История развития пенсионного обеспечения в России
Авторы: Иванова Светлана Витальевна, Киреев Юрий Алексеевич, Киреева Ксения Алексеевна
Рубрика: 15. Трудовое право
Опубликовано в
Дата публикации: 05.10.2016
Статья просмотрена: 28519 раз
Библиографическое описание:
Иванова, С. В. История развития пенсионного обеспечения в России / С. В. Иванова, Ю. А. Киреев, К. А. Киреева. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11127/ (дата обращения: 16.01.2025).
Понятие как пенсионное обеспечение, в том смысле как мы его привыкли понимать, то есть общедоступное, появилось относительно недавно — в послереволюционный период. При этом формирование данной формы материального обеспечения началось задолго до этого.
Первые зачатки пенсионного обеспечения появились еще в период феодальных отношений. Уже в это время появляется первый нормативный акт, в котором упоминается о пенсиях. Этим нормативным актом является Судебник 1589 года, где указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии — «две гривны в год». Из этого можно сделать вывод, что Судебник 1589 года впервые закрепил на законодательном уровне пенсии по потере кормильца. В последующие года Россию охватили смуты. Борьба за власть не позволяло новоизбранным царям заниматься реформированием всех сфер жизни населения, в том числе и социальной сферы. И лишь спустя пол века в 1649 году Земский собор принимает новый свод законов — Соборное уложение, в котором содержится уже значительно большее количество статей, касающихся пенсионного обеспечения. Соборным уложением было введено новое понятие — прожиток. Оно означало следующее: дворяне, находящиеся или находившиеся на службе в царской армии, имели право на прожиток в случае их отставки или увечья, причиненного службе в размере их полного оклада. В случае же смерти дворянина, его семья (вдова и дети) имели право получать прожиток в виде части поместья. Размер такого прожитка зависел непосредственно от срока службы дворянина, его заслуг и т. д.
В последующем изменения в сфере пенсионного обеспечения произошли при великом реформаторе Петре I. Петр Великий, как его называли современники, придя к власти, принялся реформировать многие сферы жизни Российского государства. В частности он не обошел и такой институт как пенсионное обеспечение. В Морском уставе 1720 года были введены нормы, закрепляющие право «служилых людей морских чинов» на социальное обеспечение, в том числе и пенсионное [9]. В отличии от Соборного уложения 1649 года, Петр в Морском уставе ввел новую норму, при которой морские чины, получившие увечья, но способные к несению службы, определялись в гарнизоны для продолжения службы или отправлялись на штатскую службу. Морские чины, получившие увечья, несовместимые с дальнейшим несением службы, отправлялись отставку. При этом им оказывалась помощь в госпиталях, где они и содержались до их смерти или, если они отказывались от содержания, выплачивалась пенсия в размере годового жалования и выдавался паспорт. Так же Морской устав различал виды пенсионных выплат вдовам и детям «убитых на баталии» и «убитых или умерших в службе». В отношении убитых в бою («убитых в баталии») Морской устав содержал следующую норму: «Вдовам и детям убитых на баталии, дано будет из полученной добычи то ж, что надлежало тем убитым» [9], то есть семье убитого полагалась выплата в том размере, в котором она полагалась погибшему. В отношении же «убитых или умерших в службе» предусматривалась выплата жалования: «Вдовам и детям убитых или умерших в службе: давано будет жалованья их по сему: жене 8 доля. Детям каждой персоне 12 доля». Так же в отличии от старого законодательства Морской устав предусматривал пенсионное обеспечение и иностранным офицерам, состоящим на службе в российском флоте.
В дальнейшем, при Елизавете Петровне, было утверждено положение, в котором были закреплены аналогичные Морскому уставу нормы (в том числе и пенсионного обеспечения), но предусмотренные для чинов сухопутных войск. Стоит заметить, что нормы, закрепляющие право пенсионного обеспечения в Соборном уложении, Морском уставе и в Положении предусматривались лишь для лиц, состоящих на службе в армии и их семей, соответственно остальные были лишены такого права, что лишь усиливало дифференциацию слоев населения и недовольство гражданских чиновников.
Пришедшая к власти Екатерина II прекрасно понимала это. И уже в 1765 г. она распространила сферу действия норм и на гражданских чиновников, которым назначались выплаты из государственной казны за выслугу лет.
