Современные тенденции наследования земельных участков в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 462 раза

Библиографическое описание:

Кудряшов, Д. Ю. Современные тенденции наследования земельных участков в Российской Федерации / Д. Ю. Кудряшов. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11714/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нормативно-правовой базой анализируемой проблематики являются положения о наследовании Гражданского законодательства Российской Федерации [1], Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [2] а также Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [3].

Существенным вопросом анализируемой проблематики является проблема с пожизненным наследованием, точнее таковым правом — пожизненного наследуемого владения. Если выразиться иными словами, то речь идет о таком древнеримском институте как эмфитевзис, то есть бессрочная аренда. При анализе проблематики, стоит учесть, что возможно предугадать несколько различных правовых проблем, с которыми могут столкнуться субъекты таких правоотношений. Редки споры, когда право владения наследуемого земельного участка переходит к одному единственному наследнику, тогда как на практике распространена проблема, когда имеется несколько наследников на земельный участок, претендующих на право пожизненного наследуемого владения. Установлено правило, по которому право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. Следует заострить внимание на том, что в состав наследства в данном случае входит именно вещное право, а не объект материального мира, то есть — земельный участок. Если земельный участок может быть разделён между несколькими наследниками, то каждый из них будет обладать правом пожизненного земельного владения причитающейся ему части земельного участка. Существуют также земельные участки, которые не могут быть разделены, т. е. неделимые участки. Неделимым земельным участком является земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или изменённым земельным участкам.

В ст. 1118 ГК РФ, регулирующей вопрос о наследовании земельного участка указывается, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

В литературе можно встретить утверждение, что специальный правовой режим имеет наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения [4]. Данное мнение представляется не совсем верным, поскольку статья 11 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон), именуемая «Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения», не устанавливает каких-либо изъятий из общего порядка наследования земельных участков, а касается исключительно последствий наследования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 11 Закона предписывается, что в случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 Закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 Закона. В ст. 3 Закона установлено ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, в части прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а именно — закреплено, что подобные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. В п. 2 ст. 4 Закона закреплено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 % общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. Таким образом, если наследование приведет к тому, что собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения станет иностранный гражданин, иностранное юридическое лицо, лицо без гражданства, а также юридическое лицо, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, либо будет превышен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, который может принадлежать одному лицу, Закон вменяет применение требований, установленных статьей 5 Закона. Закон обязывает такого собственника произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок (п. 1 ст. 5). Как видим, в указанных случаях закон не препятствует наследованию земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливая лишь правовые последствия для юридического результата наследования, т. е. права собственности.

Однако не редко возникают споры относительно изъятия из права собственности земельного участка государственным органом, в силу различных причин не знавших об смерти собственника. [8]

Одним из важных вопросов, который рассматривается правоведами в науке земельного права является вопрос об изъятии земель из права собственности за ненадлежащее ее использование, однако, необходимо учесть тот факт, что законодательство, упомянутое в аннотации к данной научной работе не содержит конкретных действий для осуществления данной процедуры, что, безусловно, порождает множество споров. Тем не менее, в правовой доктрине относительного данного вопроса сформировались три самостоятельных мнения по поводу способов изъятия земель сельскохозяйственного назначения из права собственности или иного законно права владения, пользования или распоряжения земельным участком или частью земельного участка [11]. То есть, отдельными авторами утверждается о невозможности изъятия земельных участков, другими — о необходимости применения аналогии права или закона, третьими — о значимости изъятия земель, несмотря на отсутствие процедуры, предусматривающей такое изъятие. На мой взгляд, учитывая аспект пользования землей, как предоставляемым благом, для осуществления предпринимательской деятельности необходимо введения конкретных процедурных норм, предусматривающих изъятие земель, как один из видов частноправовой ответственности за нарушение норм земельного права.

Также необходимо осветить такой положительный момент данной области науки земельного права, как качественное регулирование этих вопросов. В силу проведения земельной реформы [8] с начала XXI века, в России оборот сельскохозяйственных земель регулируется тремя основными нормативно-правовыми актами, такими как, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации [5] и Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). Стоит отметить, что в данном смысле, государство, выполняющее функцию по правовой охране земли, выполняет их с достаточной правовой полезностью, так как современное состояние законодательство в данной области отвечает тем экономическим вызовам, которые имеются в настоящее время.

