История социальной службы в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.09.2014

Статья просмотрена: 16151 раз

Библиографическое описание:

Крупчина, Е. В. История социальной службы в России / Е. В. Крупчина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12554/ (дата обращения: 22.12.2024).

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность. У восточно-славянских племён она носила форму помощи старикам, больным и детям, регулируемой родом. Об этом свидетельствует славянская мифология и религиозные культы. Можно выделить три основные формы помощи данной группе людей: 1) выделение «косячка», т. е. выделение старикам земель, лёгких в обработке; 2) «кормление по договорам», т. е. дряхлых, немощных стариков и детей брала на поруки и кормила родовая община; 3) старика поочерёдно кормили и содержали семьи данного рода [1, с. 44].

С возникновением классового общества формы социальной защиты стали носить правовой характер. С возникновением у восточных славян государства (8–9 вв.), объединившего восточно-славянские племена, возникают новые формы социальной помощи, частично закреплённые в первых правовых актах. Русские князья, нередко занимались благотворительностью ещё до принятия Русью христианства. Уже в договорах с Византией, были зафиксированы акты благотворения о выкупе русичей из плена за счёт казны, при Киевских князьях Олеге и Игоре (9 в.)

Великий Киевский князь Владимир Святославович, крестивший Русь, издал Устав в 996 г., регулирующий помощь нуждающимся, со стороны государства и церкви. Объектами помощи признаются: старики, сироты, вдовы, монахи, калики перехожие, странники, «хромцы», «слепцы», юродивые и блаженные [4, с. 91].

С 10 по 13 в., сформировались новые формы помощи: прокормление, лечение и научение, при церквях и монастырях на княжеские и церковные средства. При монастырях создаются странноприимные дома и больничные кельи, в том числе для неизлечимо больных. В период татаро-монгольского ига возросла роль Церкви в оказании помощи вдовам, сиротам, калекам. С ликвидацией татаро-монгольского ига появились такие формы помощи как приходы, раздававшие милостыню. Появляются светские благотворители из числа господствующего класса напр., бояре А. Ордин-Нащокин, Ф. Ртищев и др. [2, с. 330].

В Московском царстве с 17 в. появляются Приказы, такие как: Патриарший, Казённый, Аптекарский, Большого Дворца и Полоняничный, которые оказывали социальную помощь малоимущим и неимущим слоям населения.

При Петре 1 социальная служба наполнилась новым глубоким содержанием. Особое место занимает Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г., который положил начало созданию в России целой системы социальной помощи и защиты, малоимущих слоёв населения, имеющих правовую основу. В соответствии с сетью изданных указов в России, больные нищие определялись в богадельни. На содержание призреваемых выделялись средства из патриаршей домовой казны; малоимущие получили право получать пособия из государственных средств; для раненных солдат открывались госпитали [4, с. 204]. К 1724 г. в Российской империи насчитывалось более 90 богаделен, в которых призревалось свыше трёх тысяч человек. На протяжении всего 18 в. работа государства по социальному призрению развивалась и возрастала. Например, появились сиротские дома, в которых содержались дети-сироты. В 1775 г., в связи с территориально-административной реформой, поделившей Российскую империю на 51 губернию, особым распоряжением императрицы Екатерины 2, предписывалось в каждой губернии учредить Приказ общественного призрения, в обязанности которого входило: организовывать больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома работные и др. [4, с. 198].

Прогрессивным шагом в деле социального призрения было открытие 14 октября 1806 г. в Павловске, опытного училища для глухонемых. Учеников обучали не только грамоте, но и ремёслам. Также в 1806 г., в Гатчине было открыто училище для слепых детей. Позже такие школы открывались во многих губерниях. В 19 в. стали открываться учебные заведения «общины красного креста», по подготовке младшего и среднего медицинского персонала, обслуживающего госпитали и больницы. Первая такая община была открыта в Санкт-Петербурге в 1844 г. и называлась Свято-Троицкая. Кресто-Воздвиженская община, созданная по инициативе Николая Ивановича Пирогова, прославилась своим подвижническим трудом в годы Крымской Русско-Турецкой войны и при обороне Севастополя. В 19 в. распространённым явлением было создание благотворительных комитетов, обществ, попечительских советов для оказания разносторонней помощи сиротам, инвалидам, престарелым и неимущим людям. Эти организации существовали на частные пожертвования богатых людей и представителей правящей династии Романовых [2, с. 329].

Огромную роль в социальной защите населения сыграла земская реформа, проведённая Императором Александром 2. Земства проводили в жизнь социальную политику в своём регионе, создающую условия для развития социального благополучия населения во всей Империи. Благодаря такой социальной политике в Российской Империи за 30 лет число людей, получающих помощь от государства, достигла 12 млн. человек. Число богаделен увеличилось в 5 раз, сиротских домов возросло в 1,5 раза [3, с. 104]. Появилась профессия, названная земскими уполномоченными, что явилось прообразом современных социальных работников, обслуживающих бедных, инвалидов и престарелых людей. В городах функционировали городские думы, проводившие в жизнь социальную политику государства. Создавались территориальные системы попечительства, которые выявляли социально-незащищённых лиц и определяли им формы социальной защиты. На оказание социальной помощи выделялись средства из бюджета попечительских советов. Работа попечительских советов была многогранной, в частности:

-          содействие в помещении больных, слабых и малолетних в учреждения призрения;

-          содействие в поиске работы и заработка;

-          выдача единовременных денежных пособий, а также постоянных денежных пособий социально-незащищённым слоям населения;

-          организация работных домов и домов трудолюбия и др. [1, с.119].

