История развития налогового контроля в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.10.2023

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Ильясова, Н. П. История развития налогового контроля в России / Н. П. Ильясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106386/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проводится анализ исторического становления налогового контроля в России, основные этапы его развития. Дается характеристика и детерминанты формирования налогового контроля в России, что в свою очередь предоставляет возможность охарактеризовать как деятельность налоговых органов в России, так и налоговую систему в целом.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, налоговая система, должности, зарождение.

Важную роль в обеспечении задач и целей государства играет финансовая сфера, которая в свою очередь имеет определенный баланс и источник формирования с последующим расходованием. В государстве существует институт в лице налогового контроля для осуществления надзора по своевременной и полной уплате установленных законом налогов и сборов, посредством которых формируется и пополняется бюджет страны. Конституция РФ устанавливает в статье 57 обязанность граждан уплачивать установленные законом налоги и сборы [1]. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть и проанализировать налоговый контроль в современной России, его историческое становление и развитие, в том числе функции для реализации которых он был создан в ретроспективном анализе.

Налоговый контроль неразрывно связан с развитием и становлением государства и общества, что в свою очередь обуславливается необходимостью существования и правильном регулировании хозяйственно общественной деятельности государства.

Начиная анализ исторического становления налогового контроля в России, необходимо углубиться в корни истории российского государства — Древнюю Русь. Общественно — хозяйственная жизнь в обществе того времени зависела исключительно от воли князя и его решений. На Руси налогового контроля, в современном его виде, — не существовало, как и налоговых органов. Прообразом налогового контроля являлись действия, совершаемые князем (единоличный налоговый орган), которые заключались в экспедициях князя на подконтрольные территории для сбора дани и податей, имеющие определенный интервал совершения и порядок. В результате развития общества и усиления роли князя, становилось проблематично осуществлять полномочия самостоятельно, в результате чего часть его полномочий, в том числе и по сбору дани, делегируются должностным лицам, приближенным к князю.

Начиная с XI в., на Руси зарождается институт должностей, осуществляющих различные функции, в том числе и сбор податей в государстве, к таким должностям относили: данщики, таможенники и верующие. Что позволяет обозначить значимость этого этапа для зарождения должностей налогового контроля в России. Внутренние междоусобицы на Руси сменились на монголо-татарское иго, что в определенной степени изменило существующий прообраз налогового контроля. Сбор дани и податей осуществлялся представителями захватчиков, в лице чиновников (баскаков).

Данный этап нужно считать значимым, в связи с тем, что зарождается институт учета лиц, на которых лежала обязанность по уплате налогов и сборов, то есть ведется соответствующая база данных налогоплательщиков.

К XIV в. в ходе восстановления государственности и самостоятельности России, а также упадка междоусобиц и централизации власти в руках одного правителя, меняется система сбора налогов и подати. В указанный период вводится институт «кормления» — на местах назначались лица и их помощники, которые не получали официальное жалованье, а могли сами осуществлять сборы с населения, что со временем перерастало в самоуправство и поборы с населения.

В результате усиления роли органов, осуществляющих налоговые полномочия, зарождаются должности профильного направления: казначеи, дьяки и подьячие, в их полномочия входили: сбор оброков и ведение учетных записей. В истории России, до 1464 г. не существовало специальных учреждений финансового типа. В процессе развития государства в 1655 году был учреждён Счетный приказ — орган государственной власти, осуществляющий контроль по поступающим в казну средствам, а также расходами государственных учреждений. На данном этапе можно выделить ряд особенностей: отсутствие системы и организации налогового контроля и деятельности лиц, осуществляющих сбор налогов, тотальный государственный контроль за налогообложением в стране.

Особое внимание необходимо уделить началу правления императора Петра I, именно в этот период наступает следующий этап развития налогового контроля в России — устанавливается система организации и ведения налогообложения в стране.

При Петре I в составе России были образованы новые административно-территориальные единицы (губернии), возглавляли губернии на местах должностные лица, назначаемые императором в лице губернаторов, их деятельность сводилась к контролю за своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с подконтрольных им территорий. Правление Петра I ознаменовало начало нового этапа на пути развития и совершенствования налоговой системы с усилением развития налогового контроля.

До начала правления Екатерины II, кардинальных преобразований в системе налогообложения не осуществлялось. За время своего правления она реализовала значительное количество замыслов по усилению контроля за налогообложением в стране и ее деятельность стремительно была направлена на построение организации сбора налогов и податей, а также ведение учета посредством учреждения уполномоченных органов в государстве. В 1773 г. Екатериной II была создана экспедиция о государственных доходах — одно из центральных государственных финансовых учреждений в России. Его деятельность базировалась на сборе сведений государственных доходов, но в дальнейшем была осуществлена реорганизация данного учреждения. Оно было разделено на 4 экспедиции, осуществляющих контроль в сфере налогов: о доходах — контролировала сбор, доставку и сохранность денежных средств; о расходах — отвечала за их правильное распределение; для свидетельства счетов — о ревизии счетов; четвертая проверяла деятельность трёх других [4, с. 131–133].

