Конституционно-правовой статус Президента Румынии
Автор: Шаханин Владислав Александрович
Рубрика: 20. Международное право
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 685 раз
Библиографическое описание:
Шаханин, В. А. Конституционно-правовой статус Президента Румынии / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11563/ (дата обращения: 19.12.2024).
Румыния — государство, располагающееся в Восточной Европе. Площадь Румынии составляет 238391 км². В Румынии проживает 19373000 человек (по данным на 2016 г.). Столицей Румынии является город Бухарест [4].
Румыния прошла достаточно сложный исторический путь, насыщенный важными событиями (например, участие в двух мировых войнах). Она пережила монархию, а затем период построения социалистического общества, когда страна привлекала к себе внимание крупнейших государств мира. Россию и Румынию связывают давние отношения, в которых были свои подъемы и спады.
Несмотря на то, что Румыния после известных событий декабря 1989 г. взяла курс на интеграцию в европейские наднациональные структуры, необходимо поддерживать и развивать отношения с этой страной, имеющей выход к Черному морю, а значит играющей определенную роль в поддержании стабильности в данном регионе.
В Румынии, как и в большинстве современных республик, главой государства, его олицетворением является Президент. Именно ему принадлежит ряд важных полномочий в сфере международных отношений. В процессе выстраивания отношений с другой страной нужно знать особенности механизма ее государственной власти. Одним из элементов такого механизма, несомненно, является глава государства. Далее мы рассмотрим конституционные основы деятельности Президента Румынии.
Конституционно-правовой статус Президента Румынии определяется положениями Конституции Румынии, опубликованной в Официальном Бюллетене Румынии (часть I, № 233 от 21 ноября 1991 г.) и одобренной на национальном референдуме 8 декабря 1991 г. [1] Законом о пересмотре Конституции Румынии, опубликованном в Официальном Бюллетене Румынии № 669 от 22 сентября 2003 г., был внесен ряд поправок [2]. Так, например, в ст. 1 было включено положение об организации государства на основе принципа разделения и равновесия властей — законодательной, исполнительной и судебной — в рамках конституционной демократии [2].
Исходя из структуры Конституции Румынии, можно сказать о том, что Президент является одним из институтов публичной власти, занимающим второе после Парламента место в системе высших органов государственной власти. Напрямую Конституция не относит Президента Румынии к какой-либо ветви власти. В то же время, как видно из положений Конституции, которые приводятся ниже, Президент наделяется рядом важных функций и полномочий.
Роль Президента (ст. 80). Президент Румынии, прежде всего, представляет румынское государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Он следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием публичных властей. Для достижения этих целей он осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом [1].
Выборы Президента (ст. 81). Президент Румынии избирается посредством голосования, которое должно быть всеобщим, равным, прямым, тайным и свободно выраженным. Для того чтобы кандидат был объявлен избранным, необходимо получить в первом туре выборов большинство голосов избирателей, включенных в избирательные списки. Второй тур выборов организуется в том случае, если ни один из кандидатов не получил такого большинства голосов. В нем баллотируются первые два кандидата, установленные по порядку числа голосов, полученных в первом туре. Кандидат, получивший наибольшее число голосов, объявляется избранным. Никакое лицо не может осуществлять функцию Президента Румынии более двух сроков мандата. Сроки могут быть и последовательными [1]. Все президентские выборы, проводившиеся в Румынии после принятия Конституции в 1991 г., проходили в два тура (см. таблицу 1). В стране действует соответствующий Закон о выборах Президента Румынии № 370/2004, опубликованный в Официальном Бюллетене Румынии (часть I, № 887 от 29 сентября 2004 г.) [3].
Таблица 1
Выборы Президента Румынии в 1992–2014гг. [6]
Дата выборов |
Кандидат, избранный Президентом Румынии |
Политическая принадлежность |
Количество полученных голосов (%) |
27 сентября и 11 октября 1992 г. |
Ион Илиеску |
«Демократический Фронт Национального Спасения» |
5633456 (47,3) — в 1-м туре, 7393429 (61,4) — во 2-м туре |
3 ноября и 17 ноября 1996 г. |
Эмиль Константинеску |
«Румынская Демократическая Конвенция» |
3569941 (28,2) — в 1-м туре, 7057906 (54,4) — во 2-м туре |
26 ноября и 10 декабря 2000 г. |
Ион Илиеску |
Социал-демократическая партия Румынии (в рамках коалиции «Социал-демократическое Сообщество Румынии») |
4076273 (36,4) — в 1-м туре, 6696623 (66,8) — во 2-м туре |
28 ноября и 12 декабря 2004 г. |
Траян Бэсеску |
«Альянс Справедливости и Правды» (альянс Демократической партии и Национальной либеральной партии) |
3545236 (33,9) — в 1-м туре, 5126794 (51,2) — во 2-м туре |
22 ноября и 6 декабря 2009 г. |
Траян Бэсеску |
Демократическая либеральная партия |
3153640 (32,4) — в 1-м туре, 5275808 (50,3) — во 2-м туре |
2 ноября и 16 ноября 2014 г. |
Клаус Йоханнис |
«Христианский Либеральный Альянс» (Национальная либеральная партия — Демократическая либеральная партия) |
2881406 (30,4) — в 1-м туре, 6242825 (54,5) — во 2-м туре |
Признание действительности мандата и принесение присяги (ст. 82). Действительность результата выборов на должность Президента Румынии признается Конституционным Судом. Кандидат, выборы которого признаны действительными, приносит перед Палатой Депутатов и Сенатом на их совместном заседании присягу [1].
