Понятие «Общественный порядок» имеет важное и административно-правовое, и уголовно-правовое и значение, так как является ключевым в определении объекта хулиганства и вандализма. Выяснение содержания этого понятия позволяет правильно ответить на ряд других теоретических и практических вопросов (конструкция состава хулиганства и вандализма, объем и содержание объективных и субъективных сторон данного правонарушения). Как обоснованно указывал профессор С. Мокринский, «Описать состав преступления значит, прежде всего, определить объект последнего — социальное благо, страдающее или подвергающееся опасности от преступного действия» [1].
В науке уголовного права до сих пор не сложилось устоявшегося мнения о понятии «общественный порядок». При всей сложности и высокой степени оценочности наиболее оптимальное понятие общественного порядка было сформулировано И. Н. Даньшиным, как система общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения [1].
Н. Н. Жильский отметил, что как социальный феномен общественный порядок не является неизменным. Он изменяется и укрепляется вместе с развитием государства и правоохранительной системы в целом. На этой основе он предложил следующее определение: общественный порядок — это система общественных отношений, которая проявляется в формах и масштабах деятельности органов исполнительной власти, направленная на обеспечение личной безопасности граждан, общественной безопасности, на создание благоприятных условий для функционирования хозяйственной, социально-политической и административно-культурной сферы [2].
Л. А. Жубандыкова также не разграничивает два различных объекта преступного посягательства — общественный порядок и общественную безопасность: «Обеспечение эффективной охраны общественного порядка и безопасности в условиях собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и других культурных, спортивных массовых мероприятий — это не разовый акт, а непрерывный процесс постоянного научно-обоснованного совершенствования и оптимизации деятельности аппаратов управления, должностных лиц, структур всех сил и средств, принимающих участие в охранительной деятельности при их проведении. В целях предотвращения массовых беспорядков и наиболее эффективного решения правоохранительных задач при проведении массовых мероприятий необходимо направить согласованное действие всех субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности» [3, 366].
Д. Б. Ешниязова, считает, что с социологических позиций, массовые беспорядки — это организованное группой лиц или отдельным лицом действие (совокупность действий) с участием толпы, направленное на нарушение общественного порядка и общественной безопасности [4, 330].
Глава 9 Уголовного Кодекса РК 1997 г. «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» включает 38 статей: с 233 по 258 [5]. Глава 10 УК РК 2014 года «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка» включает 41 статьи, из них 6 новеллы; 20 статей с 259 по 276 вошли в 11 главу нового УК РК — ст.ст. 296–316 «Уголовные правонарушения против здоровья населения и нравственности» [6]. Но только в статье 257 УК 1997 г. и ст. 293 УК РК 2014 г. определен объект преступления и предусматривается ответственность за хулиганство, т. е. есть особо дерзкое нарушение общественного порядка. Определения понятия «общественный порядок» данные нормы не содержат.
По мнению А. Р. Гегамова «Общественный порядок — это необходимый и достаточный уровень правовой защищенности интересов общества, обеспечивающих общественное спокойствие людей на основе правовых и нравственных норм, определяющих порядок взаимоотношений людей в публичных местах» [7].
В связи с тем, что в новом УК РК отсутствует специальная глава о преступлениях против общественного порядка, можно утверждать, что любое преступление нарушает установленный в государстве общественный порядок, урегулированный нормами права, т. е. правопорядок. В данном случае имеется в виду общественный порядок в широком смысле слова.
Так, Т. М. Кафаров и Ч. Т. Мусаев определили общественный порядок как необходимую предпосылку социально одобряемого функционирования государственных учреждений и предприятий, общественных организаций, нормальной общественно-политической, производственной и иной социальной деятельности, а также нормального быта и отдыха граждан [8, 23].
Понятие общественного порядка представляет собой категорию, состоящую главным образом из трех основных элементов: содержание общественного порядка (главные существенные признаки, вошедшие в его определение); средства его регулирования; цели установления общественного порядка [9, 11].
В настоящее время общепризнано, что общественный порядок представляет собой сложное социальное явление. Обеспечение его требует комплексного подхода. Задача эта в нашей стране поставлена в ряд общегосударственных.
В этой связи вполне закономерным является установление содержания общественного порядка посредством выделения с помощью правового регулирования определенных, образующих самостоятельную целостность систем общественных отношений, обеспечение которых возлагается на соответствующих субъектов управления. Поэтому, основываясь на действующем законодательстве и практике деятельности правоохранительных органов, можно сделать вывод, что содержание общественного порядка составляет следующие системы общественных отношений: система сложившихся общественных отношений, обеспечивающая жизнь, здоровье и достоинство граждан; система сложившихся общественных отношений, обеспечивающая сохранность собственности; система сложившихся общественных отношений, обеспечивающая нормальную деятельность предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Содержание общественного порядка тесно переплетается с содержанием общественной безопасности, которая, как указывалось в юридической литературе, представляет собой отношения, связанные с предотвращением или ликвидацией вредных для жизни и здоровья человека последствий, вызываемых опасным для окружающих поведением людей или действием стихийных сил природы [10, 36].
К обязательным явлениям общественного порядка относятся средства регулирования общественных отношений, составляющих содержание общественного порядка: правовые, а также иные нормы — нормы морали, обычаи, правила общежития. С их помощью устанавливаются права и обязанности участников общественных отношений, определяются запреты на совершение определенных действий, а также возможность и порядок применения санкций. Кроме того, с помощью средств регулирования формируются соответствующие учреждения, призванные обеспечивать беспрепятственную реализацию сложившихся общественных отношений, а также определяются их компетенция, сфера влияния [11,28].