После восшествия на престол Александра I в 1801 году система налогообложения в России претерпевает изменения и в 1803 г. по указу императора были учреждены 12 министерств, одним из таких стало — министерство финансов России. Указанный орган осуществлял контроль за всеми доходами государства и системой налогообложения. На местах контроль за налогами велся казенными палатами, которые находились в ведении министерства финансов. Помимо учреждения специально — уполномоченных органов налогового контроля, в России происходит централизация и усиленное развитие налогового контроля. На данном этапе, в отличие от нынешнего создаются и действуют специально уполномоченные органы, осуществляющие налоговый контроль, а не только должности, что определяет положительную характеристику этого периода в области сборов налогов и их контроля; происходит усиление системы и организации налоговой системы.

Расширение Минфина привело к созданию в аппарате министерства — Департамента податей и сборов, в обязанности которого входило взимание прямых и косвенных налогов с населения. Впоследствии происходила реорганизация департамента и выделения на его основе нескольких департаментов, ведавших налогами в государстве.

На местах казенные палаты осуществляли контроль за прямыми и косвенными налогами. Также, действовало Губернское окружное акцизное управление, которое ведало акцизными сборами. Во время правления Александра III министром финансов Н. Х. Бунге реформируется система службы налоговых органов. В результате чего, в 1855 году были учреждены должности податных инспекторов. Осуществляемыми ими полномочиями, в настоящее время, наделены современные налоговые органы России (проведение проверок, ведение учета налогоплательщиков и др.). До 1917 года податные инспекторы были основой налогового контроля в России, но после Октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти большевиков — издаются Декреты Совета Народных Комиссаров, в результате чего, вся система органов, реализующих полномочия в области налогового контроля, была упразднена и ликвидирована.

После учреждения Наркомфина РСФСР в 1917 году на его базе и в его подчинении создавались соответствующие отделы и подразделения налогового контроля. В 1921 происходит замена продразверстки продовольственным налогом. В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства — Центральное налоговое управление Наркомфина РСФСР реорганизовано в Управление налогами и доходами. В 1922 году издается «Положение о взимании налогов и сборов» от 14.07.1922г. Руководствуясь им была утверждена организационная система налоговой службы в РСФСР. Контроль за сбором налогов и иных платежей на местах реализовывали, подобные имперскому типу — инспекторы и их помощники (агенты). В период зарождения Советского государства и изменения системы налогообложения, а также Гражданской войны, сбор налогов приобретает классовый характер, направление которого осуществляется в отношении «зажиточных» граждан [6, с. 130].

Налоговые органы в советский период имели определенный спектр полномочий, который можно считать специальным, это обуславливалось тяжелым экономическим состоянием в обществе. Налоговые органы помимо взимания доходов осуществляли изъятие денежных сумм и эквивалентных им натуральные продукты. Верховное положение в системе налогового контроля принадлежало Наркмофину.

Стоить отметить, что законодательного закрепления такого института налогового права как «налоговый контроль» в Советский период также не устанавливалось, а налоговый контроль являлся одной из функций органов налоговой службы. В период в 30–40-х г. система нэпа упразднялась. Реформы налоговой политики в 30-е годы усложнили налоговую систему, это выразилось в множественности налоговых ставок, их было более 400. На налоговую систему также действовали и реформы в других отраслях государства, например, произошло очередное деление и установлены административно — территориальные единицы в СССР: областные, районные и городские, в каждой из которых действовали свои уровни налоговых инспекций. На данные органы возлагался учет налогоплательщиков и сбор доходов в различных направлениях.

В 60-е годы реализуются изменения налоговой системы в системе централизованных и децентрализованных фондов. В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих, что в свою очередь по предположениям государства носило положительный характер, в том числе и экономический. В результате происходящих изменений инспекции были объединены со службой государственных доходов, произошло усиление и реорганизация структурных подразделений налоговых органов. Особенностью советского периода развития налогового контроля можно выделить участие в сборе налоговых отчислений обычных граждан и организаций, не являющихся государственными, что было обусловлено недостаточностью кадров. Особо значимым моментом является выплата заработной платы работникам указанных организаций за счет собранных налогов. При этом важно выделить отрицательную сторону данного явления — присвоение денежных средств и самоуправство указанных лиц.

Система налогообложения в таком виде просуществовала практически неизменно до начала перестройки. После распада СССР в 1991 г. в стране складывался новый уклад, и уже Россия перешла к рыночной экономике, что требовало серьезных изменений и построения новой системы налогообложения, в том числе и трансформации налоговых органов. В 1991 г. Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ и через месяц утверждается Положение о данном органе.

В 1998 г. Госналогслужба России преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. Новая налоговая система была направлена на контроль в рыночной экономике. [8, с. 180]. Принятый в 1998 г. Налоговый кодекс РФ устанавливал мероприятия налогового контроля, одними из которых являлись в соответствии с п. 1 ст. 87 налоговые проверки: камеральные и выездные [2]. На современном этапе развито взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами при реализации форм налогового контроля, что в свою очередь повышает эффективность данного института. Налоговая система определяется фискальным характером, т. е. обеспечивает государство финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, а также является важным инструментом экономической политики государства [7, с. 4].

