Становление и развитие системы статистической деятельности в дореволюционной России
Автор: Бондарчук Андрей Михайлович
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, март 2012)
Статья просмотрена: 3801 раз
Библиографическое описание:
Бондарчук, А. М. Становление и развитие системы статистической деятельности в дореволюционной России / А. М. Бондарчук. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1278/ (дата обращения: 21.11.2024).
Становление и развитие системы официального статистического учета в России во временном континууме практически всегда коррелировало с изменениями в её политическом устройстве и с историческими вехами. Преобразования российской государственности и реформирование экономики обусловили адекватные этим процессам изменения в системе правового регулирования статистической деятельности. Данная система имеет глубокие исторические корни.
Исторический опыт строительства российской государственной статистики раскрывает целый ряд общих тенденций и характерных признаков, представляющих интерес для исследования специфики ее административно-правового регулирования.
Процесс становления и развития статистических служб и их деятельности как в России исследовался Б.Г. Литваком, В.А. Берлинских, И.И. Комаровой, которые поднимали вопросы о роли региональных статистических служб - губернских статистических комитетах в формировании фондов статистических материалов, годовой губернаторской отчетности, научно-просветительской и археографической деятельности на примере статистических комитетов Европейской России. Вместе с тем, при широком использовании статистических данных в научных изысканиях, историки, так или иначе, касаются вопросов накопления и достоверности статистических данных по конкретно-историческим проблемам, но не связывают их с проблемами организации и развития системы статистических служб и учреждений и способов формирования статистической базы. История изучения административно-государственных статистических служб и их деятельности на протяжении XIX-XX вв. носила накопительный характер [5, C.32].
Основы общегосударственной системы статистики в России были заложены при Петре I, в период изменения экономической политики в конце XVIII века, проявившегося в оживлении свободного предпринимательства. Функции центрального статистического органа выполнял учрежденный при Петре I Сенат. Начиная с 1764 года, в России было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления российской статистики: генеральная опись Малороссии, генеральное межевание и топографическое описание губерний. Данный период возникновения статистической деятельности в России характеризуется также рядом важных и интересных научных статистических разработок.
В 1802 году император Александр I ввел в России статистическую отчетность для губернаторов, где они в произвольной форме, но с использованием цифровых данных сообщали о жизни своих губерний. Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. повелено: каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей. 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1802 года началось организационно-структурное оформление статистической деятельности в России.
С созданием в 1802 году Министерств, приступивших к сбору учетных данных по подведомственным им отраслям, и возникновением в 1811 г. первого официального статистического учреждения при Министерстве полиции под именем статистического отделения наступает новый исторический этап развития российской статистики. Вплоть до начала 60-х годов этот этап характеризуется организационно- методологическим совершенствованием работы органов государственной статистики и появлением глубоких статистических исследований, способствовавших проведению реформы 1861 г.
Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Восстанавливается отчетность губерний. Министерством внутренних дел в 1802 и 1804 гг. были изданы циркуляры, согласно которым губернии были обязаны ежегодно представлять отчеты по установленным формам. 19 сентября 1802 года в циркуляре Министра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам указана схема отчета, содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах и о городских доходах и публичных зданиях.
20 марта 1811 г. был создан официальный центр правительственной статистики России - Статистическая часть Российской Империи (Статистическое отделение при Министерстве полиции), которое возглавил статистик-академик Карл Федорович Герман.
С учреждением в Совете Министерства внутренних дел России в 1834 году особого Статистического отделения, во всех губернских городах начали создаваться статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов и главным ведением генерал-губернаторов. Согласно утвержденным 20.12.1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел целью его учреждения было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.
Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, когда нужно, прилагались таблицы.
Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.
В 1837 году была определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. Следует подчеркнуть, что только в 1842 году Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.).
В дореформенный период учрежденный при Министерстве внутренних дел по Высочайшему повелению 22 декабря 1852 года Статистический комитет, 4 марта 1858 года получает наименование Центрального статистического комитета, которому предоставляется право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному Статистическому Комитету подчиняются по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства.
Преобразование Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в Центральный статистический комитет свидетельствовало об официальном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий при Министерстве внутренних дел по возложенным на него обязанностям и наделенным правам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных, привлечения к работе представителей других ведомств, Центральный статистический комитет утверждался как вневедомственный орган, ему было предоставлено право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному Статистическому Комитету подчинялись по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства.
