Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 1238 раз

Библиографическое описание:

Коваль, А. А. Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации / А. А. Коваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36361/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость проанализировать следующие аспекты: индексы политических режимов данных стран, характеристику политических институтов, функционирующих на их территории, особенности взаимодействия элитарных игроков с эгалитарными слоями населения в исторической ретроспективе, влияние внешних факторов на становление действующих политических систем и подсистем.

Ключевые слова: третья волна демократизации, политический режим Аргентины, Грузия, Конституция Румынии, политические институты развивающихся стран

Политические режимы превалирующего числа современных государств базируются на демократических принципах, изначально заложенных еще при формировании древних античных государств-городов. Однако определенный круг стран встал на путь демократизации сравнительно недавно, в связи с чем их политические институты и институциональные отношения внутри данных институтов не в полной мере соответствуют критериям подлинного демократического общества в классическом понимании текущей терминологии.

Относительно Аргентины и изменения ее индекса политической открытости, следует упомянуть, что вплоть до 1983 года власть в стране находилась в руках военной хунты со всеми вытекающими из этого факта последствиями: жесткой цензурой, отсутствием у рядовых граждан свободы слова и возможности влиять на ход политического процесса, а также массовыми репрессиями в отношении оппозиционных элементов или сочувствующих им.

Впоследствии, в результате поражения военного правительства в Фолклендской войне с Великобританией, данный режим был свергнут, а на смену ему пришел новый режим, были проведены первые демократические выборы президента страны. Соответственно, с 1983 года индекс свободы Аргентины набрал резкий повышательный тренд, что довольно явственно продемонстрировано в исследовании, проведенном университетом Мэрилэнда, США [4]. В настоящее время, согласно индексу FreedomHouse, Аргентина является свободной страной, однако гражданские права в ней не защищены на должном уровне (2 из 7 балла), что свидетельствует о господстве так называемой «дефективной демократии».

Рассматривая Грузию, стоит принимать во внимание коммунистическое прошлое этой страны и тот факт, что вплоть до распада СССР она характеризовалась низким уровнем защиты гражданских прав и низким индексом свободы. После 1991 года Верховный совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости, вследствие чего была учреждена должность Президента, ознаменованная победой на выборах Зваида Гамсахурдия. На сегодняшний день Грузия находится в режиме переходной или гибридной демократии, а ее суммарный индекс FreedomHouse составляет 4,61 из 7 [6].

В Румынии после падения диктатуры Николая Чаушеску к власти пришел Фронт Национального спасения (ФНС). В 1990 в стране были организованы демократичные выборы, на которых большинство мест в обеих палатах парламента получила партия ФНС, как партия. Президентом на выборах стал Ион Илиеску. FreedomHouse относит Румынию к странам с наполовину или частично консолидирующейся демократией, выставляя рейтинг 3,46 из 7 и помещая ее на 20 место из 129 стран по уровню развития демократии [5].

Концентрируясь на фундаменте современных политических режимов рассматриваемых государств, следует, прежде всего, учесть конституционную основу режимов и институциональные рамки ее имплементации. Действующая конституция Аргентины была принята Конституционным собранием 24 августа 1994 года. Она не только содержит прямое положение о разделении властей, но и предполагает их сотрудничество и взаимодействие, что обеспечивается рядом сдержек и противовесов, а также отсутствием у какой-либо из ветвей власти права на роспуск другой. Президент является главой государства и правительства (исполнительной власти), он также политически ответственен за общее управление страной. Президент и вице-президент избираются прямым голосованием (ст. 94). Законодательная власть находится в руках Национального конгресса, состоящего из двух палат: Палаты депутатов и Сената. Выборы в первую проводятся в рамках прямого голосования, вторая палата формируется на представительной основе [1].

Аргентинская партийная система на данный момент довольно разветвлена. Ее основными игроками являются социалистическо-перонистская Хустисиалистская партия и левоцентристский Гражданский радикальный союз. Кроме того, политически силы в стране непрерывно раскалываются и консолидируются, что говорит об активной политической жизни страны. По сравнению с прошлыми режимами Аргентины военные лоббисты на сегодняшний день в наибольшей степени подконтрольны гражданскому обществу. В экономической элите страны действуют влиятельные кланы, а также профсоюзные движения. СМИ Аргентины сравнительно свободны, однако существуют прецеденты политического давления на аргентинских журналистов.

Что касается Румынии, по конституции 1991 годаона является национальным, унитарным, правовым, демократическим и социальным государством с республиканской формой правления.

Глава государства — Президент, который имеет широкие полномочия в политических вопросах и избирается на пятилетний срок.

Он представляет румынское государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности. Законодательную власть осуществляетПарламент, состоящий из двух палат: Сената и Палаты депутатов. Обе палаты избираются населением сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права [3].

