История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 5094 раза

Библиографическое описание:

Приходько, В. А. История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации / В. А. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 399-402. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92947/ (дата обращения: 17.12.2024).



Создание исполнительной власти в России — это исторически продолжительный процесс, который преимущественно связан с трансформированием общества и вызван социально-экономическими основаниями.[1, с. 51].

История формирования и развития органов исполнительной власти насчитывает несколько ключевых стадий.

Первая стадия прямо связана с основанием Древнерусского государства в IX — XII века. Как раз в этот период создан первый состав органов исполнительной власти в виде княжеской дружины. В это время Великий князь решил сосредоточить законодательную, исполнительную и судебную власти в одних руках, а сам стать «главой администрации». Исполнительная власть в период с IX — XII века представлялась в виде десятичной системы. Таким образом бояре и их дети, старшие дружинники, вольные слуги каждодневно удовлетворяли нужды князя и его семьи, а князья на местах исполняли задания великого князя, например, при формировании войска, посадники в городах, тиуны, старосты, наместники обязаны были быстро решать вопросы, которые касались реализации постановлений князя касаемо сбора подати, налогов и дани с подчиненных ему территорий. Спустя значительное время исполнительная власть объединилась в Большой дворец, состоящий из дьяков, приказчиков, стольников и иных придворных чинов.

В период феодальной раздробленности (с IX — XIV века) Древняя Русь была не единым государством, а делилась на определенные территории княжеств. Указанное время является значительным в формировании исполнительной власти, так как произошло начальное ее становление. До XIV века исполнительная власть носила дворцово-придворный характер. Появились начальные элементы государственной службы.

Вторая стадия с XV — XVIII века, отмечена формированием Государева Двора и основанием органов центрального управления — приказов. На конец XV начало XVI веков попадает начало приказной системы. Но так как названная система оказалось достаточно сложной и не соответствовала определенным требованиям, установленным Петром I, она просуществовала недолго и с 1717 по 1722 годы заменена на одиннадцать коллегий. Коллегиями именовались центральные административные органы, которые заменили устаревшую систему исполнительных органов. Создание указанной системы и стало главным периодом централизации государственных органов управления. Возникла идея разделения ведомств и принятия большинства решений коллегиальным способом. Эта стадия создания и развития органов исполнительной власти заключалась в формировании приказов и органов судебно- административного управления [2, с. 3].

По прошествии определенного времени, примерно с конца XVIII века в Российской империи стали происходить переломные события, заставившие правительство приступить к исследованию способов улучшения системы государственного управления. В следствии чего потребовалось изменение системы государственного управления в целом. В этой связи при правлении Александра I было организовано тайное ведомство — Негласный комитет. Основной задачей которого стало улучшение государственного аппарата и основание полноценной административной системы [3, с. 412].

Третья стадия создания и развития органов исполнительной власти в IX — начале XX веков мало изучен. Это связано с тем, что в большей части научных исследований отсутствует информация для отображения полной картины становления органов исполнительной власти.

Однако отдельные историки и правоведы на третьей стадии выделяют пару временных отрезков, которые можно связать с реформированием исполнительной власти. Первое реформирование исполнительной власти произошло с 1802 по 1857 годы. В эти годы развитие органов исполнительной власти, прежде всего связано с разработкой и изданием 8 сентября 1802 года манифеста «О учреждении министерств».

Многие историки определяют министерскую реформу 1802 года начальным этапом развития и формирования органов исполнительной власти. Результатом изменений послужило создание восьми министерств, таких как министерство народного просвещения и юстиции, морское, военное, коммерции, финансов, иностранных дел, внутренних дел. Главным отличием министерств от коллегий является, заложенный в основу принцип единоначалия. Таким образом министр стал распоряжаться полнотой властью в министерстве и нес ответственность перед царем. Еще одним следствием изменения исполнительной власти в указанный период стало основание Комитета министров. Образованный комитет стал высшим совещательным и распорядительным органом Российской империи, главным назначением деятельности которого стал анализ и решение дел, которые не входили в полномочия перечисленных выше министерств или при взаимодействии нескольких ведомств.

Во второй половине IX века система органов исполнительной власти переживает определенные изменения, что отразилось на реформировании нормативной правовой базы империи. Очередным важным событием в формировании исполнительной власти соответствовало создание в 1861 году Совета министров, который выполнял функции совещательного органа по общегосударственным делам и состоял из председателя Госсовета, председателя Комитета министров, министров и приравненных к ним ведомств и иных высших чиновников. В Совете министров регулярно проводились, назначенные императором, заседания. Функциям совета соответствовали механизм внедрения новых положений различных частей, для определенных министерств и главного управления, создание мер, требующих помощи различных ведомств, разбор отчетов министерств и главных управлений [4, с. 445].

Значительные перемены в системе органов исполнительной власти повлекли за собой необходимость создания новых законодательных актов, которые регулировали функции и деятельности органов власти. В этой связи в начале XX века правовыми основами работы органов исполнительной власти стали Манифест от 19 октября 1905 года, указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» и Основные государственные законы 1906 года. Названные документы регламентировали ключевые вопросы. Первое — это реорганизация Госсовета, основание Госдумы и создание Совета министров. Второе — это основные государственные законы в значительном объеме регламентировали деятельность органов исполнительной власти и укрепляли полномочия императора в исполнительной власти. Третье, в указанных нормативных правовых актах содержался основной курс деятельности и полномочий органов исполнительной власти. В исполнение указа «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», Совет министров становится высшей правительственной организацией, действовавшей на постоянной основе. Основными органами управления были министерства, при этом министры были ответственны перед монархом и соответственно им и назначались. В соответствии с указом, законопроекты, без предварительного обсуждения в Совете министров, не вносились в Государственную думу, а отдельные министры получили значительную самостоятельность [5, с. 87].

