В нашей работе мы проведем исследование понятий принципов права, детально рассмотрим значение принципов законотворческого процесса в Российской Федерации. Предложим свою систему принципов законотворческого процесса, которая, по нашему мнению, улучшит качество принимаемых в РФ законов.
Для более детального раскрытия темы статьи обратимся к общему понятию принципов конституционного права. Это некие идеи, которые имеют важное значение для раскрытия конституционно-правового знания. Такие идеи как правило, отражают уровень познания специфических закономерностей права, служат для создания эффективной системы норм права.
Важной особенностью принципов является то, что они отражают правовую действительность, участвуют при практическом применении права. Таким принципы воспринимаются как своего рода эталон конституционно-правового решения. Причем, они играют достаточно существенную роль в науке конституционного права, поскольку выступают в качестве начала любой представленной теории [1 с, 137].
В случае, когда принципы соблюдаются законодателю, удается не допускать законотворческих ошибок. Такой подход достаточно эффективно снижает вероятность создания неэффективных правовых норм и увеличивает общий уровень юридической грамотности населения.
Исходя из изложенного, мы формируем значение принципов законотворческого процесса. Они формируют вектор развития правового регулирования, придают ему научный характер, снижают вероятность создания неэффективных правовых норм, помогают устранить противоречия в правовом регулировании, увеличивают уровень грамотности граждан РФ.
Необходимо исходить из того, что сам термин правотворчество включает в себя определение законотворчества, а оно в свою очередь является синонимом по отношению к определению законотворческий процесс.
Отсюда делаем вывод, что законотворческий процесс является видом правотворчества и к нему применяются такие принципы, как, например, принцип системности, законности, научности, гласности, демократизма и др.
Раскроем, что законодатель отразил, описывая указанные принципы. Так, принцип системности означает достаточно строгий учет системы права, принцип научности — использование методов и приемов научного анализа. Законности — учет компетенции прав всех субъектов и иерархии норм права, принцип демократизма означает изучение социальных интересов и возможности их выражения в правотворческой сфере [3 с, 26].
Среди вышеуказанных выделяют также принцип конституционного партнерства, который означает, что органы в процессе правотворческой деятельности должны выработать оптимальную и эффективную модель взаимодействия между собой [2 с, 19].
Уделим особое внимание и иным принципам, например, гражданского сотрудничества. Данный принцип определяется необходимостью координирования сотрудничества общества и государственного аппарата на таких постулатах как доверие и открытости.
Принцип экономии правового регулирования. Он заключается в том, что дополнительное правовое вмешательство в общественные отношения должны иметь место только в случае, когда они содержат для всех некий правовой эффект, либо, когда без него нельзя обойтись. Такой принцип призван устранить практику внесения изменений в законодательные акты, не вступившие в законную силу.
Помимо названных, отмечаем принцип планирования законодательной деятельности. Под ним понимается, осуществление мероприятий по установлению порядка, сроков рассмотрения законопроектов и их одобрения. Именно планирование позволяет избежать поспешности в законотворческой работе и создать условия для повышения качества законопроектов.
Отметим и принцип профессионализма, который указывает нам, что каждый из участников разработки законопроекта владел необходимыми приемами и выполнял работу на качественном уровне.
Дополним принципом усиления законами субъектов РФ полноты и защищенности прав граждан, который означает, что региональными законами должны предоставляться большие гарантии, в большем объеме, иначе произойдет тиражирование уже существующих на федеральном уровне правовых гарантий [4 с, 51].
Принцип обеспечения законами субъектов РФ единого правового пространства, который требует законодательного закрепления четких процедур обеспечения единства правового пространства Российской Федерации с установлением сроков приведения нормативных правовых актов в соответствие или принятия требуемых актов с целью исключения неурегулированных общественных отношений.
Дополним сведения о принципах, которые относятся к законотворчеству субъектов РФ это принцип обеспечения законами субъектов РФ единого правового пространства и принцип усиления законами субъектов РФ полноты и защищенности прав граждан.
Таким образом мы видим, что представлено существенно большое количество принципов законотворческого процесса в РФ. При этом, на сегодняшний день не все указанные принципы законодательно закреплены, при том, что их значимость и уровень проработки является необходимым для придания юридической силы и закрепления в действующих НПА.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в Российской Федерации принципы законотворческого процесса имеют важное значение. Именно они создают правовую базу для нормативно установленного порядка принятия законов, чем в свою очередь улучшают качество законов, которые принимаются на территории РФ.
Литература:
- Абрамова А. И. Актуальные проблемы планирования законодательной деятельности // Журнал российского права. 2012. N 3.
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
- Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах отв. ред. М. Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. Т. 2. // [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
- Хамуков А. В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 9.