Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Деревягина, Т. Г. Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии) / Т. Г. Деревягина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3383/ (дата обращения: 16.12.2024).

Формированию системы социальной помощи инвалидам в Российской Федерации начало положило Правительственное сообщение о социальном страховании, обнародованное 1 ноября 1917 г., согласно которому пенсия инвалидов увеличивалась с 1 января 1917 г. на 100 % за счёт пенсионного фонда. Социальное обеспечение осуществлялось целиком за счёт средств государственного бюджета. Основное место в системе социального обеспечения заняли пенсии инвалидам из числа красноармейцев и красногвардейцев и пенсии членам их семей по случаю потери кормильца. Развитие в первые годы советской власти именно этих видов пенсионного обеспечения было связано с гражданской войной и интервенцией, которые привели к колоссальным человеческим жертвам. В стране насчитывались миллионы инвалидов войны и семей, потерявших кормильца. Именно они, по мнению властей, особенно остро нуждались в материальной поддержке со стороны государства.
Средства на социальное обеспечение создавались из взносов предприятий, учреждений и других работодателей, а работники были освобождены от каких-либо взносов. В дальнейшем в Положение от 31 октября 1918 г. вносились различные изменения. Самым существенным из них была отмена уплаты страховых взносов (для всех предприятий и учреждений, кроме частных работодателей) и перенос всех расходов по осуществлению социального обеспечения непосредственно на государственный бюджет. Тем самым, упразднялся институт социального страхования, а все функции политики по отношению к инвалидам переносились на систему социального обеспечения [9, с. 34–35].
Начинала складываться система социального обеспечения и на местах. Рассмотрим это на примере Тамбовской губернии. Власть большевистских Советов была установлена в Тамбове в марте 1918 г. На этот период приходится и формирование новых органов власти. Проводником политики в области государственного социального обеспечения стал губернский отдел социального обеспечения, в его структуре был создан подотдел помощи военно-увечным.
Социальная помощь инвалидам осуществлялась по четырем направлениям:
  • трудовая помощь, заключавшаяся в устройстве мастерских;
  • призрение неспособных к труду, не имеющих средств к существованию (для них в губернии создавались инвалидные дома);
  • помощь в протезировании и организация лечения инвалидов;
  • обучение военно-увечных [7, с.80].
К началу 1919 г. на учете в подотделе состояло 20000 инвалидов, нуждающихся в помощи, из них 40 % имели физические увечья и нуждались в протезировании и лечебной помощи.
Поэтому в первую очередь подотдел направил свои усилия на организацию протезной мастерской с производительностью в год 1000 новых протезов, с починкой 400 штук старых, изготовлением 200 пар ортопедической обуви и 200 пар костылей [7, с.82]. При протезной мастерской был открыт госпиталь-приют на 50 человек, где инвалиды ожидали изготовления протезов и обучались пользоваться ими под контролем врачей.
Следует заметить, что создавая социальное обеспечение нового типа, советская власть, стремилась организовать его на широкой и комплексной основе с включением в него социальное обслуживание инвалидов.
В период гражданской войны и разрухи, когда советское государство не располагало необходимыми материальными средствами, социальное обслуживание являлось, по существу, преимущественной формой государственной и общественной помощи инвалидам.
В декретах советского правительства обращалось внимание на необходимость всемерного развития таких видов трудовой, хозяйственной помощи и взаимопомощи инвалидам, как предоставления им продовольствия, оказания помощи в обработке и уборке полей, помощи рабочей силой и сельхозинвентарем, доставка топлива и содействие в ремонте жилых домов и пр. [1; 3; 5; 6].
Восстановительный период после гражданской войны сопровождался организацией и развитием трудоустройства инвалидов. В Циркуляре Народного комиссариата социального обеспечения от 16 января и 8 февраля 1922 г. указывалось на необходимость оказания инвалидам трудовой помощи во всех видах [8]. По существу, с этого момента трудовая помощь инвалидам становится важнейшей государственной задачей и основным направлением социального обслуживания этой категории населения.
Декретом Совнаркома от 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов» были установлены следующие группы инвалидности:
  1. инвалиды, не только не способные к труду для заработка, но нуждающиеся еще в посторонней помощи для удовлетворения обычных жизненных потребностей;
  2. инвалиды, не способные ни к какому труду, дающему заработок, но не нуждающиеся в постоянном уходе;
  3. инвалиды, не только вынужденные отказываться от своей обычной профессии, но и вообще не способные ни к какой регулярной профессиональной работе и могущие добывать средства к существованию лишь случайной, временной притом легкой работой;
  4. лица, вынужденные перейти к другой профессии более низкой квалификации;
  5. лица, вынужденные отказаться от своей обычной профессии и перейти к другой профессии такой же квалификации, если они нуждаются для такого перехода в услугах Народного комиссариата социального обеспечения;
  6. лица, могущие продолжать профессиональную деятельность, но с пониженной производительностью [1].
Вышеуказанным декретом была введена так называемая «рациональная» шестигрупповая классификация инвалидности вместо процентного метода. Вводилось определение трудоспособности, исходя из возможности для инвалида, в зависимости от состояния здоровья, выполнять какую-либо профессиональную работу или же работу в своей прежней профессии. Так начал утверждаться принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. «Рациональность» данной системы состояла в том, что, определяя инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (VI, V и отчасти IV группы), она давала, при существовавшей тогда безработице, возможность получить работу и пользоваться определёнными льготами, предоставляемыми государством инвалидам. Право на пенсионное обеспечение имели инвалиды только первых трёх групп [9, с. 35–36].
Исходя из обозначенных шести групп, дифференцировалась и помощь. Например, инвалидам всех групп, имеющим доходное хозяйство или промысел, оказывалась трудовая, хозяйственная и прочая помощь через органы общественной взаимопомощи, а для тех групп инвалидов, которые не имели постоянного дохода, начиная с 1921 г. создаются особые производственные объединения и артели инвалидов.
Оказанием социальной помощи крестьянам, в том числе и сельским инвалидам, занимались крестьянские комитеты взаимопомощи [2, с.57–58]. Общественная крестьянская помощь становилась основной формой социального обеспечения и социального обслуживания всех трудящихся крестьян, в т. ч. инвалидов, престарелых, вдов, сирот и больных. В частности, она выражалась в хозяйственной, трудовой и других видах помощи, которые возлагались на комитеты взаимопомощи.
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что в этот период помощь инвалидам (империалистической и гражданской войн) оказывалась по трем направлениям:
  • через инвалидные дома и пенсии;
  • через инвалидные кооперации;
  • через комитеты крестьянской взаимопомощи.
Остановимся на двух последних направлениях и проиллюстрируем примерами по Тамбовской губернии. Относительно кооперации инвалидов, то к 1924 году в губернии было организовано 351 артель с общим количеством членов 4626 человек, из которых только 195 человек не являлись инвалидами. Артели охватывали разные отрасли производства, но наиболее развито было хлебопечение. Губернское инвалидное кооперативное объединение имело 3 магазина и 3 мастерских. С октября 1923 по октябрь 1924 гг. годовой оборот магазинов был увеличен в 10 раз и составил 113562 рубля [4, с.94].
Активно вели свою работу и Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи (далее ККОВ). По Тамбовской губернии (1923 г.) было создано 6 уездных ККОВ, 92 волостных, 926 сельских с общим числом членов комитета 5749 человек.
Структурным подразделениям ККОВ принадлежали: 37 мельниц, 2 просорушки, 3 кирпичных завода и др. На попечении ККОВ находились: 3563 семьи красноармейцев, 2169 чел. — инвалидов Красной Армии, 4666 чел. — инвалидов старой армии, 1240 — инвалидов труда, 4778 — сирот, 9659 — вдов [4, с.94]. Помощь оказывалась как в денежной форме, так и в натуральной, последняя была более распространенной.
В заключении следует сделать вывод о том, что к концу восстановительного периода социальное обеспечение и социальное обслуживание включало снабжение сельхозинвентарем, выдачу семян и удобрений, предоставление строительных материалов, оказание трудовой помощи в проведении сельхозработ и т. п.
Появляется возможность в расширении других видов социального обслуживания: так инвалидам войны и инвалидам, из числа персональных пенсионеров, стала предоставляться бесплатная медицинская помощь, бесплатно выдавались протезы и ортопедические средства.
Безусловно, имели место быть и недостатки, в первую очередь, организационные, отсутствие подготовленных кадров в социальной сфере, отсутствие научно-методической базы в работе врачебной экспертизы и др.