Продолжительность мандата (ст. 83). Президент Румынии избирается сроком на пять лет (после поправок 2003 г.), отсчитываемых со дня принесения присяги. Он осуществляет мандат до принесения присяги новоизбранным Президентом. Мандат Президента Румынии может продлеваться органическим законом в случае войны или катастрофы [1].
Несовместимость и иммунитеты (ст. 84). В период своего мандата Президент Румынии не может быть членом какой-либо партии и не может осуществлять другую публичную или частную функцию. Президент Румынии пользуется иммунитетом. Положения ч. 1 ст. 69 применяются соответствующим образом [1].
Назначение Правительства (ст. 85). Президент Румынии предлагает кандидатуру на должность премьер-министра и назначает Правительство на основе вотума доверия, выраженного Парламентом. В случае реорганизации Правительства или образования в нем вакансии Президент по предложению премьер-министра отзывает и назначает отдельных членов Правительства [1].
Консультации с Правительством (ст. 86). Президент Румынии может консультироваться с Правительством в связи со срочными и особо важными проблемами [1].
Участие в заседаниях Правительства (ст. 87). Президент Румынии может принимать участие в заседаниях Правительства, на которых обсуждаются проблемы, представляющие национальный интерес и касающиеся внешней политики, обороны страны, обеспечения общественного порядка и, по просьбе премьер-министра, в других случаях. Президент Румынии председательствует на заседаниях Правительства, в которых участвует [1].
Послания (ст. 88). Президент Румынии обращается к Парламенту с посланиями о главных политических проблемах нации [1].
Роспуск Парламента (ст. 89). После консультации с председателями обеих Палат и лидерами парламентских групп Президент Румынии может распустить Парламент, если он не выражает вотум доверия, необходимый для формирования Правительства, в 60-дневный срок после первого предложения и только после отклонения не менее двух предложений об инвеституре. В течение одного года Парламент может быть распущен один раз. Парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев мандата Президента Румынии, а также во время мобилизационного, военного, осадного или чрезвычайного положения [1].
Референдум (ст. 90). Президент Румынии может после консультации с Парламентом потребовать от народа выразить на референдуме свою волю по проблемам, представляющим национальный интерес [1].
Полномочия в области внешней политики (ст. 91). Президент заключает от имени Румынии международные договоры, по которым вело переговоры Правительство, и представляет их на ратификацию Парламенту в разумный срок. Другие договоры и международные соглашения заключаются, одобряются или ратифицируются согласно процедуре, установленной законом. Президент по предложению Правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей Румынии и одобряет установление, упразднение или изменение ранга дипломатических представительств. Дипломатические представители других государств аккредитуются при Президенте Румынии [1].
Полномочия в области обороны (ст. 92). Президент Румынии является главнокомандующим Вооруженными Силами и осуществляет функцию председателя Верховного Совета Обороны страны. Он может объявлять с предварительного одобрения Парламента частичную или общую мобилизацию в Вооруженные Силы. Только в исключительных случаях решение Президента представляется на последующее одобрение Парламента не позднее чем через пять дней после его принятия. В случае вооруженной агрессии, направленной против страны, Президент Румынии принимает меры для отражения агрессии и немедленно доводит их до сведения Парламента посредством послания. Если Парламент не находится на сессии, он созывается по праву в течение 24 часов после начала агрессии. В случае мобилизации или войны, Парламент продолжает функционировать в течение такого положения и если не находится на сессии, то созывается в течение 24 часов после объявления такого положения [1].
Исключительные меры (ст. 93). Президент Румынии вводит согласно закону осадное положение или чрезвычайное положение по всей стране или в отдельных административно-территориальных единицах и предлагает Парламенту одобрить принятые меры не позднее чем через пять дней после их осуществления. Если Парламент не находится на сессии, он созывается по праву в течение 48 часов после введения военного положения или чрезвычайного положения и функционирует в течение всего этого периода [1].
