Библиографическое описание:

Бондарчук А. М. Становление и развитие системы статистической деятельности в дореволюционной России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1278/ (дата обращения: 11.12.2017).

Становление и развитие системы официального статистического учета в России во временном континууме практически всегда коррелировало с изменениями в её политическом устройстве и с историческими вехами. Преобразования российской государственности и реформирование экономики обусловили адекватные этим процессам изменения в системе правового регулирования статистической деятельности. Данная система имеет глубокие исторические корни.

 Исторический опыт строительства российской государственной статистики раскрывает целый ряд общих тенденций и характерных признаков, представляющих интерес для исследования специфики ее административно-правового регулирования.

Процесс становления и развития статистических служб и их деятельности как в России исследовался Б.Г. Литваком, В.А. Берлинских, И.И. Комаровой, которые поднимали вопросы о роли региональных статистических служб - губернских статистических комитетах в формировании фондов статистических материалов, годовой губернаторской отчетности, научно-просветительской и археографической деятельности на примере статистических комитетов Европейской России. Вместе с тем, при широком использовании статистических данных в научных изысканиях, историки, так или иначе, касаются вопросов накопления и достоверности статистических данных по конкретно-историческим проблемам, но не связывают их с проблемами организации и развития системы статистических служб и учреждений и способов формирования статистической базы. История изучения административно-государственных статистических служб и их деятельности на протяжении XIX-XX вв. носила накопительный характер [5, C.32].

Основы общегосударственной системы статистики в России были заложены при Петре I, в период изменения экономической политики в конце XVIII века, проявившегося в оживлении свободного предпринимательства. Функции центрального статистического органа выполнял учрежденный при Петре I Сенат. Начиная с 1764 года, в России было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления российской статистики: генеральная опись Малороссии, генеральное межевание и топографическое описание губерний. Данный период возникновения статистической деятельности в России характеризуется также рядом важных и интересных научных статистических разработок. 

В 1802 году император Александр I ввел в России статистическую отчетность для губернаторов, где они в произвольной форме, но с использованием цифровых данных сообщали о жизни своих губерний. Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. повелено: каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей. 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1802 года началось организационно-структурное оформление статистической деятельности в России.

С созданием в 1802 году Министерств, приступивших к сбору учетных данных по подведомственным им отраслям, и возникновением в 1811 г. первого официального статистического учреждения при Министерстве полиции под именем статистического отделения наступает новый исторический этап развития российской статистики. Вплоть до начала 60-х годов этот этап характеризуется организационно- методологическим совершенствованием работы органов государственной статистики и появлением глубоких статистических исследований, способствовавших проведению реформы 1861 г.

Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Восстанавливается отчетность губерний. Министерством внутренних дел в 1802 и 1804 гг. были изданы циркуляры, согласно которым губернии были обязаны ежегодно представлять отчеты по установленным формам. 19 сентября 1802 года в циркуляре Министра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам указана схема отчета, содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах и о городских доходах и публичных зданиях.

20 марта 1811 г. был создан официальный центр правительственной статистики России - Статистическая часть Российской Империи (Статистическое отделение при Министерстве полиции), которое возглавил статистик-академик Карл Федорович Герман.

С учреждением в Совете Министерства внутренних дел России в 1834 году особого Статистического отделения, во всех губернских городах начали создаваться статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов и главным ведением генерал-губернаторов. Согласно утвержденным 20.12.1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел целью его учреждения было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.

Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, когда нужно, прилагались таблицы.

Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.

В 1837 году была определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. Следует подчеркнуть, что только в 1842 году Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.).

В дореформенный период учрежденный при Министерстве внутренних дел по Высочайшему повелению 22 декабря 1852 года Статистический комитет, 4 марта 1858 года получает наименование Центрального статистического комитета, которому предоставляется право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному Статистическому Комитету подчиняются по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства.

Преобразование Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в Центральный статистический комитет свидетельствовало об официальном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий при Министерстве внутренних дел по возложенным на него обязанностям и наделенным правам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных, привлечения к работе представителей других ведомств, Центральный статистический комитет утверждался как вневедомственный орган, ему было предоставлено право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному Статистическому Комитету подчинялись по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства.

Развитию государственной статистики способствовало привлечение к практической деятельности известных статистиков. Статистическое отделение Министерства внутренних дел с 1835 года по 1852 год возглавлял известный статистик К.И. Арсеньев. В изучение деятельности общероссийских административно-государственных статистических служб по формированию статистического материала определенный вклад внесла работа А.Б. Бушена [1]. Автором была предпринята попытка анализа формирования статистической системы по сбору статистических данных о населении, с определением уровня достоверности и репрезентативности полученного материала.

