В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством. В данной статье мы определимся с юридической природой понятия социального государства, с историей его происхождения в России. А также определимся, что значит в настоящее время данное понятие для России, является ли де-факто Россия социальным государством или это только де-юре закрепленная в Конституции декларативная норма.
В действующем законодательстве понятие социальное государство нигде не закреплено, что является существенным минусом. Поэтому данное понятие остается объектом дискуссий ученых, которые по-разному определяют данное понятие.
Как отмечают многие ученые, впервые понятие социальное государство употребил в 1850 г. немецкий ученый Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. Отсюда социальное государство Лоренц фон Штейном понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. Иначе, политическая система должна перераспределять материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий (конфликтов) и помощи нуждающимся [2. с. 63].
Зачастую выделяют понятие социального государства в широком и узком смысле.
Социальное государство в наиболее узком его понимании осуществляет в своей деятельности выплату пособий населению, предоставление услуг обществу и обеспечение вопросов, связанных с жилищным обеспечением. В широком смысле социальное государство реализует не только большое количество программ, направленных непосредственно на поддержку населения, но и меры, направленные на управление и организацию экономики, включая вопросы, связанные с трудоустройством, а также осуществляет всеобъемлющее управление макроэкономикой [1. с. 9].
Или, «Социальное государство» — особый тип государства, появление которого обусловлено необходимостью предотвратить социальные потрясения, порождаемые чрезмерным социально-экономическим неравенством. Социальное государство призвано обеспечить высокий уровень социальной защищенности населения за счет проведения соответствующей политики, предусматривающей адресную поддержку малоимущих, безработных, многодетных семей, инвалидов, а также практическую реализацию принципов социального партнерства как во взаимоотношениях государства и гражданского общества, так и во взаимоотношениях различных групп и слоев самого общества. Важнейшей задачей социального государства является утверждение в обществе принципов социальной справедливости и солидарности, предотвращение острых социальных конфликтов [6. с. 79].
Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3].
Таким образом, можно констатировать, что существует множество мнений ученых, о понятие социальное государство, но из данных определений, можно выделить общие признаки такого государства:
– демократическое общество;
– верховенство права;
– высокоразвитая экономика страны, направленная на реализацию социальных программ;
– реализация принципа социальной справедливости;
– человек и его права являются высшей ценностью такого государства;
– правовая культура населения;
– морально-нравственные устои общества и др.
В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, деятельность которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Данное провозглашение России социальным государством произошло лишь с принятием в 1993 году Конституции РФ. Но интересно обратится к истории становления социального государства в России.
Следует отметить, что Россия имеет достаточно большой опыт становления социального государства. Впервые движения за социальные права появились в конце 19 века, было образовано Министерство государственного призрения, приняты законы по регулированию условий труда заводских рабочих, женщин, малолетних работников, в 1886 г.- закон о медицинском страховании рабочих, в 1893 г. — об охране труда, в 1903 г.- о компенсации увечий от несчастных случаев на производстве. В 1906 г. первая в отечественной истории Государственная дума приступает к правовому оформлению основ социальной политики. В 1912 г. она принимает законы по страхованию от несчастных случаев, об оплачиваемых «больничных листах» [6. с. 79–80].
В СССР был накоплен богатый опыт государственного социального регулирования. Советское государство не провозглашалось как социальное, но социальная ориентация, забота о гражданах сразу была объявлена одной из главнейших задач этого государства.
Также следует отметить, что не маловажным периодом становления социального государства является период управления государством Хрущевым Н. С., Брежневым Л. И. Так Руденкин В. Н., в своей научной статье отмечает, что «важными шагами в строительстве советского социального государства стали «хрущевская оттепель» и «брежневский застой». В результате развернутого Н. С. Хрущевым массового жилищного строительства миллионы советских граждан получили отдельные квартиры и впервые получили возможность индивидуальной личной жизни. В хрущевский период в Советском Союзе стало формироваться «общество потребления»: появились кооперативные квартиры, телевидение, можно было записаться в очередь на автомобиль. Если при И. В. Сталине люди жили в коммунальных квартирах и практически не имели собственности, то теперь в стране начался настоящий «потребительский бум»: люди покупали автомашины, холодильники, пылесосы, магнитофоны, мебель. Та же политика, направленная на построение «общества потребления», была продолжена и при Л. И. Брежневе [6. с. 84–85].
Следует отметить, что именно в Советские времена можно говорить о полноценном социальном государстве, но это государство было основано на односторонних отношениях, а именно государство потребления, государство которое регулировало и защищало все потребности общества. Но чтобы обеспечивать все потребности общества, необходима достаточная материальная основа. Следует согласиться с мнением большинства ученых, что одной из главных причин распада СССР, является недостаточность материальной основы советского социального государства.
Конституции РФ 1993 г. отражает либеральную модель социального государства, предусматривающую личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Данная модель исходит из минимизации социальных функций государства, резкое сокращение его социальных расходов: предполагается, что финансирование социальных программ должно осуществляться в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. Государству же вменяется стимулирование роста личных доходов граждан [6. с. 87].
Следует отметить, что наиболее важными проблемами принятия такой формы социального государства стали огромные демографические потери (высока смертность, низкая рождаемость и др.), а также падение доходов, нарастание масштабов бедности, высокий уровень безработицы.
В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д. [6. с. 91].
Следует согласиться с мнением автора, т. к. на поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.
Является ли Россия социальным государством? Ответ на этот вопрос остается неоднозначным и дискуссионным.
Многие ученые считают, что на сегодняшний день конституционное положение о том, что Россия является социальным правовым государством, больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность.
Социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Чиновники и государственный аппарат в целом должны прежде всего сами жить по законам, уважать и чтить общепринятые моральные ценности и нормы. Тогда, умерив свои аппетиты, «власть» найдет те самые излишки и будет возможность распределять социальные блага, а не социальные тяготы и нужды как сегодня [3. с. 573].
Как было отмечено выше, одним из критериев социального государства является закрепление социальных прав в Конституции, а значит принятие государством на себя обязанностей по их обеспечению. Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.
Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей. К социальным стандартам, ориентированным на обеспечение минимальных социальных гарантий граждан, традиционно относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека» [5. с. 3].
Подведя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день говорить о России как о сложившемся социальном государстве рано. Россия станет социальным государством тогда, когда будут всецело реализованы на практике в жизни конституционные нормы, которые определяют социально-экономические права человека в России. Становлению социального государства в России препятствует ряд факторов, а именно отсутствие правового государства, не сформированы основные институты гражданского общества, отсутствие действующих социальных программ, морально-нравственные устои имеют отрицательную деформацию и др.
Литература:
- Аристов Е. В. «Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия»// Вестник Пермского университета. 2015. выпуск 3(29) С.8–14;
- Донцова Т. К., Донцов Е. М. «Еще раз о социальном государстве России глазами юристов-лозунг или реальность»// Проблемы в российском законодательстве. 2013. № 4. С. 63–67;
- Дреманова М. А. «Россия — социальное государство?»// Теория и практика общественного развития. 2012. C. 573–574;
- Косенко О. И. «Основные тенденции современного этапа становления в России социального государства»// Труд и социальные отношения. 2012. № 6. С.3–13;
- Кочеткова Л. Н. «Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ)»// Электронный научный журнал «ГосРег».2013.№ 2. С.1–7;
- Руденко В. Н. «Социальное государство в России: конституционный принцип и практическая реализация»// Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2013. № 1.С. 79–93.