Проблема определения границ возможного и должного поведения представителей салафизма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ким, Н. В. Проблема определения границ возможного и должного поведения представителей салафизма / Н. В. Ким, Куаныш Рахымжанулы Кузенбаев. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11435/ (дата обращения: 17.12.2024).



Мой дом, моя страна, моя отчизна, мой Казахстан. Великая страна, занявшая 9 место в мире по величине. Страна с огромной историей, оставившей значительную роль в Мировой Истории. Страна, история которой рассказывает о могущественных кочевниках, сказания и легенды которых известны во всем мире. В нынешнем, современном мире это унитарное, многонациональное, светское, социальное государство, которое несет на своих плечах демократические ценности. Государство, расположенное на стыке двух древнейших культур, Европейской и Азиатской. Современная История нашего государства берет свое начало с 1991 года, именно тогда наша страна стала суверенным государством, которое сразу же признали на геополитической мировой арене.

Вызовы 21 века — суровы и непререкаемы. Содержание этих вызовов задано глобально. Взаимосвязанность всех стран и регионом мира, все более возрастающая, взаимозависимость по всем параметрам социального бытия — это реалии наших дней [1].

И один из самых глобальных вызовов — терроризм и экстремизм, приобретающие международные масштабы.

В наши дни основной угрозой всему человечеству стал международный терроризм и тесно связанный с ним религиозный экстремизм, характерными чертами которого являются — мобильность и конспирация. Позиция Казахстана как заявлял президент Республики — Нурсултан Назарбаев заключается в принципиальном неприятии любых форм терроризма и его проявлении, вне зависимости от того какие причины выдвигаются для его оправдания.

С принятием в 1999 году закона «О борьбе с терроризмом» Казахстан в СНГ первым заложил правовые и организационные основы для борьбы с преступлениями такого рода [2]. В начале 2000 года главой государства был подписан указ «о мерах по предупреждению, пресечению проявлению терроризма и экстремизма. В последующие года указанные нормативные документы совершенствовались и подвергались коррективам в соответствии с требованиями времени. В 2010 году главой государства подписан закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия терроризму. Это позволило сложить целую систему в Республике для борьбы с угрозами радикализма и экстремизма.

Исторически сложилось так, что для казахстанского общества традиционными религиями являются ислам суннитского направления ханафитского мазхаба и христианство православного толка. Государство создает комфортные условия для верующей части населения. Несмотря на это, над нашим светским государством нависает и укрепляется такая угроза как «салафизм».

Термин «салафизм» исторически обозначает направление в исламе, которое призывает верующих ориентироваться на «праведных предков», «салафов», то есть сподвижников (сахаба) пророка Мухаммада и их последователей в следующем поколении (табиин). Термин «салафизм» со временем исказился и на данном этапе это понятие представляет радикально настроенную группу последователей этой идеологии, называющихся салафитами, которые ведут бескомпромиссную войну против всех, кто не разделяет их взглядов, возбуждая ненависть между народами и культурами [3].

Основной особенностью нынешних салафитов является крайний буквализм в толковании ими исламских источников — Корана и сунны (примера пророка Мухаммада). Салафиты отвергают различные нововведения, призывая жить по канонам того ислама, который был во времена пророка Мухаммада и его сподвижников. Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мертвым. Взывание к пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия).

Более того, с их точки зрения запретными считаются любая музыка, театральные представления и некоторые виды спорта, существует еще ряд принципиальных отличий салафизма от ханафитского, умеренного течения ислама.

Эти идеи проникли в Казахстан достаточно давно — в середине 80-х годов прошлого столетия. В начале 2000-х на юге Казахстана образовался ряд салафитских джамаатов. При этом в Казахстане салафизм даже не подпал под запрет, хотя во многих странах это течение считается экстремистским.