Другие полномочия (ст. 94). Президент Румынии осуществляет также следующие полномочия:
a) производит награждение и присваивает почетные звания;
b) присваивает звания маршала, генерала и адмирала;
c) назначает публичные должности при условиях, предусмотренных законом;
d) осуществляет индивидуальное помилование [1].
Отстранение от должности (ст. 95). В случае совершения тяжких деяний, которыми нарушаются положения Конституции, Президент Румынии может быть отстранен от должности Палатой Депутатов и Сенатом на совместном заседании большинством голосов депутатов и сенаторов после консультации с Конституционным Судом. Президент может дать Парламенту объяснения в связи с вменяемыми ему деяниями. Предложение об отстранении от должности могут выдвигать не менее одной трети от числа депутатов и сенаторов; оно немедленно доводится до сведения Президента. Если предложение об отстранении от должности одобряется, то не позднее чем через 30 дней назначается референдум для смещения Президента [1]. Такие референдумы имели место в Румынии в 2007 и 2012 гг. [5]
Импичмент (ст. 95.1). Палата Депутатов и Сенат могут принять решение об импичменте Президента Румынии за государственную измену на совместном заседании. Для этого необходимы голоса не менее двух третей от числа депутатов и сенаторов. Предложение об импичменте может быть выдвинуто большинством депутатов и сенаторов. Затем оно без каких-либо задержек направляется Президенту Румынии для того чтобы он мог дать объяснения о фактах, за которые он считается ответственным. В период со дня импичмента и до дня смещения деятельность Президента приостанавливается. Президент считается смещенным в день принятия Верховным Судом Кассации и Правосудия окончательного декрета о привлечении его к ответственности [2].
Вакантность должности (ст. 96). Должность Президента Румынии становится вакантной в случае отставки, смещения с должности, окончательной невозможности осуществлять полномочия или смерти. В трехмесячный срок после того, как должность Президента Румынии стала вакантной, Правительство организует выборы нового Президента [1].
Временное осуществление должности (ст. 97). Если должность Президента становится вакантной или если Президент отстранен от должности либо временно не может осуществлять свои полномочия, временное замещение его должности обеспечивается по порядку председателем Сената или председателем Палаты Депутатов. Полномочия, предусмотренные ст. 88–90, не могут осуществляться в период временного замещения должности Президента [1]. Такое замещение должности Президента председателем Сената имело место в 2007 и 2012 гг. [5]
Ответственность временно замещающего должность Президента (ст. 98). Если лицо, которое обеспечивает временное замещение должности Президента Румынии, совершает тяжкие деяния, которыми нарушаются положения Конституции, применяются ст. 95 и ст. 97 [1].
Акты Президента (ст. 99). Осуществляя свои полномочия, Президент Румынии издает декреты, которые публикуются в «Мониторул Офичиал ал Ромыниэи». Неопубликование влечет недействительность декрета. Декреты, издаваемые Президентом Румынии в осуществление его полномочий, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 91, ч. 2 и 3 ст. 92, ч. 1 ст. 93 и п. «а», «b» и «с» ст. 94, контрасигнуются премьер-министром [1].
Таким образом, Президент Румынии обладает достаточно серьезным набором полномочий. Он имеет более широкую компетенцию, нежели президенты в парламентских республиках, но более узкую по сравнению с главами государств в президентских республиках. Наиболее тесно он взаимодействует с Правительством. Важным полномочием является право инициирования референдума. Функции Президента Румынии, о которых говорится в ст. 80, обусловлены сложным процессом перехода от одной социально-экономической и культурной модели к другой. В целом, исходя из положений Конституции и реальной обстановки в стране, лицо, занимающее пост Президента Румынии, должно обладать развитыми способностями к разрешению конфликтов и склонностью к достижению компромиссов. Необходимо отметить, что все президентские выборы в Румынии проходили в два тура. Это говорит о высокой степени политической конкуренции в стране. Все это, несомненно, нужно учитывать при дальнейшем развитии двухсторонних отношений.
Литература:
- Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. // Конституции государств Европы. — М.: Норма, 2001. URL: http://www.constitution.garant.ru (датаобращения: 01. 02. 2010).
- Law for the revision of the Constitution of Romania. URL: http://cdep.ro (дата обращения: 21.11.2016).
- Law on the election of the President of Romania. URL: http://www.lexadin.nl (дата обращения: 21.11.2016).
- URL: http://data.un.org (дата обращения: 21.11.2016).
- URL: http://en.wikipedia.org (дата обращения: 21.11.2016).
- URL: http://psephos.adam-carr.net (дата обращения: 21.11.2016).