Разрозненность и нечеткость норм пенсионного обеспечения привело к необходимости создания единого нормативного акта, содержащего в себе все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение. Разработка такого акта началась в 1820 году. По указанию Александра I был собран Специальный комитет (Особый комитет), который состоял из министров различных ведомств — военного, морского, финансового и т. д. Разработка данного акта длилась семь лет, и только 6 декабря 1827 года Николаем I был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» [8]. Указанный устав включал в себя следующие три части: а) правила для назначения пенсий и пособий; б) о пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников; в) о производстве пенсий и пособий. А всего в этом уставе содержалось 107 статей. В данном Уставе впервые был определен орган, осуществляющий выплату пенсий и единовременных пособий — Государственное Казначейство. В новой пенсионной системе предполагалось, что для осуществления выплат пенсий и единовременных пособий в Казначейство перечислялись все «пенсионные капиталы» и суммы, накопившиеся по разным местам «на производство пенсий и пособий». При этом к основному документу Устава прилагался дополнительный акт — «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по должностям», который устанавливал суммы окладов для каждого разряда чиновников. Всего существовало девять разрядов, каждый из которых подразделялся еще на подразряды. Суммы, назначаемые «Примерным расписанием…» варьировались от трехсот рублей до четырех тысяч рублей. Данный акт так же устанавливал, что чиновники первых двух разрядов получали пенсии, размер которых зависел от величайшей милости царя, остальные же разряды получали пенсионные выплаты в зависимости от стажа (числа лет государственной службы) и положения, занимаемого чиновником (разряда). Для финансирования целей пенсионной системы необходимы были большие средства, которых в государственной казне и так не хватало. Для этих целей была введена система и вычетов, которые отправлялись в Государственное Казначейство для формирования необходимых сумм. Данная система включала в себя: отчисления с пенсий в таком же размере, как и с жалования, вычеты за повышение чинами, отчисления с окладов жалования чиновников «по Гражданской части», вычеты со всех окладов под названием «столовых денег».
С течением времени были замечены существенные недостатки новой пенсионной системы. Во-первых, суммы вычетов и отчислений не хватало, чтобы хоть как-то покрывать расходы государства на пенсионные выплаты, во-вторых, суммы пенсий были очень малы, особенно в сравнении с жалованием чиновников, которое помимо всего включало в себя еще и столовые, и премиальные суммы. В результате этого шестого ноября 1853 года Николаем I был принят Указ о внесении изменений в «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» 1827 года. Указом был изменены сроки за выслугу лет. Теперь выслуга лет составляла двадцать пять и тридцать пять лет. При этом выслуга лет сроком в двадцать пять лет давала право только на половину оклада, а в тридцать пять лет — полный оклад. Также нововведения коснулись и ведомств. Были отменены пенсии по ученым и учебным ведомствам на службе сверх жалованья и выплаты пенсий за короткие сроки выслуги лет, были отменены краткие сроки выслуги лет и во всех остальных ведомствах. Указ внес изменения и в саму систему выплат служащим в зависимости от разряда. Теперь размер пенсии гражданского чиновника определялся по разряду последней его должности, которую он занимал не менее пяти лет.
Впоследствии в «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» вносились множество изменений, так как пенсионные выплаты выросли и пенсионеров из-за этого становилось все больше (до этого чиновники старались работать до конца жизни, не уходя на пенсию). Так в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 — на 2,5 служащих, а в 1868 году — на одного служащего. Государство всячески старалось уменьшить расходы на пенсионные выплаты, так как во второй половине XIX века Россия вела войну с Турцией и денежные потери были колоссальны, денег в казне не хватало, а число пенсионеров и льготников все росло. В 1888 году был принят закон, который обязывал владельцев частных железных дорог и горнодобывающей промышленности создавать пенсионные кассы, которые обеспечивали выплатами работников, ушедших с работы по болезни и по инвалидности. Финансовую основу таких касс составляли постоянные фиксированные отчисления из зарплат работников.
В дальнейшем были приняты ряд законов, которые закрепляли за рабочими право на получение пенсий в случае получения травм и дальнейшей нетрудоспособностью. Примерами таких Законов могут служить: Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» [4], Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» [5], новый «Устав о пенсиях» [8], который увеличил суммы пенсионных выплат гражданским и военным чиновникам.
Дальнейшему развитию пенсионной системы в Российской Империи помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последующая за ней революция. Многие законопроекты, разработанные в сфере пенсионного обеспечения, так и остались не осуществленными.
Радикальные преобразования начали происходить после революции 1917 года. Были приняты постановления устанавливающие надбавки к пенсионным выплатам инвалидам войны и установлении социального обеспечения трудящихся.
С начала 1920-х годов разрабатывалась система пенсионного обеспечения граждан, пострадавших во время гражданской войны, в результате чего были введены пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. В 1927–1930 годах были введены пенсии по старости для работников промышленности (текстильная, тяжелая и транспортная промышленность) и государственных служащих. При этом в начале пенсии по старости и пенсии по инвалидности никак не различались и только в 1929 году были введены различия в суммах двух видов пенсионных выплат. Были введены и законодательно закреплены возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин, — 55 лет [1]. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. [10]
Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов». При этом в отличии от законов, принятых ранее в Российской Империи, Конституция СССР закрепляла равенство людей и соответственно пенсионное обеспечение осуществлялось на равных правах как служащим государственного аппарата, так и рабочим.
В 30-е годы XX века было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет. Такой вид обеспечения коснулся работников медицины, учителей, работников, занимающихся научной деятельностью, а так же работников гражданского воздушного флота.