В настоящее время оно не пользуется поддержкой населения. Более того, абсолютным большинством оно отвергается, так как его представители противопоставляют себя обществу и государству. Ведь с давних времен казахи показали себя толерантным и гостеприимным народом, где радикальные взгляды неприемлемы, так как в Казахстане живут представители многих национальностей с разными взглядами, верованиями, но с единой историей, объединяющей всех.

Новый круг приверженцев салафизма формируется благодаря «горе-учителям», не имеющим соответствующего образования — вольное комментирование Корана и хадисов пророка, фальсификация их истинности и объективности уводят слушателей по «ложным коридорам» исламского вероучения.

Идеологи салафизма профессионально психологически атакуют сознание верующих. В лице авторитетных представителей данного учения вступают в своеобразный жесткий спор/дискуссию, предметом которого становится специфичное трактование постулатов ислама. Причем у верующих создается ощущение, что предмет спора и их трактование — это настоящая истина.

Идеология салафизма конкретно спроецирована на подрастающее поколение всех обществ и государств. Молодежь в случае ее рекрутирования в ряды салафитов будет выступать продолжателем и реализатором идеологии салафизма, конечным результатом которого является борьба идеологов, доходящая до открытых вооруженных сопротивлений с политической властью светских государств.

Исторический экскурс в истоки данного религиозного течения показывает, что салафизм по своей религиозно-правовой форме не является неким отдельным ответвлением от мировой религии ислам.

Согласно исследованиям известных зарубежных и отечественных ученых, идеология салафизма исходит из доктрины одного из четырех суннитских мазхабов — ханбализм.

Как известно, особенность данного ханбалитского мазхаба заключается в нетерпимости к «бида», т. е. новшествам. Речь идет о любой практике, которая не санкционирована Кораном и сунной Пророка.

Основная задача идеологии салафизма, по мнению духовных лидеров данного течения, якобы заключается в очищении религии ислама от чуждых ей примесей, основанных на этнических, культурных и иных особенностях различных мусульманских народов.

Краткий экскурс в проблему распространения салафизма показывает, что в ряде стран мира он запрещен в судебном порядке, в других же принимаются программы по противодействию его идеологии. Новый ракурс проблемы: лицо салафизма с каждым годом молодеет.

Ареал распространения салафизма расширяется с каждым годом. Наиболее уязвимым социальным слоем становится молодежь, подверженная этой идеологии в силу отсутствия жизненного опыта и образования.

Для распространения своей идеологии в молодежной среде салафиты призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры, занимаются распространением в социальных сетях соответствующих информационных материалов.

Сегодня в социальных сетях разворачивается вербовочная работа, в первую очередь среди молодежи. Ее особенностью является использование религиозного фактора и формирования отношений по принципу «духовный лидер — последователь».

В результате массированной психологической атаки молодые люди уходят из домов, бросая родителей и семьи, отказываются соблюдать традиции и обычаи своего народа, законодательные акты своей страны лишь для того, чтобы «служить» религии в своем специфическом понимании.

Казахстанские эксперты в области религии отмечают, что в казахстанском сегменте наблюдается активность салафизма [3].

Это деструктивное течение определяется различными востоковедческими школами, такими как интеллектуальное и политическое исламское движение, выступающее за возвращение к первоосновам религии ислам.

За последнее десятилетие салафизм сумел систематизировать различные механизмы своей деятельности. В арсенале их целенаправленного фокуса работы использование современных средств коммуникации, отлаженные маршруты материального и военно-технического снабжения.

У салафитов определены источники финансирования деятельности, которая основана на традиционной среди террористических организаций форме разнообразных пожертвований, неправительственных фондов и «исламских банков». Созданы специальные базы подготовки боевиков-салафитов, сформированы склады вооружений и. т. д.

Необходимы комплексные работы, направленные на пропаганду истинных духовно-нравственных ценностей ислама с учетом традиций и культурных норм Казахстана. На борьбу с идеологией салафизма должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО.

