоящих перед ними, закреплённых в законодательстве Российской Федерации, а также в нормативных правовых актах, принятых в данном регионе. Полномочия региональных органов власти реализуются через выборные органы.

Региональные органы власти решают вопросы повышения качества жизни населения в рамках финансовой составляющей, включающей как федеральные трансферты и субсидии, так и местные доходы [4, с. 11]. Таким образом, деятельность региональных органов власти по повышению качества жизни населения ограничена финансовыми рамками и возможностями региона. Важнейшим принципом бюджетной системы является самостоятельность бюджетов. В связи с этим экономическая деятельность предприятий, развитие малого предпринимательства, самозанятость и повышение уровня доходов населения являются основополагающими факторами улучшения качества жизни.

Также региональные органы власти решают вопросы местного значения, такие как административные правонарушения, преступность на местном уровне, и обеспечивают безопасность населения.

Одним из инструментов является инфраструктурное развитие регионов, что остаётся наиболее актуальным направлением работы местных органов власти. Поэтому для развития инфраструктурной составляющей местные органы власти должны грамотно распоряжаться собственным бюджетом, расставлять приоритеты и реализовывать проекты, которые положительно влияют на уровень жизни населения. Например, строительство дорог не только улучшает условия жизни населения, но и положительно влияет на развитие предприятий за счёт роста транспортной доступности.

Ещё одним инструментом является управление имуществом, находящимся в региональной собственности. Местные органы власти могут заключать договоры сотрудничества, осуществлять международную и внешнеторговую деятельность в целях повышения уровня жизни населения, организовывать работу по охране окружающей среды, заниматься социальным обслуживанием малообеспеченных граждан, организовывать строительство и содержание жилищного фонда.

Кроме того, в целях повышения качества жизни населения региональные органы власти должны формировать условия, которые помогают предпринимателям развивать свои предприятия, реализовывать бизнес-проекты, поддерживать гражданские инициативы, создавать новые рабочие места. Они также проводят мероприятия по повышению уровня занятости, оплаты труда, организуют досуг жителей, создают условия для успешной деятельности культурных организаций и занятий спортом.

Таким образом, региональные органы власти имеют в своём распоряжении многочисленные методы и инструменты, которые позволяют реализовывать политику по повышению качества жизни населения и выполнять основную задачу по успешному управлению регионом.

В целом, по проведённому исследованию можно сделать следующие выводы: местные органы власти для решения вопросов местного значения в целях повышения качества жизни населения региона формируют бюджет региона, организуют его выполнение и распределение финансовых средств в соответствии с поставленными задачами и приоритетами. Также органы власти разрабатывают программы социально-экономического развития региона и отвечают за их реализацию.

Литература:

  1. Майданевич Ю. П., Атрощенко Е. И., Дифференциация заработной платы в России: причины и последствия [Текст] / Евразийский Союз Ученых. — 2023.– № 6–1 (15). — С. 95–97.
  1. Морозова Н. И., Модернизация системы планирования развития территориальных социально-экономических систем в РФ с целью повышения качества жизни населения [Текст] / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2023. — № 1. — С. 49.
  2. Охотников И. В., Качество жизни как критерий национальной конкурентоспособности [Текст] / Под ред. Баркова С. А, Зубкова В. И. — М.: МАКС Пресс, Управление человеческими ресурсами. — 2022. — 316 с.
  3. Подвербных О. Е., Межова И. А., Шилова Е. В., Денежные доходы и расходы населения муниципальных образований: концепция составления и использования баланса [Текст] / Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2022. — № 45. — С. 101–119.
  4. Роик, В., Методы оценки, масштабы и последствия бедности // Человек и труд. — 2020. — № 1. — С. 45–49. 28. Соловьева Т. С., Попов А. В., Социально-экономическое положение молодежи в современной России [Текст] / Известия высших учебных заведений. — 2021. — С. 111–125
Основные термины (генерируются автоматически): региональный орган власти, повышение качества жизни населения, местный орган власти, качество жизни, качество жизни населения, местное значение, местный уровень, цель повышения качества жизни населения.


Похожие статьи

Задать вопрос