Обязательным элементом общественного порядка является также определение целей складывающихся общественных отношений и их регулирования. Такими общими целями общественного порядка признаются: обеспечение неприкосновенности жизни, здоровья, достоинства и прав граждан; обеспечение неприкосновенности собственности; поддержание необходимых условий нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан
По нашему мнению, для юридически точного определения видового объекта правонарушений, посягающих на общественный порядок, следует внести изменения в главу 10 нового УК РК 2014 года в части ее названия по аналогии с модельным уголовным Кодексом государств — участников СНГ и КоАП РК.
Мы присоединяемся к предложению А. В. Куделич в отношении содержания главы 9 УК РК 1997 года, которое можно применить и главе 10 УК РК 2014 г. — все объединенные в ней правонарушения, необходимо перегруппировать в четыре самостоятельные главы — правонарушения против основ общественной безопасности; правонарушения, посягающие на общественное спокойствие; нарушения специальных правил безопасности; нарушения правил обращения с опасными предметами, веществами и материаламит [13, 18].
На наш взгляд, под понятием общественный порядок следует понимать урегулированную нормами права, морали, правилами общежития и обычаями систему волевых социально-значимых общественных отношений, складывающихся между физическими и юридическими лицами с одной стороны, и между ними и органами исполнительной власти, главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих общественное и личное спокойствие, общественную нравственность, общепринятые нормы поведения, правила общежития, неприкосновенность чести и достоинства граждан. Норму-дефиницию «Общественный порядок» необходимо включить в УК РК 2014 года.
В связи с анализом сущности и содержания понятия «общественный порядок» необходимо уточнить определение таких его элементов как «общественное место» и «улица». В современной российской и казахстанской правовой литературе, освещающей проблемы общественного порядка и нравственности, до сих пор не даны четкие и единые определения данных социально-правовых категорий. Неопределенность трактовки общественного места в казахстанском законодательстве, в ряде случаев может привести к ее ошибочному пониманию отдельными практическими работниками органов внутренних дел. Например, при квалификации деяния по ст. 330 КоАП РК 2001 г. «Мелкое хулиганство» важно правильно оценить место проявления противоправного деяния [14]. Новый КоАП РК [15], и новый УК РК вступившие в юридическую силу с 1 января 2015 года, применяются наряду с КоАП 2001 года и УК РК 1997 года, в случаях если их нормы отменяют или смягчают ответственность за административные и уголовные правонарушения, совершенные до введения этих законов в действие. Однако, нормы-дефиниции «общественное место» они не содержат. Нормы права, предусматривающие ответственность за нарушение общественного порядка, указывают конкретные места нахождения субъекта правонарушения: на улицах, в скверах, парках, общественном транспорте и других общественных местах. Данные перечисления создают вариативность понимания содержания нормы права. Устранение этого недостатка возможно включением в норму права обобщающего понятия «общественное место», а в общей части КоАП (и УК) изложить норму-дефиницию «общественное место — это место массового, временного скопления и пребывания неопределенного количества физических лиц на территориях, не имеющих правового запрета на свободный доступ и передвижения по ним, а также организаций, выполняющих функции социального обслуживания населения».
Литература:
1. Даньшин И. Н. Характеристика, общее понятие и система преступлений против общественного порядка.- Харьков, 1973.
2. Жильский Н. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме обеспечения общественного порядка и безопасности граждан: Организационно-правовой анализ: автореф. дис. д. юрид. наук.- Спб, 2000.
3. Жубандыкова Л. А. Предотвращение массовых беспорядков как объект взаимодействия правоохранительных органов и органов государственного управления//Материалы международной научно-практической конференции «Интеллектуальная нация как основа правового Казахстана и повышения благосостояния граждан», посвященной 20-летию университета 1 ноября, 2013 года.- Вестник Казахско-русского международного университета.- 2013.- № 4(5).- 414 с.- С. 363–368
4. Ешниязова Д. Б. Правовая и социально-психологическая характеристика массовых беспорядков// Материалы международной научно-практической конференции «Интеллектуальная нация как основа правового Казахстана и повышения благосостояния граждан», посвященной 20-летию университета 1 ноября, 2013 года.- Вестник Казахско-русского международного университета.- 2013.- № 4(5).- 414 с.- С. 327–330.
5. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.04.2014 г.) введен в действие Законом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 168–1 с 1 января 1998 года, Внесены изменения в соотвествии с Законом РК от 23.04. 2014 г. № 200-V/http://online.zakon.kz/.
6. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК.
7. Гегамов А. Р. Насильственные преступления против общественной безопасности и общественного порядка и уголовно-правовой механизм назначения справедливого наказания: автореф. дис. канд. юрид. наук.- Саратов, 2011. — 190 с.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat . http://www.dissercat.com/content/nasilstvennye
8. Кафаров Т. М., Мусаев Ч. Т. Борьба с посягательствами на общественный порядок.- Баку, 1983.
9. Лазарев В. В., Попов Л. Л., Розин Л. М. Правовые основы обеспечения общественного порядка.- М., 1987.
10. Жетписбаев Б. А., Айкумбаев Т. М. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность: Учебное пособие.- Алматы: Юридическая литература, 2008.- 190 с.
11. Таранов А. А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс.- Алматы, ТОО «Баспа», 2000.
12. Закон Республики Казахстан N 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. (с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 г. N 188-IV).
13. Куделич А. В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: автореф. Дисс. докт. юрид. наук.- М., 2000.
14. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.2001 г. № 156 — II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.04. 2014 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Законом РК № 200 -V.) http://online.zakon.kz.
15. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235 -V//http://adilet.zan.kz/rus/docs/K140000023