После теракта в Актобе и расстрела полицейских и мирных граждан в Алматы в Казахстане вновь встал вопрос о запрете деятельности салафитов. [4]

В текущем году у сторонников запрета данного религиозного течения аргументов в пользу своей позиции прибавилось. Участники террористических актов в Актобе и Алматы действительно были последователями салафитской идеологии. В настоящее время компетентными государственными органами ведётся расследование обстоятельств произошедших событий. По результатам всестороннего рассмотрения будут приняты соответствующие решения, в том числе по салафизму.

Вопрос любого запрета является не простым. Тем более, если это касается религиозной организации или целого течения.

Салафизм надо разложить по «полочкам», чтобы разобраться — что в нем опасного и неприемлемого. Простыми «пожарными» методами Казахстан ничего не добьется.

Если смотреть на это с точки зрения радикализации и экстремизма, то надо понимать, что не все салафиты становятся экстремистами, но при этом экстремистами они выходят как раз из этой среды. Это не значит, что все салафиты должны быть под запретом или дискредитированы. К радикализации, различным актам ведут факторы, которые не только связаны с тем, что человек принадлежит или придерживается этих взглядов. К тому же и другие факторы влияют, надо смотреть именно так. Автоматически причислять салафитов к угрозе национальной безопасности или к террористам я бы не стал. По этому поводу ведется большая дискуссия о том, как с ними строить отношения, как с ними уживаться. Самый простой метод, который сегодня предлагается а именно запрет этого течения, не совсем является решением этого вопроса.

В Казахстане сейчас насчитывается по меньшей мере 15 тысяч последователей салафизма. Объявить их в одночасье преступниками и лишить гражданства нельзя [5].

Сам по себе салафизм большой угрозы не представляет, пока он находится строго в сфере религии: человек просто изучает салафизм, придерживается каких-то его принципов. В этом случае он не представляет собой угрозы для общества: он не набрасывается на людей, не пропагандирует экстремистскую деятельность, не создает вооруженные отряды и так далее.

Реальную угрозу представляют именно радикальные проявления: элитные группировки, связанные с религиозным экстремизмом, незарегистрированные религиозные группы, работающие подпольно! Они сопротивляются мониторингу и изучению.

В целом должна проводиться работа по государственной идеологической политике, внутренней и молодежной политике. А мы видим, что у нас многие сферы молодежной политики просто заброшены: и работа с молодежью, и кружки, и вовлечение в спортивные секции, секции по интересам и так далее. Отсюда и идет радикализация молодежи.

В плане противовеса растущей религиозности и, соответственно, растущего экстремизма государство должно противопоставить повышение образовательного культурного уровня, решение социальных проблем, решение вопроса молодежного досуга и занятости. Понятно, что когда у человека есть цель в жизни, хорошее образование, политическое мышление, перспектива трудоустройства, то места для этой «дури» в голове и не будет.

Литература:

1. Противодействие терроризму и религиозному экстремизму. [Электронный ресурс] http://knb.kz/ru/media/vid.htm.

  1. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416-I.
  2. О противодействии терроризму (сизменениями и дополнениямипо состоянию на 16.11.2015 г.)

4. Всё о салафизме: чем опасна борьба за «чистый» ислам?[Электронный ресурс] https://365info.kz/2016/10/vsyo-o-salafizme-chem-opasna-borba-za-chistyj-islam/

5. Вопрос запрета салафизма в Казахстане не решён, но обсуждается[Электронный ресурс] https://informburo.kz/novosti/vopros-zapreta-salafizma-v-kazahstane-prorabatyvaet-komitet-po-delam-religii.html

6. Порядка 15 тысяч последователей салафизма насчитывается в Казахстане [Электронный ресурс]http://total.kz/society/2016/06/10/poryadka_15_tyisyach_posledovateley_salafizma_naschityivaetsya_v_kazahstane

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, государство, идеология, запрет, ислам, молодежная политика, молодежь, религиозный экстремизм.