Историография становления и развития педагогических научных школ
Автор: Кривощекова Наталья Викторовна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1353 раза
Библиографическое описание:
Кривощекова, Н. В. Историография становления и развития педагогических научных школ / Н. В. Кривощекова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/938/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность проблемы исследования обусловлена социокультурной потребностью в убедительном обосновании значимости научных школ как факторов прогресса науки; кардинальной переоценкой ценностей педагогики и системы образования, а также результатов подготовки кадров высшей квалификации в условиях установления новой формы социальных отношений, суть которой заключается в необходимости людей «думать вместе и действовать сообща»; необходимостью выявления рациональных и гуманистически ориентированных условий воспитания (опыта подготовки) нового поколения ученых в педагогических научных школах, для определения векторов развития педагогической науки в контексте мировой и отечественной педагогики; важностью обоснования закономерностей развития региональных педагогических научных школ, их зависимости от изменяющихся потребностей общества, позволяющей диверсифицировать содержание, формы и методы образовательной практики при сопоставлении с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры Урала в советский и постсоветский период (до нач. ХXI века).
Проблема становления и развития педагогических научных школ Урала как устойчивых социальных институтов общества, аккумулирующих научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования и способствующих активному развитию и функционированию перспективных образовательно-воспитательных моделей, оказывается имплицитно связанной с проблемой оптимизации научно-исследовательской деятельности в высшей профессиональной школе. Оптимизация научно-исследовательской деятельности в высшей профессиональной школе определяется стимулированием фундаментальных научных исследований, созданием открытой информационной среды, повышением престижа профессии ученого, интеграцией науки и образования, развитием целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров (кадров высшей квалификации). В ряде государственных документов отмечается, что для реального преобразования жизни России в целом важное значение имеют развитие науки и научного потенциала в регионах, способствующие прогрессу регионов с учетом экономических, ресурсных, экологических и культурных особенностей (Доктрина развития российской науки (1996); Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ»; Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы).
Проблема становления и развития педагогических научных школ является одной из наиболее активно разрабатываемых в современной научно-педагогической литературе. В ее рамках четко выделяется и приобретает самостоятельный статус тематика педагогического значения региональных научных школ, их роли в формировании кластеров развития образования, в воспитании новых поколений ученых, в научном обеспечении образовательной стратегии и практики. До последнего времени исследовательские работы в данной области носили, по большей части, поисковый характер: шло накопление фактического материала, открывались особенности отдельных региональных научных школ, выявлялись некоторые закономерности и тенденции их развития. В настоящее время появились возможности исследований концептуального характера, отражающих реальную историю научных школ на их сущностном уровне.
Теоретический анализ заявленной проблемы свидетельствует о том, что область исследований педагогической научной школы, наравне с понятиями научно-исследовательская работа и квалификационные научно-педагогические исследования, является ведущей в педагогической науке в связи с обсуждением проблемы построения информационного общества как новой фазы социального развития.
Начиная с работ А.Н. Антонова, И.А. Аршавского, Б.М. Кедрова, Т. Куна, И. Лакатоса, К.А. Ланге, Д. Прайса, Н.Н. Семенова, С.Д. Хайтуна, Г. Штейнера, М. Г. Ярошевского, проблематика педагогической научной школы приобрела особую актуальность в философских, социологических, педагогических, психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов, подтверждая тезис о том, что научные школы играют важную роль в развитии педагогической науки в целом, и в совершенствовании подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в частности [6]. Феномен научной школы, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др. достаточно глубоко и многоаспектно изучен, о чем свидетельствуют научно-исследовательские работы, посвященные научным школам: «Научная школа – феномен и исследовательская программа науковедения» (В.Б.Гасилов); «Проблемы научной школы как формы познавательной деятельности» (Э.Дам); «Научная школа как форма кооперации ученых» (А.В.Огурцов); «Научная школа как коллективное творческое сознание» (В.П.Боярский, Н.А.Гаврюшин). С выходом крупных коллективных работ "Основы науковедения" (1985 г.), "Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность" (1987), "Научные кадры СССР: динамика и структура" (1991 г.), научные школы рассматриваются как неотъемлемая часть отечественного потенциала науки и образования.
