Наследование земельного участка должно отвечать требованиям гражданского законодательства с одновременным учетом положений земельного законодательства, которое устанавливает особенности оборота земельных участков. В число таких особенностей входят категория земли, на которой расположен участок и субъектный состав лиц, вступающих в наследство. Непринятие во внимание данных особенностей может впоследствии привести к проблемам в ходе последующей практической реализации наследственных прав. Перечисленные особенности подтверждают актуальность данной темы исследования.
Установление правового статуса иностранных граждан в России имеет конституционную основу. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане осуществляют наравне с гражданами РФ равный комплекс права и обязанностей за исключением случаев, специально установленных федеральным законодательством или международными договорами РФ [1]. Данная конституционная норма конкретизируется в действующем гражданском законодательстве, только в несколько «усеченном» виде. Так, анализ содержания ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан [2] позволяет сделать вывод о том, что подобные исключения могут устанавливаться лишь федеральными законами.
Статья 1181 ГК РФ предусматривает, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ [3]. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Земельный кодекс РФ в п. 2 ст. 5 устанавливает особую правосубъектность для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц: права данных субъектов на приобретение в собственность земельных участков определяются на основании норм ЗК РФ и специального федерального законодательства [4]. Следовательно, законодатель, с одной стороны, разделил земельную правосубъектность граждан Российской Федерации, российских юридических лиц и иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. С другой стороны, было предусмотрено условие, согласно которому в целях установления особых правил для названных лиц последние указываются специально [5].
Особый интерес вызывает наследование земельных участков и имущественных прав на земельные участки. Законодательство о наследовании включает в себя не только нормы ГК РФ, но и нормы земельного законодательства (например, п. 2 ст. 5, п. 10 ст. 22, подп. 1 п. 2 ст. 40, ст. 45, п. 3 ст. 53, п. 1 и 2 ст. 54, п. 2 ст. 57, ст. 62 ЗК РФ).
Субъективные основания наследования земельных участков связаны с личностными характеристиками наследников, в частности наличия либо отсутствия у них гражданства РФ.
Иностранные граждане не могут иметь на праве собственности участки земель отдельных категорий.
Во-первых, В частности, земель, находящихся в границах морского порта в соответствии со ст. 28 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. В данном случае подразумеваются земельные участки, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, в границах территории морского порта, на которых расположены портовые гидротехнические сооружения, а также земельные участки, на которых располагаются здания, строения, сооружения, используемые в целях осуществления деятельности в морском порту и принадлежащие на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, которые могут находиться в их собственности.
Во-вторых, согласно ст. 11 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут владеть земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды [7].
В-третьих, подобный особый правовой статус распространяется и на земельные участки, находящиеся на приграничной территории и на территории морских портов. В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ перечень приграничной территории утверждается Президентом РФ. Данный Перечень был утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 [9]. Ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 261 устанавливает запрет на нахождение в собственности иностранных граждан земельных участков, расположенных в границах морского порта [8], — об этом уже говорилось выше.
В таких случаях Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в п.1 ст. 5 и 11 возлагает на собственников обязанность произвести отчуждение наследуемых земельных участков в течение года со дня возникновения права собственности на них. Для регулирования отчуждения земель морских портов и приграничных территорий действует ст. 238 ГК РФ, которая устанавливает обязательность отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику, в течение года с момента возникновения права собственности.
П.1 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливает также последствие неотчуждения в течение вышеуказанных сроков земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на нем. Таким последствием должно быть извещение Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в письменной форме об этом органа государственной власти субъекта РФ, который в течение месяца обязан обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении данного собственника к продаже земельного участка на торгах (п. 2 ст. 5 Закона обороте земель сельскохозяйственного назначения). Срок такого извещения составляет десять дней.
О. Е. Блинков отмечает, что закон не препятствует получению иностранными гражданами специального земельного имущества в порядке наследования. Основная проблема заключается в проведении в течение года последующего отчуждения его лицам, которые в отличие от наследника могут иметь такое имущество на праве собственности [10]. Несоблюдение данного порядка впоследствии приводит к принудительному отчуждению указанных земельных участков.
Так, Правительство Самарской области обратилось в суд с иском к Н. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах.
В обоснование заявленных требований указали, что согласно информации, поступившей в Правительство Самарской области на основании письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 02.11.2015 г. входящий N, гражданину Казахстан Н. СТ. на праве собственности принадлежит 2/881 доли в праве общей долевой собственности земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, площадью 48895500 кв. м о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 13.05.2013 г. Указанное право собственности возникло у ответчика на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Федеральный закон РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на обладание иностранными гражданами на праве собственности долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии данный вывод суда признан противоречащим нормам Федерального закона РФ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 18.01.2016 года было отменено. Суд апелляционной инстанции постановил по делу новое решение, которым исковые требования Правительства Самарской области к Н. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах были удовлетворены. Суд указал в своем решении, что вывод суда об отсутствии в действующем законодательстве запрета на нахождение у иностранных граждан долей в праве собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку законодатель исключил из текста статьи слово «доли», в связи с тем, что «доли» земельного участка не могут быть объектом аренды [11].
В заключении необходимо отметить, что наследование земельных участков иностранными гражданами представляет собой усложненное субъектно-объектное правоотношение, на результат которого оказывают влияние специфические характеристики субъекта, вступающего в наследство, и объекта наследования — земли определенных категорий. При этом в указанных случаях закон не препятствует наследованию земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель специальных категорий, устанавливая лишь правовые последствия для юридического результата наследования, т. е. права собственности. Основные проблемы заключаются в уклонении таких наследников от осуществления последующего отчуждения земельных участков, что влечет за собой необходимость обращения в суд органов государственной власти с исковыми заявлениями о принудительном отчуждении данных земельных участков.
Как видно, варианты решения данных проблем нашли свое отражение в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который установил серьезные правовые последствия неотчуждения иностранными гражданами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на нем.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3032
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147
- Галиновская Е. А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007, № 46, ст. 5557
- Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3018.
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007, № 46, ст. 5557
- Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 2. Ст. 268.
- Блинков О. Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. № 2. С. 43–50.
- Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33–3773/2016 // СПС «Консультант-плюс»