Так, система органов исполнительной власти, а также законодательство, относящееся к исполнительной власти периода 1802–1905 годы подверглись значительным изменениям и получили новые направления развития.

Предпоследняя стадия выпадает на период с XX века по 1993 год, на советский период становления страны. Преимущественно названный период отмечается дальнейшим формированием органов исполнительной власти и связан с созданием нового государства СССР. В научной литературе указанного времени термин «исполнительная власть» не закреплялся, однако часто употреблялось название «административная власть». При этом 27 октября 1917 года в качестве временного рабочего и крестьянского правительства сформировался Совет народных комиссаров. В то время, когда произошел роспуск Учредительного собрания, СНК перестал быть временным органом управления. С 1918 года это закреплялось в Конституции РСФСР. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года основными компетенциями Совета народных комиссаров представлялись: управление общими делами государства, некоторыми областями управления и издание законодательных актов. С 1918 года исключительным правом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР стало создание Совета народных комиссаров. С 12 ноября 1923 года ЦИК СССР вынес предложение, в соответствии с которым высшим исполнительным и распорядительным органом, то есть правительством в СССР становится Совет народных комиссаров, формировавшийся Центральным исполнительным комитетом СССР. Указанный орган просуществовал с 1923 по 1946 годы. В. И. Ленин был назначен председателем первого состава Совета народных комиссаров. СНК СССР имел право издавать указы и постановления, создавал положения о народных комиссариатах, определял членов совещательного и распорядительных органов, обеспечивал общественный порядок и способствовал упрочению кредитной и денежной системам. В то время, народные комиссары отчитывались Совету народных комиссаров и ЦИК СССР.

В тексте Конституции 1936 года также высшим исполнительным органом СССР являлся Совет народных комиссаров, подчинявшийся Верховному Совету СССР и Президиуму.

В обязанности Совета народных комиссаров СССР входили организация деятельности общесоюзных и союзно-республиканских народных комиссариатов, и других подведомственных учреждений, а также осуществление других мер по управлению государством.

В связи с введением военного положения в годы Великой Отечественной войны, законодательной и исполнительной властью выступал Государственный комитет обороны, который также выполнял руководство над деятельностью наркоматов и других ведомств.

Совет народных комиссаров существовал и действовал до 1946 года вместе с наркоматами. Вместе с этим основан еще и Народный комиссариат внутренних дел. Однако в 1946 году Совет министров СССР становится высшим коллегиальным органом исполнительной и распорядительной власти СССР. Во исполнении Конституции СССР 1977 года, Совет министров наделялся правом регулировать вопросы государственного правления, осуществлять государственное планирование, реализовывать меры по защите интересов страны, охране социалистической собственности, исполнять руководство в связях с иностранными государствами [6, с. 161].

С целью децентрализации управления промышленностью в 1957 году в результате реформы, которую реализовал Н. С. Хрущев, отраслевые министерства были упразднены, а на смену им созданы территориальные Совнархозы.

Стоит отметить, что Конституции 1977 года не внесла существенных изменений в систему органов исполнительной власти. Однако 26 декабря 1990 года организовано новое правительство СССР, которое получило название Кабинет министров СССР. Возглавлял Президиум Кабинета министров СССР Глава правительства — премьер-министр.

В связи с тем, что в компетенцию Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Совета Федерации не входило регулирование вопросов, которые касались государственного управления, отнесённых к ведению Союза ССР их решение было поручено Кабинету министров СССР.

Однако уже 24 августа 1991 г. Президентом СССР М. C. Горбачёвым был подписан указ, который установил перед Верховным Советом СССР вопрос доверия Кабинету Министров СССР. В тоже время, как временный орган по исполнению функций Правительства СССР после ухода Кабинета Министров СССР, создается Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

Отдельные научные деятели отмечают также заключительную стадию, которая начинается с 1993 года и продолжает существовать по сегодняшний день. Эта стадия в целом связана с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, с созданием Правительства Российской Федерации, формированием новой нормативной правовой базы, которая вносит изменения и дополнения в строение и полномочия органов исполнительной власти.

Подводя итоги изучения истории создания и реформирования органов исполнительной власти России, приходим к следующему выводу: начиная с IX века по настоящее время система органов исполнительной власти претерпевала сильные изменения, также менялись и главное направление деятельности, и компетенция органов. Основа указанных модификаций была заложена в базис нынешней системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Литература:

  1. Ежов М. В. История государственного управления России. Ч 1. IX век — начало XX века: учебное пособие. СПбУЭФ, Санкт-Петербург. 1996.
  2. Бобылев А. И. исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. «Право и государство». Москва. 2003.
  3. Оспенникова Ю. В. Система источников русского права X-XVIII вв. АСГАРД. Самара. 2014.
  4. Исаев И. А. история государства и права России. Учебник, изд-е Юрист. Москва, 2004.
  5. Кешикова Н. В. Развитие порядка формирования государственных органов. Современные проблемы права, экономики и управления. Иркутск. 2010.
  6. Мулукаев Р. С. История отечественного государства и права. Юнити-Дана. Москва. 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, система органов, Совет министров, развитие органов, СССР, Верховный Совет СССР, государственное управление, Кабинет Министров СССР, комиссар, Российская Федерация.


Задать вопрос