Пенсионное обеспечение в России находится на сложной и противоречивой стадии становления правовой системы его регулирования, которая периодически меняется исходя из реформ и изменений законодательства.
Важнейшей задачей для государства является обеспечение достойной и безопасной жизни граждан, в особенности пенсионеров. Данная категория населения, которая длительное время отдавала свой трудовой ресурс на благо страны, нуждается в поддержке и социальном обеспечении. Однако в настоящее время в научной сфере, в обществе в целом нет согласия с политикой государства в части пенсионного обеспечения по старости (возрасту) и пенсионной реформы, которая осуществляется в России с 2019 г.
Первым дискуссионном моментом, как обоснованно указывает Д. Р. Алиева, является повышение пенсионного возраста. По словам Д. А. Медведева, с 2019 г. начался длительный переходный период, направленный на повышение возраста выхода на пенсию в 65 лет для мужчин — к 2028 г. и в 63 года для женщин — к 2034-м году. Данное повышение предусматривает также индексацию пенсий по аналогии с законодательством зарубежных стран. Так, например, в США и ФРГ выход на пенсию по старости (возрасту) осуществляется в 67 лет. Кроме того, в данных государствах также предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста. Однако демографический показатель, а именно средняя продолжительность жизни в данных странах, более высок, чем в России [1].
Правительство РФ при повышении пенсионного возраста не учитывает демографическую ситуацию в стране. Многие люди не доживают до пенсии по старости, а если и доживают, то пользуются её преимуществами сравнительно небольшое количество времени.
В Китае, напротив, пенсионный возраст является одним из самых низких в мире. Право выхода на пенсию для мужчин наступает в 60 лет, а для женщин — 55–60 лет, в то время, как средняя продолжительность жизни составляет 75,2 года. Однако «Политика одного ребенка» привела к тому, что к 2030 г. пенсионеров в стране будет в разы больше, чем детей [2].
На мой взгляд, ст. 38 Конституции РФ нуждается в изменении. Основной закон защищает материнство и детство, однако о защите пенсионеров по старости (возрасту) напрямую не говорится.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение по возрасту. Кроме того, ст. 7 Конституции РФ содержит положение об установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, п. 6 ст. 75 устанавливает принципы пенсионного обеспечения и порядок индексации. Положения высшего нормативного акта конкретизируются в Федеральном законе «О страховых пенсиях», где регламентируется социальное обеспечение по старости. Однако регламентация в законе положений о пенсионном обеспечении не гарантируют отсутствие проблем в данной сфере. Конституционный Суд РФ, анализируя положения норм действующего законодательства и их соответствие Конституции РФ, пришёл к ряду выводов, например:
- Каждый гражданин имеет право на защиту от дискриминации, к которой относится введение различий в пенсионном обеспечении лиц, принадлежащих к одной и той же категории. Различия при установлении пенсионных гарантий должны быть разумны и объективны [3].
- Защите подлежат пенсионные права граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных [4].
В настоящее время перед Конституционным судом РФ еще не ставилась задача проанализировать п. 1, ст. 38 Конституции РФ, а также отсутствует упоминание о необходимости защиты пенсионеров в тексте основного закона. Полагаю, что п. 1 ст. 38 Конституции РФ нуждается в следующей редакции «Материнство и детство, семья, старость находятся под защитой государства».
Второй проблемой пенсионного обеспечения по старости (возрасту) является обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров. С наступлением определенного возраста по замыслу законодателя пенсионер должен уходить на пенсию. Однако при нынешнем размере пенсии и ценах на “продуктовую корзину”, ЖКХ, обеспечить достойный уровень жизни на неё достаточно сложно. В связи с изложенным, многие пенсионеры трудоустраиваются, занимая рабочие места у молодых граждан. Возникает уровень дисбаланса занятости между пенсионерами и молодыми людьми.
Для устранения дисбаланса в данной сфере должен быть обеспечен демографический рост населения. Между тем, количество населения практически не меняется [5] (табл. 1).
Таблица 1
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Все население |
146880,4 |
146780,7 |
146748,6 |
146171,0 |
146980,1 |
146447,4 |
В возрасте старше трудоспособного |
37362,6 |
37989,0 |
36628,6 |
36902,8 |
35271,9 |
35846,8 |
Доля численности населения, старше трудоспособного (%) |
25,4 |
25,9 |
25,0 |
25,3 |
24,0 |
24,5 |
Анализ цифровых показателей численности населения, в том числе пенсионеров, позволяет сделать вывод о том, что общая численность населения практически не прибавляется, а население старше трудоспособного возраста — не убавляется. Проводимые реформы по стимулированию роста трудоспособного населения, исходя из цифровых показателей, не дают особых результатов.
Проблемы возникают и тогда, когда лицо имеет право на получение нескольких видов пенсий. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ № 22.04.2020 «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки И. К. Дашковой» № 20-П/2020 рассматривается жалоба гражданки, которая помимо пенсии осуществляет уход за ребенком-инвалидом и просит пересмотреть положения законодательства, позволяющие установить заявительнице фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в повышенном размере, а также заставляющие ее доказывать иждивенство ребенка. Конституционный Суд РФ указывает на презумпцию иждивенства, руководствуясь конституционными принципами справедливости, гуманизма, социального государства, защиты детства и семьи, а также указывает на неопределенность ч. 3 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» [6].
Третьей проблемой пенсионного обеспечения по старости (возрасту), как обоснованно указывает Е. А. Андросова, является действие моратория на накопительную пенсию, которая делает ее фактически недоступной для населения [7]. Изначально мораторий действовал с 2014 г. а, затем глава государства В. В. Путин подписал Федеральный закон о продлении моратория до конца 2022 г. В настоящее время Федеральным законом от 05.12.2022 № 472-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации» мораторий на формирование на накопительной части пенсии продлен до 2025 г.
Официальной версией моратория являлась необходимость проверки работы негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Однако, независимые эксперты говорят о дефиците в бюджете, а именно в Социальном фонде РФ, о валютном кризисе. В настоящее время предполагается, что мораторий будет продлеваться до тех пор, пока Правительство РФ не найдет какие-либо способы для пополнения бюджета Социального фонда РФ.
Таким образом, пенсионная система России пока что находится в стадии формирования. В условиях постоянного реформирования Пенсионного законодательства пока что идет поиск оптимальной пенсионной системы, опробуются различные ее варианты. Имеется ряд проблем пенсионного обеспечения по старости (возрасту), которые требуют решения и совершенствования действующего законодательства.
Литература:
- Алиева Д. Р. Основные черты систем пенсионного обеспечения по старости зарубежных стран: опыт США и ФРГ // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2022. № 8. С. 242.
- Антропов Р. В., Середа А. В. Право на трудовую пенсию по старости в современном Китае: проблемы реализации // В сборнике: Актуальные проблемы государственно-правового развития России. Сборник статей региональной научно-практической конференции, посвящённая Дню юриста и Дню Конституции России. Ответственный редактор И. Ю. Лупенко. 2016. С. 6.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 № 40-П «По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и статей 12 и 13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в связи с жалобой гражданки И. В. Глущенко» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.03.2024).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 29-П/2015 «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н. К. Шматкова» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.03.2024).
- Численность населения России [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SP_1.1.xlsx (дата обращения: 15.03.2024).
- Постановление Конституционного суда РФ от 22.04.2020 по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гр. И. К. Дашковой [Электронный ресурс] // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision466182.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
- Андросова Е. А. Особенности моратория на взносы накопительной части пенсии // В сборнике: Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия. сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 47.