В 40-е годы активно проходило реформирование пенсионного обеспечения в области военнослужащих. Так 16 июля 1940 г. СНК СССР утвердил постановление «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям», а 5 июня 1941 г — постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям». 26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время». В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР военнослужащим всех родов войск устанавливалась определенная сумма пенсионного обеспечения в зависимости от количества нетрудоспособных в семье. Так в п.1 Указа сказано: Если в семье нет трудоспособных, пособие выплачивается ежемесячно в следующих размерах [6]:
а) при наличии одного нетрудоспособного — 100 рублей;
б) двух нетрудоспособных— 150 рублей;
в) трех и более нетрудоспособных — 200 рублей в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельских местностях.
В Указе так же предусматривалось право семей убитых или пропавших без вести военнослужащих получать данное обеспечение до назначения им пенсии (п. 9 Указа).
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального, в том числе и пенсионного обеспечения трудящихся.
В 1956 году принимается Закон СССР «О государственных пенсиях», где впервые за последнее время устанавливается официальный орган, занимающийся вопросами пенсионного обеспечения — Комиссия по назначению пенсий. Данные органы образовывались исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов. В Законе было установлено, что «право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет» [2]. При этом закон предусматривал и исключения, так, например, женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет, если они не имеют нрава на пенсию по старости в более раннем возрасте. Так же, в отличии от предыдущих законов, Закон «О государственных пенсиях» предусматривал отмену пенсии по старости работающим пенсионерам. Стоит заметить, что одним из главных плюсов нового закона являлось значительное увеличение размера пенсий, особенно это касалось рабочих, чья трудовая деятельность была связана с вредным производством и военнослужащих. Не смотря на бурное развитие пенсионного законодательства в СССР, ни один из законов не регулировал пенсионное обеспечение колхозников. И только в 1964 году был принят такой закон — «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Данным законом членам колхозов устанавливались фиксированные пенсии, что уравнивало их в правах с другими рабочими. Законом устанавливался минимальный размер пенсий для членов колхозов в сорок рублей, при этом в законе предусматривалось, что к пенсиям, выплачиваемым не менее десяти лет, прибавлялось десять рублей и минимальный размер пенсии получался в пятьдесят рублей. Остальные же пункты закона были схожи с Законом «О государственных пенсиях».
Конституция СССР 1977 года также, как и Конституция 1936 года закрепляет в себе право граждан на пенсионное обеспечение: «Статья 43. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения».
В дальнейшем в стране начались резкие преобразования как в экономической, так и в правовой сфере, ситуация менялась и пенсионное законодательство требовало того же. Масштабность преобразований в экономической сфере требовали решительных перемен, и уже в 1990 году был принят закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Целью принятия этого закона было стабилизация отношений в сфере пенсионного обеспечения и увеличение материального обеспечения пенсионеров. Новинкой для законодательства того времени была введенная девятая статья данного закона, где говорилось о добровольном страховании дополнительной пенсии. Источником для выплаты дополнительной пенсии в системе Госстраха СССР являлся страховой фонд, состоящий на 50 процентов из личных взносов трудящихся и на 50 процентов из средств Государственного бюджета СССР. Интересным фактом также является то, что статья девятнадцатая данного закона предусматривала особые правила выхода на пенсию лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипуты):
Статья 19. «Пенсии лилипутам и карликам»
Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту:
- мужчины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
- женщины — по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет;
Но этот закон долго не просуществовал, так как уже в 1991 году на смену СССР пришла Российская Федерация и многие законы, действующие ранее, утратили силу.
Подводя итог нашему исследованию, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение в России развивалось с давних времен и прошло долгий путь развития, совершенствуясь с каждым новым этапом, с каждым новым принятым законом. Отношения в сфере социального обеспечения никогда не стояли на месте, постоянно развивались и внося новые изменения, законодатель предусматривает все возможные социальные риски.
Литература:
- Конституция СССР от 5 декабря 1936. Утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.
- Закон СССР от 14 июля 1956 «О государственных пенсиях»// Ведомости ВС СССР, 1986, N 22.
- Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» от 20 июня 1912. Утвержден императором Николаем II 23 июня 1912 года.
- Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» от 20 июня 1912. Утвержден императором Николаем II 23 июня 1912 года.
- Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912.
- Указ от 26 июня 1941 года «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, N 35.
- Устав о пенсиях и единовременных пособиях от 6 декабря 1827.Второе собрание. Том 2// Собрание законов Российской Империи.
- Устав о пенсиях от 6 декабря 1827 году. Спб // Собрание законов Российской Империи.
- Морской устав от 13 января 1720.Спб.: Уставъ морской. Книга IV.
- Лазарев С. Е. Соотношение норм Конституции СССР 1936 г. и Конституции РФ 1993 г. // Гражданин и право. 2015. № 7. С. 46–57.