В конце XIX - начале XX веков в трудах ученых были поставлены и частично освещены ряд новых, принципиально важных проблем. Истории развития статистических служб в системе государства посвящены исследования Ю.Э. Янсона [8]. Им определяется роль Министерской реформы - 1802 г. в формировании административно-государственных статистических служб. Важным является то, что автор показал роль отдельных Министерств в формировании статистических материалов. В представленных исследованиях детально рассматривается влияние теории на практику в системе ведомств, формирующих статистический материал, что позволило выявить факторы, повлиявшие на процесс развития государственных статистических служб. Исследователями показан ряд причин неудовлетворительного положения в деятельности статистических учреждений.

История изучения статистических служб предыдущими исследователями оказала влияние на целое поколение русских статистиков конца XIX века. Внимание к развитию деятельности статистических служб в исследовании Л.В. Ходского проявилось в обобщении методов статистических исследований и внедрения в практику достижений статистической науки. Исследователь пришел к важному выводу, что «учитывая существующие проблемы в регионе в организации и развитии статистических служб, теоретически обобщенная методика была практически неприемлема по причинам малого количества специалистов в отдаленных местах и низкой грамотности»[7, С. 105]. Вместе с тем, по его мнению, теоретические достижения науки стали оказывать существенное влияние на развитие системы статистических служб и учреждений.

Определенный вклад в изучение проблемы внесла работа Е.Г. Рахмиловича, в которой автор, подводя итог организации статистических служб, выявил ряд недостатков в их развитии. Исследователь отмечал, что в «России нет полного объединения административно-статистической деятельности...» [3, С. 12]. Такой критический подход позволяет более объективно оценить организацию и структуру статистических служб и учреждений.

Но наиболее полно, проблемы развития статистических служб в России, рассматриваются в работах, посвященных земской реформе, поскольку она заложила новые принципы организации земского статистического учета. Историю организации административной статистики в государстве затрагивает исследование А.А. Кауфмана,[2] который проанализировал процесс развития системы государственных статистических учреждений в России и определил их роль для государственной практики.

Таким образом, в дореволюционный период ученые описывали преимущественно процессы становления и развития административно-государственных и земских статистических служб в предшествующем или современном им периоде. В целом, необходимо отметить, что данные исследования, как правило, не содержат глубокого научного анализа самой истории развития статистических служб и носят констатирующий характер. Наибольшее внимание исследователей было уделено влиянию статистической науки на формирование статистических служб, их деятельности и вопросам земской статистики. При этом, специфические условия развития статистических служб в сибирском регионе, в большинстве работ, практически не были отражены.

Таким образом, исторический анализ проблемы правового регулирования деятельности в сфере официального статистического учета в дореволюционной России способствовал выявлению тенденции ее качественной дифференциации с первых этапов становления, а также показал историческую обусловленность формирования современной системы административно-правового регулирования в сфере официального статистического учета и важнейшие предпосылки, обеспечивающие раскрытие его юридического значения.


Литература:

  1. Бушен А.Б. Об устройстве источников статистики населения в России. - СПб., 1864.

  2. Кауфман А.А. Теория и методы статистики. - М., 1912;

  3. Рахмилович Е.Г. Краткий курс статистики. - Одесса, 1902. – С. 12.

  4. Рябушкин Т.В. Методология в статистике. - М., 1985.

  5. Скопа Виталий Александрович. История развития статистических служб Томской губернии в 1835 - 1919 гг. : дисс. ... к. и. н. Барнаул, 2007.- 238 с

  6. Федорович Л.В. История и теория статистики. - Одесса, 1894;

  7. Ходский Л.В. Основания теории и техники статистики. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича.,1896.-С. 105.

  8. Янсон Ю.Э. Направления в научной обработке нравственной статистики. Введение в сравнительную нравственную статистику. - СПб., 1871.

Основные термины (генерируются автоматически): статистических служб, внутренних дел, развития статистических служб, статистических работ, Министерства внутренних дел, административно-государственных статистических служб, дореволюционной России, системы статистических служб, статистических данных, Министерстве внутренних дел, проверки статистических работ, статистической деятельности, статистических материалов, статистических исследований, статистических учреждений, деятельности статистических, официального статистического, региональных статистических служб, официального статистического учета, деятельности статистических служб.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос