Ключевые слова:оценка эффективности, подходы к оценке эффективности.
При анализе деятельности любой организационной единицы важно оценить, отвечает ли ее работа поставленным целям и задачам, насколько качественно и полно они выполняются, и как соотносятся результаты с затраченными ресурсами, то есть необходимо оценить эффективность работы данной организации. Для органов государственной власти такая оценка имеет особенно важное значение, так как эффективность их деятельности измеряется не только в оптимизации ресурсов при выполнении задач, а, прежде всего, в том социальном эффекте, который должен быть получен благодаря работе властных структур. Именно поэтому важно применять различные подходы к оценке деятельности государственных органов.
Итак, базовыми моделями оценки эффективности работы государственных органов являются модели, связывающие эффективность с определенными факторами.
Первый подход основан на концепции лидерства. Представители такого направления связывают эффективность со стилем управления, лидерскими навыками, качествами и личностными характеристиками руководителей государственных органов, системами подбора, оценки реализации задач, профессиональным развитием и мотивацией служащих.
Второй подход развивает теорию рациональной бюрократии. В данном направлении уделяется внимание функциональной специализации, иерархической структуре, наличию конкретных принципов регламентации профессиональной деятельности служащих. Все это рассматривается как базовые предпосылки для эффективной работы органов власти.
Третий подход к эффективности деятельности властных структур связан с теорией жизненных циклов. В нем делается акцент на рассмотрение эффективности государственного управления как его взаимосвязь с оценкой влияния циклично и постоянно действующих групп влияния или коалиций в государственных органах.
В рамках четвертой концепции, именуемой концепцией профессионализма, эффективная деятельность напрямую зависит от профессионализации властных структур, наличия компетентных чиновников, от уровня их профессионализма.
В соответствие с пятым — экономическим подходом, повысить эффективность деятельности органов власти можно при наличии механизма конкуренции среди ведомств, системы внедрения новшеств, а также социальной и политической подотчетности государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками.
Шестой подход — экологический, в его основе лежит утверждение о том, что результаты деятельности органов власти зависят от характера внешней среды, то есть экологии организации, и способности государственных органов управлять инновациями и изменениями в целях адаптации к этим новшествам.
Последний подход базируется на концепции управления качеством. Он основывается на необходимости создания в государственных органах системы непрерывного совершенствования процессов и государственных услуг, вовлечении в данную работу государственных служащих, организуя их групповую работу и по максимуму используя творческий потенциал.
Другая же модель предназначена для оценки эффективности непосредственного воздействия органов государственной власти на процессы в обществе. Она содержит несколько подходов.
Правовой подход оценивает отсутствие нарушений в ходе деятельности государственного органа. Такая оценка осуществляется на основе данных проверок прокуратуры, контрольно-ревизионных, налоговых и других контролирующих органов.
В социально ориентированном подходе в основе оценки лежит отсутствие или наличие жалоб, а также положительные отзывы граждан о деятельности органа государственной власти. Базой для оценки данного подхода является анализ публикаций в прессе, обращений граждан, опросы общественного мнения.
Экспертный подход берет за основу оценки мнение компетентных сотрудников об эффективности деятельности государственного органа и его общественной полезности.
Прагматический подход базируется на качественных и количественных индикаторах, которые оценивают непосредственно результат деятельности органа власти. Оценка производится на основе данных квартальных и годовых отчетов, статистических и других сведений [1, с. 62].
Именно последний подход взят за основу оценки органов власти субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день методики такой оценки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 года № 915. Методики рассчитываются по следующим показателям:
- Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.
- Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
- Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.
- Уровень реальной среднемесячной заработной платы.
- Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
- Уровень бедности, образования и доступности жилья.
- Естественный прирост населения.
- Количество семей, улучшивших жилищные условия.
- Доля городов с благоприятной городской средой.
- Качество окружающей среды.
- Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности [2].
Можно отметить, что при оценке результативности деятельности данных органов власти первостепенное значение имеет тот социальный эффект, который должен быть получен в результате их работы.
Таким образом, исследование подходов к оценке эффективности деятельности органа государственного управления показало, что это достаточно объемный процесс, но крайне необходимый, так как от результатов работы властных структур зависит благосостояние населения, для защиты интересов которого и созданы органы власти.
Литература:
- Нагимова, А. М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения: монография / А. М. Нагимова; Казанский государственный университет. — Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. — 188 с.
- Правительство РФ. Постановление. Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 27 марта 2020 года). Постановление от 17 июля 2019 г. № 915 / Правительство РФ. Постановление. — Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.05.2020). — Текст: электронный.