По всей Российской Империи в пореформенной России создавались приюты, школы, хутора-приюты, дома призрения, церковно-приходские школы, учебные заведения для глухонемых и слепых детей. Большой вклад в социальное попечительство внесли Российские Императрицы: Мария Александровна — жена Александра 2 и Мария Фёдоровна — жена Александра 3. Многие представители господствующего класса, также занимались благотворительностью, например, семья промышленников Бахрушиных открыла в Москве городскую больницу, приют и колонию для беспризорных. К началу 20 века в Российской Империи насчитывалось приблизительно 15 тыс. благотворительных учреждений [1, с. 220].

Во время правления Временного правительства, с марта по октябрь 1917 г., начало функционировать Министерство государственного призрения, которое продолжило деятельность по социальной защите населения. В ноябре 1917 г., был образован Народный комиссариат государственного призрения РСФСР, который принял все дела, имущество и денежные средства, прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения. В апреле 1918 г. этот Наркомат был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения, потому что старое название говорило о том, что социальная помощь носит форму милостыни что, по мнению новой власти, унижает человеческое достоинство неимущих слоёв населения.

В первые годы Советской власти был утверждён территориальный принцип оказания социальной помощи. Советская власть продолжила работу по выплате пенсий и пособий по инвалидности, материнства и детства. Огромная работа велась по борьбе с беспризорностью, лучшие педагоги были привлечены к этой работе. Самым ярким примером является педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко.

С образованием СССР в 1922 г. государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. В частности, Общество слепых, Общество глухих, Кооперация инвалидов, Крестьянское общество взаимопомощи стали работать, как самостоятельные хозяйственные единицы в системе социального обеспечения. В 20–30 годы все трудящиеся получили право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование, всеобщее право на пенсии по старости и инвалидности.

В годы ВОВ сложилась карточная система распределения продуктов среди населения, что позволило прокормить население на неоккупированных территориях Советского союза. Денежные выплаты получали семьи военнослужащих, а инвалиды войны получали пенсии и бытовую помощь. Особую заботу проявляло государство о детях фронтовиков, для них в городах организовывали бесплатные столовые, например, в г. Ташкенте.

В 1946 г. в Советском союзе было создано Министерство социального обеспечения, которое сформировало патерналистскую модель социальной защиты. Государственными гарантиями были охвачены все основные аспекты жизни общества вплоть до 1992 года. Важнейшей гарантией со стороны государства было право на труд и устойчивое получение дохода, хотя и в небольших размерах. В 60-е годы многие советские граждане получили от государства новые квартиры. Однако при всех плюсах Советской социальной системы, проявились и минусы такие как: рост иждивенческих настроений среди населения; снижение ответственности граждан за результат труда; ограничение личной инициативы в труде; множество запретов в общественной системе и другие. Всё это вызвало необходимость проведения социально-экономических реформ, однако реформы, проводимые во второй половине 80-х и в 90-е годы, привели к ликвидации Советской власти и развалу СССР. Практически вся сложившаяся система социального обеспечения рухнула, что привело к значительному снижению уровня жизни населения, снижению рождаемости и превышению смертности над рождаемостью и другим негативным последствиям. Возник огромный разрыв между уровнем доходов самых богатых граждан РФ и большинством населения страны. Шоковая терапия, проводимая правительством, приведшая к гиперинфляции, к росту безработицы, привела к резкому социальному расслоению населения. За чертой бедности оказалось 2/3 населения РФ. Однако были и положительные нововведения по социальному обслуживанию населения, например в 90-е годы в РФ возникла сеть социальных учреждений по обслуживанию на дому, престарелых и инвалидов. Наглядным примером такого учреждения является «Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения», возникший в 90-е годы и называвшийся КЦСО «Берег» вплоть до августа 2014 г. [3].

В настоящее время социальной политикой в РФ руководит Министерство труда и социальной защиты [1]. Во всех субъектах РФ существуют Министерства и ведомства, осуществляющие руководство социальным обеспечением на местах, например, в Краснодарском крае оно называется Министерство социального развития и семейной политики, в настоящее время им руководит Е. С. Ильченко [2]. В г. Краснодаре в каждом районе имеется своё государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения, своего округа. Эти учреждения выполняют многогранную работу по социальному обслуживанию, куда входят: обслуживание инвалидов и престарелых на дому; социально-медицинское обслуживание инвалидов и престарелых; культурно-массовая работа с лицами только что вышедшими на пенсию; психологическая реабилитация лиц преклонного возраста и многое другое. Большинство социальных работников имеют специальную подготовку в высших и средних учебных заведениях.

В целом в РФ система социальной защиты населения развивается и совершенствуется по мере нарастания экономической мощи РФ и совершенствования её политической системы.

Литература:

1.      Жуков В. И. История социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011. 400 с.

2.      Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России: Учебное пособие. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 624 с.

3.      Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 344 с.

4.      Фирсов М. В. История социальной работы: Учебное пособие для высшей школы. — М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 608 с.

5.      government.consultant.ru/page.aspx?1616437 (дата обращения 05.09.2014).

6.      Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. www.sznkuban.ru/history1.html (дата обращения 05.09. 2014).

7.      ГБУ СО КК «Краснодарский КЦСО «Берег». exacom.ru/company/1843469 (дата обращения 05.09.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): социальная помощь, социальное обеспечение, Российская Империя, дом, социальная защита, Россия, РФ, Советская власть, социальная защита населения, социальная политика.


Задать вопрос