Литература:
  1. О социальном обеспечении инвалидов. Декрет Совета народных комиссаров от 8 декабря 1921 г. // Собрание Узаконений. — 1921. — № 76. — Ст. 672
  2. Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.
  3. Об установлении единообразных норм социального обеспечения инвалидов труда и войны. Декрет Совета народных комиссаров от 27 октября 1919 г. // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.
  4. Отчет Тамбовского губернского исполнительного комитета. Октябрь 1923-октябрь 1924 гг. Тамбов: Изд. Тамб. Губисполком, 1924. 98 с.
  5. Положение о социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств. Декрет Совета народных комиссаров от 28 апреля 1919 г. // Собрание Узаконений. 1919. — № 19. — Ст. 220;
  6. Положение о социальном обеспечении трудящихся. Декрет Совета народных комиссаров от 31 октября 1918 г. // Ленинские декреты о социальном обеспечении. М.: Юрид. лит., 1972. 207 с.;
  7. Протокол 4-го съезда Советов Тамбовской губернии. 26 февраля — 1 марта 1919 г. Тамбов: Изд. Губисполкома, 1919. 128 с.
  8. Циркуляр НКСО от 16 января и 8 февраля 1922 г. // Известия НКСО. — 1922. — № № 3–4.
  9. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПБ: изд-во «Питер», 2004. 316 с.


Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, инвалид, социальное обслуживание, гражданская война, трудовая помощь, социальная помощь, Тамбовская губерния, восстановительный период, государственный бюджет, общественная взаимопомощь.

Похожие статьи

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Демографическая ситуация в 1920–1930-е годы (на примере малых городов Поволжья)

Влияние воинских частей на революционный процесс в провинции (на материалах г. Костромы)

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Взаимоотношение крестьянства Ишимского округа и советской власти в период новой экономической политики (на основе информационных сводок ОГПУ)

Трудоустройство инвалидов на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Внешняя политика европейских государств в Северо-Восточной Азии в первые послевоенные годы (по материалам газеты «Сталинский Комсомольск»)

Становление практик помогающего вмешательства в России (на примере Отдела защиты детей Общества попечения о бедных и больных детях в Санкт-Петербурге)

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Похожие статьи

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Демографическая ситуация в 1920–1930-е годы (на примере малых городов Поволжья)

Влияние воинских частей на революционный процесс в провинции (на материалах г. Костромы)

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Взаимоотношение крестьянства Ишимского округа и советской власти в период новой экономической политики (на основе информационных сводок ОГПУ)

Трудоустройство инвалидов на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Внешняя политика европейских государств в Северо-Восточной Азии в первые послевоенные годы (по материалам газеты «Сталинский Комсомольск»)

Становление практик помогающего вмешательства в России (на примере Отдела защиты детей Общества попечения о бедных и больных детях в Санкт-Петербурге)

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»