Развитию государственной статистики способствовало привлечение к практической деятельности известных статистиков. Статистическое отделение Министерства внутренних дел с 1835 года по 1852 год возглавлял известный статистик К.И. Арсеньев. В изучение деятельности общероссийских административно-государственных статистических служб по формированию статистического материала определенный вклад внесла работа А.Б. Бушена [1]. Автором была предпринята попытка анализа формирования статистической системы по сбору статистических данных о населении, с определением уровня достоверности и репрезентативности полученного материала.
В конце XIX - начале XX веков в трудах ученых были поставлены и частично освещены ряд новых, принципиально важных проблем. Истории развития статистических служб в системе государства посвящены исследования Ю.Э. Янсона [8]. Им определяется роль Министерской реформы - 1802 г. в формировании административно-государственных статистических служб. Важным является то, что автор показал роль отдельных Министерств в формировании статистических материалов. В представленных исследованиях детально рассматривается влияние теории на практику в системе ведомств, формирующих статистический материал, что позволило выявить факторы, повлиявшие на процесс развития государственных статистических служб. Исследователями показан ряд причин неудовлетворительного положения в деятельности статистических учреждений.
История изучения статистических служб предыдущими исследователями оказала влияние на целое поколение русских статистиков конца XIX века. Внимание к развитию деятельности статистических служб в исследовании Л.В. Ходского проявилось в обобщении методов статистических исследований и внедрения в практику достижений статистической науки. Исследователь пришел к важному выводу, что «учитывая существующие проблемы в регионе в организации и развитии статистических служб, теоретически обобщенная методика была практически неприемлема по причинам малого количества специалистов в отдаленных местах и низкой грамотности»[7, С. 105]. Вместе с тем, по его мнению, теоретические достижения науки стали оказывать существенное влияние на развитие системы статистических служб и учреждений.
Определенный вклад в изучение проблемы внесла работа Е.Г. Рахмиловича, в которой автор, подводя итог организации статистических служб, выявил ряд недостатков в их развитии. Исследователь отмечал, что в «России нет полного объединения административно-статистической деятельности...» [3, С. 12]. Такой критический подход позволяет более объективно оценить организацию и структуру статистических служб и учреждений.
Но наиболее полно, проблемы развития статистических служб в России, рассматриваются в работах, посвященных земской реформе, поскольку она заложила новые принципы организации земского статистического учета. Историю организации административной статистики в государстве затрагивает исследование А.А. Кауфмана,[2] который проанализировал процесс развития системы государственных статистических учреждений в России и определил их роль для государственной практики.
Таким образом, в дореволюционный период ученые описывали преимущественно процессы становления и развития административно-государственных и земских статистических служб в предшествующем или современном им периоде. В целом, необходимо отметить, что данные исследования, как правило, не содержат глубокого научного анализа самой истории развития статистических служб и носят констатирующий характер. Наибольшее внимание исследователей было уделено влиянию статистической науки на формирование статистических служб, их деятельности и вопросам земской статистики. При этом, специфические условия развития статистических служб в сибирском регионе, в большинстве работ, практически не были отражены.
Таким образом, исторический анализ проблемы правового регулирования деятельности в сфере официального статистического учета в дореволюционной России способствовал выявлению тенденции ее качественной дифференциации с первых этапов становления, а также показал историческую обусловленность формирования современной системы административно-правового регулирования в сфере официального статистического учета и важнейшие предпосылки, обеспечивающие раскрытие его юридического значения.
Литература:
Бушен А.Б. Об устройстве источников статистики населения в России. - СПб., 1864.
Кауфман А.А. Теория и методы статистики. - М., 1912;
Рахмилович Е.Г. Краткий курс статистики. - Одесса, 1902. – С. 12.
Рябушкин Т.В. Методология в статистике. - М., 1985.
Скопа Виталий Александрович. История развития статистических служб Томской губернии в 1835 - 1919 гг. : дисс. ... к. и. н. Барнаул, 2007.- 238 с
Федорович Л.В. История и теория статистики. - Одесса, 1894;
Ходский Л.В. Основания теории и техники статистики. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича.,1896.-С. 105.
Янсон Ю.Э. Направления в научной обработке нравственной статистики. Введение в сравнительную нравственную статистику. - СПб., 1871.