Актуальной проблемой автором видится сохранение плодородности земли, предназначенной для сельскохозяйственных целей [12]. Так, на данный момент в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеется п. 3 ст. 6 и Постановлением Правительства России «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», предусматривается лишь возможность изъятия такого земельного участка у собственника, тогда как, по моему мнению, необходимо устанавливать более строгую ответственность, за нарушение таких норм, что обеспечивало бы публичные интересы [9] государство, а также предупреждало использование земли не по назначению. Как известно, Уголовный кодекс России предусматривает состав уголовного преступления за порчу земли, в ст. 254, однако, с учетом того, что данное нарушение отражается не только на качестве земли, что снижает ее экономическую значимость, но на экологической обстановке, что в свою очередь порождает вред здоровью граждан. Мной видится ужесточение административной и уголовной ответственности, как меры по предупреждению совершения нарушений и сохранения плодородия земель, как экономического ресурса [6].

Кроме этого, стоит отметить, что намечается недооценка землеправовой ответственности, тогда как данные правонарушения имеют достаточно негативное воздействие, как уже отмечалось ранее, сразу в нескольких плоскостях [10]. Решением указанной проблемы, на мой взгляд, будет конкретизация действий органов, которые уполномочены применять меры по выявлении нарушений требований, указанных в вышеперечисленных нормативно правовых актах. [7]

Правовое регулирование наследования в крестьянско-фермерском хозяйстве (КФХ) достаточно актуальный вопрос современности, ввиду того, что наследование имущества КФХ не регулируется в специальном законе о КФХ, а регламентируется ч. 3 ГК РФ, а также потому, что имеют место быть случаи, например, когда земельный участок для ведения КФХ предоставлен по правилам Земельного кодекса РСФСР, а наследодатель умер после введения в действие ч. 3 ГК РФ, то по каким нормам нужно регулировать процедуру наследования. Данные проблемы, а также ряд других противоречий и будут проанализированы данной научной статьей.

Как уже было отмечено, очень важно понимание о способах правового регулирования наследования в КФХ, а также понимание важности такого регулирования государством, так как КФХ является тем субъектом, который имеет особенности правового регулирования не только в наследственном праве, но и в праве предпринимательском, что касается, например, банкротства крестьянско-фермерского хозяйства.

Как известно, ст. 1179 ГК РФ регулирует вопросы наследования имущества КФХ, однако в судебной практике не раз встает вопрос о том, какие нормы применять в случае, если, к примеру, земельный участок под ведение КФХ предоставлен по правилам Земельного кодекса РСФСР, наследодатель умер до принятия ч. 3 ГК РФ, а наследники обратились к нотариусу в настоящее время.

Так, Письмом ФНП от 18.06.2013 № 1334/06–09 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» были разъяснены данные положения. Согласно указанному документу, когда земельный участок для ведения КФХ предоставлен по правилам Земельного кодекса РСФСР, а наследодатель умер после введения в действие ч. 3 ГК РФ то следует применять нормы ч. № ГК РФ. Также земельный участок под ведение КФХ предоставлен по правилам Земельного кодекса РСФСР, наследодатель умер до принятия ч. 3 ГК РФ, а наследники обратились к нотариусу в настоящее время то следует применять правила, которые действовали на день смерти наследодателя.

Актуальность рассмотренной проблематики подтверждается и Президентом России, так как, по его мнению, «В нашей сегодняшней повестке дня тема действительно общенационального значения. Разговор пойдёт об обеспечении экологической безопасности страны, о практических задачах, решение которых должно быть реализовано в ходе нашей совместной работы. Речь идёт о защите природы, улучшении условий жизни граждан России. Качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровья нации. В конечном итоге свидетельствует об отношении к будущему нашей страны, к сегодняшним и будущим поколениям» [13].

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
  2. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4148.
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3018.
  4. Блинков О. Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. № 2. С. 26–30; Блинков О. Е. Особые режимы наследования в законодательстве государств-участников СНГ и стран Балтии // Цивилист. 2007. № 2. С. 73–77.
  5. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // «Российская газета», № 127, 06.06.2012.
  7. Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 № 85-КГ15–14 // СПС КонсультантПлюс.
  8. Галиновская Е. А. О направлениях развития земельного законодательства // Экологическое право. 2009. № 5/6. С. 70–76.
  9. Окриашвили Т. Г., Якупов А. Г. Государственный контроль в сфере частного права: теоретический анализ. Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 7–9.
  10. Сухова Е. А. Значение земельно-правовой ответственности для обеспечения земельного.
  11. Харьков В. Н. Основы земельного права: Учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 50-71.
  12. Иванова С. В. Охрана земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2012. № 1. С. 21.
  13. http://www.pravosoznanie.org/2545
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, сельскохозяйственное назначение, ГК РФ, Российская Федерация, Земельный кодекс РСФСР, земля, оборот земель, пожизненное наследуемое владение, участок, общая площадь.