Научная школа как науковедческая категория описана в работе О.Воверене и О.Вилкиной [2], а феномен научных школ стал изучаться как в общеисторическом (В.П.Корзун, С.Б.Максюкова) [4, 5], так и в социокультурном контексте (Н.П.Лукина и Е.С.Ляхович). Социологические подходы к изучению деятельности научного сообщества успешно развивает тбилисская школа науковедов. Проблемы информационных связей научных школ, их идентификации, оценки динамики научных направлений и развития сети научных коммуникаций нашли отражение в работах Л.Мальцене, И.В.Маршаковой, Г.Г.Дюментона. Вопрос о долговечности научных школ и научных направлений поставили Е.З.Мирская и Г.А.Несветайлов.
В ряде работ отмечалось, что в орбиту интересов истории науки помимо изучения развития предметного содержания отдельных наук и научного знания в целом, связей между развитием общества и развитием науки входит исследование эволюции форм организации науки, ее структуры, развития методов исследований, истории формирования и деятельности продуктивных научных школ и коллективов, методов и особенностей руководства ими, форм и методов подготовки и использования специалистов и т.п. (М.Г.Ярошевский, П.Л.Капица) [3].
Идея развития, становления и преобразования научных школ рассматривается как история познания предмета педагогической науки, как история развития педагогических учений, как важный социальный институт уральской регионанальной педагогической науки, как способа организации коллективной научно-исследовательской деятельности, которая своими корнями уходит в историю философской и педагогической мысли: 1) интерес к феномену научной школы проявляли Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ, Диоген Лаэртский; 2) на консолидирующую направленность научных школ указывали Г.М.Добров, С.Р.Микулинский, Н.И.Родный, М.Г.Ярошевский, С.А.Кугель, П.Б.Шелищ и др.; 3) целостное учение о культуре научно-исследовательской деятельности представлено в трудах Н.Н. Ванага, М.В. Нечкиной, А.М. Панкратовой, Г.С. Фридлянда и др.; 4) изучением проблемы личности и коллектива в научном творчестве, формировании и деятельности научных школ занимались такие исследователи, как Г.М.Добров, С.Р.Микулинский, Н.И.Родный, М.Г.Ярошевский, С.А.Кугель, П.Б.Шелищ.
В истории мировой науки научные школы известны со времен античности (школа Аристотеля, школа Платона и др.). Советское науковедение успешно развивалось совместными усилиями ученых из Киева, Москвы, Ленинграда, Таллинна, Тарту, Минска, Тбилиси, других городов. После распада Советского Союза одним из ведущих центров исследования науки в России становится Ленинград - Санкт-Петербург [1].
В 1990-е - начале 2000-х годов предметное поле изучения научных школ необычайно расширилось как тематически, так и географически. Исторические типы научных школ, особенности современного понимания научной школы, развитие современной научной школы и новых видов коммуникаций между учеными исследовались в работах Ю.И.Неймарка, А.Н.Тихонова, Г.Л.Ильина, Э.С.Зимина, Д.Сапрыкина, Е.З.Мирской, Г.А.Унтуры и др. Ряд работ посвящен взаимодействию и взаимовлиянию академических и вузовских научных школ, роли научных школ в воспроизводстве кадрового потенциала и исследовании образования взрослых, моделям взаимодействия науки и образования через научные школы, истории формирования и развития научных школ отдельных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Томска, других городов.
В этот же период создан значительный историографический задел в изучении формирования и деятельности научных школ в различных направлениях исследований: физике, в том числе ядерной - благодаря системным исследованиям атомного проекта СССР, математике, механике, гидродинамике, информатике и программировании, новой технике, геологии, географии, химии и биологии, экономике, социологии, психологии, истории.
- Литература:
Ведущие научные школы России. Справочник. - М.: Янус-К, 1998. - 624 с.
Воверене О., Вилкина О. Научная школа как науковедческая категория // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - С.154-156.
Грезнева, О. Ю. Научные школы (педагогический аспект) [Текст] / О.Ю. Грезнева. – М., 2003. – 69 с.
Корзун В.П. О роли и месте научной школы в истории науки // Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. - Омск, 1987. - С.3-6.
Максюкова С.Б. Научные школы и направления как внутринаучные регуляторы преемственности в историческом познании // Проблемы социального познания и управления. - Томск, 1988. - С.59-66.
Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. - С.86.