Таким образом, зарождение института налогового контроля начинается со времен Древней Руси, существовавшего без уполномоченных органов, а только административно уполномоченных лиц, и лишь к концу XIX века учреждаются органы с полномочиями в налоговой сфере, в том числе и налоговый контроль. Также, на сегодняшний день законодатель установил понятие налоговый контроль — деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Актуальным является вопрос о расширении понятия налоговый контроль, раскрытие данного термина не только в доктрине, но и на законодательном уровне — введение дополнений в статью 82 НК РФ, а также усиление взаимодействия органов налогового контроля с правоохранительными органами для эффективности налогового контроля. На сегодняшний день анализ осуществления налогового контроля налоговыми органами свидетельствует об его эффективности и упорядоченности нормативного закрепления в РФ и его значительных отличиях от предыдущих исторических этапов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. — Текст: непосредственный.
  3. Яковлева Е. С. История развития налогового контроля в России / Е. С. Яковлева // Международный научный журнал «символ науки» № 04–3/2017. — 134 с. — Текст: непосредственный.
  4. Миллер Н. В. История налогообложения в России / Н. В. Миллер // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2010. — № 1. — 21 с. — Текст: непосредственный.
  5. Гасымова А. Б. Налоговый контроль в период становления советского государства (1917–1960 гг.). / А. Б. Гасымова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, № 12, — 2017. — 131 с. — Текст: непосредственный.
  6. Масуелян А. К. генезис системы государственного налогового контроля в РФ / А. К. Масуелян // «Экономика и бизнес». — 2014. — 7 с. — Текст: непосредственный.
  7. Баташева, Ф. А. История развития современной налоговой системы РФ / Ф. А. Баташева // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — 180–181 с.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, Россия, налоговая система, орган, система налогообложения, РФ, сбор, историческое становление, Русь, сбор дани.


Похожие статьи

Пути эволюционного развития налоговой системы РФ

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития нал...

Налоговое администрирование на современном этапе развития

Настоящая статья посвящена исследованию налогового администрирования на современном этапе развития. Проводится краткий анализ организационно-правового состояния налогового администрирования, рассматриваются некоторые существующие проблемы, определяет...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

Налоговая политика России и основные направления ее развития

В статье рассматривается проблема развития налоговой политики в Российской Федерации. Дается развернутое определение категории «налоговая политика» и ее составляющих. Проводится анализ состояния налоговой политики России, а также рассматриваются меры...

Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации

В современной истории России подход к налогам и принципы их сбора регулярно менялись, в этой статье рассматривается состояние налоговой системы на момент 2023 года и дальнейший государственный вектор относительно рассматриваемого предмета. Также расс...

Актуальные проблемы налогового контроля в России

В статье рассматриваются теоретические вопросы налогового контроля в России, которые напрямую влияют на экономику страны. Актуальность рассматриваемых сведений заключается в необходимости определения и разбора наиболее распространенных проблем налого...

Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации

В статье рассмотрены теоретические основы налогового администрирования. На основе анализа налоговой системы за 2015 г. дается оценка состояния современной системы налогового администрирования в Российской Федерации; представлена ключевая информация о...

Анализ судебной реформы в Российской Федерации и перспективы её развития на современном этапе

В статье автор проводит анализ судебной реформы в Российской Федерации и оценивает перспективы её развития на современном этапе.

Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов

В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...

Похожие статьи

Пути эволюционного развития налоговой системы РФ

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития нал...

Налоговое администрирование на современном этапе развития

Настоящая статья посвящена исследованию налогового администрирования на современном этапе развития. Проводится краткий анализ организационно-правового состояния налогового администрирования, рассматриваются некоторые существующие проблемы, определяет...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

Налоговая политика России и основные направления ее развития

В статье рассматривается проблема развития налоговой политики в Российской Федерации. Дается развернутое определение категории «налоговая политика» и ее составляющих. Проводится анализ состояния налоговой политики России, а также рассматриваются меры...

Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации

В современной истории России подход к налогам и принципы их сбора регулярно менялись, в этой статье рассматривается состояние налоговой системы на момент 2023 года и дальнейший государственный вектор относительно рассматриваемого предмета. Также расс...

Актуальные проблемы налогового контроля в России

В статье рассматриваются теоретические вопросы налогового контроля в России, которые напрямую влияют на экономику страны. Актуальность рассматриваемых сведений заключается в необходимости определения и разбора наиболее распространенных проблем налого...

Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации

В статье рассмотрены теоретические основы налогового администрирования. На основе анализа налоговой системы за 2015 г. дается оценка состояния современной системы налогового администрирования в Российской Федерации; представлена ключевая информация о...

Анализ судебной реформы в Российской Федерации и перспективы её развития на современном этапе

В статье автор проводит анализ судебной реформы в Российской Федерации и оценивает перспективы её развития на современном этапе.

Роль налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов

В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и пока...

Задать вопрос