В Румынии присутствует многопартийная система с многочисленными политическими партиями, в которой ни у одной из заинтересованных сторон часто нет шанса получения одного только парламентского большинства, и партиям приходится сотрудничать друг с другом, чтобы сформировать коалиционные правительства. Современные политические партии активно участвуют в политической жизни государства, их электорат опирается на различные слои категории населения, что обеспечивает грамотное функционирование институтов выборной демократии. Примечательным фактом политической системы данной страны является учет интересов партий этнического меньшинства, которым гарантируют восемнадцать мест в действующем национальном парламенте.

В целом, в Грузии действует Конституция, аналогичная Конституции Румынии. Президент Грузии избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, одному лицу разрешено избираться на этот пост не более двух сроков подряд. Исполнительная власть сосредоточена в руках Президента, законодательная власть страны представлена однопалатным парламентом Грузии. Законодательная власть парламента, согласно конституции Грузии, ограничена законодательной властью парламентов автономных республик — Абхазии и Аджарии [2].

Учитывая нестабильный вектор развития Латинской Америки в последнюю четверть века, неудивительно, что определенные политические и экономические преобразования стран данного региона кардинально изменили облик входящих в него стран. В практическом выражении это сказалось в освобождении от доминирования США в регионе, увеличившейся независимости государств в принятии внутриполитических и внешнеполитических решений, начале партнерства с Китаем, Россией и европейскими странами. Кроме того, Аргентина, как один из лидеров региона, активно взаимодействует с соседними странами в рамках региональных интеграционных проектов, таких как УНАСУР, СЕЛАК, МЕРКОСУР, что позволяет ей более гибко и динамично реагировать на кризисные явления. На международной арене, Аргентина наряду с Мексикой и Бразилией входит в страны G20, а также исполняет свои обязанности представителя региона в Совете Безопасности Организации Объединенных наций. В целом, можно резюмировать, что Аргентина, как и подавляющее число стран Латинской Америки, заинтересована в пересмотре дистрибуции глобальной власти в сторону развивающихся стран. В связи с этим она поддерживает призыв к реформированию мировой финансовой структуры и изменению парадигмы функционирования глобальных институтов управления.

На формирование политического режима в Румынии сказались такие внешние факторы, как распад СССР, окончание Холодной войны, геополитические амбиции Европейского союза и США, увеличивающаяся роль в мире международных институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.). В целом, в 1990-х годах страна взяла курс на европейскую интеграцию, вошла в Североатлантический альянс и стала государством-членом Европейского союза в 2000-х гг. Эти обстоятельства свидетельствуют о выполнении определенных требований относительно демократизации внутригосударственных политических институтов, без чего невозможно было бы вхождение страны в ЕС. Таким образом, в настоящее время жизнедеятельность государства напрямую зависит от соображений безопасности, исходя из чего влияние внешних сил, прежде всего, НАТО довлеющим образом отображается на эволюции политического режима Румынии.

На данный момент, положение Грузии в международном поле несколько шатко, поскольку приоритеты ее сотрудничества с государствами Запада или же с РФ неоднозначно выявлены. Если во время президентства Михаила Саакашвили Грузия взяла строгий курс на сближение с США и Европой, что сказалась на кризисе российско-грузинского взаимодействия, то в настоящее время конъюнктура международной среды меняется с молниеносной скоростью, и Грузия сохраняет определенное пространство для маневрирования в зыбучих водах мировой политики.

В заключение, политические системы трех проанализированных стран достаточно схожи по своей правовой составляющей, но совершенно различны в рамках последствий эволюционного развития и зависимости от воздействия внешнеполитических элементов, входящих в турбулентную международную среду. Исходя из предпосылок нынешнего уровня демократизации стран, можно констатировать, что в дальнейшем вполне возможно сделать благоприятный прогноз относительно возрастания степени защиты гражданских прав населения Аргентины, Румынии и Грузии. Тем не менее, наличие определенной институциональной хрупкости и нестабильности партийной системы скрывает потенциальные риски крутого поворота направленности политического процесса данных стран. В этом и заключается причина того, что формальные и неформальные реальные политические практики осуществляются по-разному в каждом государстве.

Литература:

  1. Конституция Аргентины. Интернет библиотека конституций стран мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=358 (27.11.2016)
  2. Конституция Грузии. Конституция Аргентины. Интернет библиотека конституций стран мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=130 (27.11.2016)
  3. Конституция Румынии. Интернет библиотека конституций стран мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=111 (27.11.2016)
  4. Authority trends, 1943–2013: Argentina. Systemicpeace Review // URL: http://www.systemicpeace.org/polity/arg2.htm (27.11.2016)
  5. Romania. Freedom House Review // URL: https://freedomhouse.org/report/nations-transit/2016/romania (27.11.2016)
  6. Transformation Index BTI 2016. BTI-project Review // URL: https://www.bti-project.org/en/index/status-index/ (27.11.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Грузия, Румыния, политический, США, Европейский союз, законодательная власть, исполнительная власть, Конституция Румынии, Латинская Америка, прямое голосование.


Ключевые слова

третья волна демократизации, политический режим Аргентины, Грузия, Конституция Румынии, политические институты развивающихся стран

Похожие статьи

Анализ теории гибридных политических режимов и их классификации

В условиях всеобщей глобализации стремительно сокращается число политических режимов, существование которых было основано на силе и авторитарных методах правления. В политологических кругах ведутся оживленные дискуссии о применимости транзитологическ...

Сетевой анализ становления институтов политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием (на примере Нигерии)

В работе анализируется процесс институционализации сетевого взаимодействия и формы политического диалога этнических и религиозных организаций в Нигерии в условиях гражданской войны и послевоенного кризиса. Рассматриваются слабые и сильные стороны сет...

Развитие Дальнего Востока в советский период 1928–1942 гг.

В статье исследуется развитие Дальнего Востока в период становления советской власти с целью выявления аналогий в тенденциях, применяемых инструментах развития экономики в современной России, а также для определения особенностей разных периодов, техн...

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Характерные черты политической элиты Республики Татарстан

Статья посвящена анализу научных работ о характерных чертах политической элиты Татарстана. Были выделены подходы, посвященные природе политических элит, включая связь с советской номенклатурой, культурными кругами и экономическими ресурсами. Исследов...

Единая Европа: 70 лет интеграции как залог особенностей развития

Цель исследования — проанализировать, как влияние последовательной истории интеграции в Европе определило особенности функционирования региона. В статье описывается хронология взаимопроникновения национальных хозяйств и характеризуются современные ин...

Теоретические основания исследования политической культуры

В статье рассмотрены теоретические основания исследования политической культуры, которая обусловлена масштабными переменами в мире, становлением в условиях независимости стран новых каналов и механизмов формирования властных групп, сменой внутри- и в...

О некоторых тенденциях информационной политики Узбекистана до и после провозглашения независимости

В статье обосновывается важность информационной сферы в жизнедеятельности общества, которая требует, в свою очередь реформирования в контексте преобразований Узбекистана и перехода его к демократическому правовому государству. Затрагивается функциони...

Глобализация и национальная безопасность: факторы взаимовлияния

В статье рассматриваются вопросы влияния мировых экономических и социально-политических процессов на систему национальной безопасности России в современных условиях. Автор выделяет растущую роль внутригосударственных регионов во внешней политике свое...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

Похожие статьи

Анализ теории гибридных политических режимов и их классификации

В условиях всеобщей глобализации стремительно сокращается число политических режимов, существование которых было основано на силе и авторитарных методах правления. В политологических кругах ведутся оживленные дискуссии о применимости транзитологическ...

Сетевой анализ становления институтов политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием (на примере Нигерии)

В работе анализируется процесс институционализации сетевого взаимодействия и формы политического диалога этнических и религиозных организаций в Нигерии в условиях гражданской войны и послевоенного кризиса. Рассматриваются слабые и сильные стороны сет...

Развитие Дальнего Востока в советский период 1928–1942 гг.

В статье исследуется развитие Дальнего Востока в период становления советской власти с целью выявления аналогий в тенденциях, применяемых инструментах развития экономики в современной России, а также для определения особенностей разных периодов, техн...

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Характерные черты политической элиты Республики Татарстан

Статья посвящена анализу научных работ о характерных чертах политической элиты Татарстана. Были выделены подходы, посвященные природе политических элит, включая связь с советской номенклатурой, культурными кругами и экономическими ресурсами. Исследов...

Единая Европа: 70 лет интеграции как залог особенностей развития

Цель исследования — проанализировать, как влияние последовательной истории интеграции в Европе определило особенности функционирования региона. В статье описывается хронология взаимопроникновения национальных хозяйств и характеризуются современные ин...

Теоретические основания исследования политической культуры

В статье рассмотрены теоретические основания исследования политической культуры, которая обусловлена масштабными переменами в мире, становлением в условиях независимости стран новых каналов и механизмов формирования властных групп, сменой внутри- и в...

О некоторых тенденциях информационной политики Узбекистана до и после провозглашения независимости

В статье обосновывается важность информационной сферы в жизнедеятельности общества, которая требует, в свою очередь реформирования в контексте преобразований Узбекистана и перехода его к демократическому правовому государству. Затрагивается функциони...

Глобализация и национальная безопасность: факторы взаимовлияния

В статье рассматриваются вопросы влияния мировых экономических и социально-политических процессов на систему национальной безопасности России в современных условиях. Автор выделяет растущую роль внутригосударственных регионов во внешней политике свое...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

Задать вопрос