В статье автор выявляет актуальные проблемы пенсионной системы в Российской Федерации, определяет пути их решения и описывает тенденции развития пенсионного законодательства.
Ключевые слова: пенсионная система, развитие, страхование.
Особенности возникновения любой пенсионной системы состоит в том, что система возникает по причине и вследствие развития экономического, социального и географического положения государства, поскольку это напрямую влияет на вопросы, рассматриваемые пенсионной системой (например — в Нигерии не будут актуальны вопросы льгот для народов севера по причине тёплого климата, и наоборот — в Швеции вопрос о засухе и поиске воды не будет обстоять так серьезно, как в африканских странах).
В современном мире Россия занимает ведущее место в мировой экономике, что способствует благотворному влиянию на пенсионную систему. Но, стоит отметить, многие изменения не могут происходить методично и успешно во всех аспектах. В ходе рассмотрения законопроектов в сфере пенсионной государственной политики нельзя затронуть все отношения, возникающие вследствие принятия закона. Не стоит также забывать об отношениях, возникающих из новых законов вследствие обстоятельств, о которых нельзя было иметь представления и они не могли предполагаться на этапе принятия и рассмотрения, но возникли при внедрении закона на практике.
Проблемы, на которые в будущем будут направлены изменения в случае недостатка ясности или полноты в понимании проблемы, будут решаться принятием нового закона в сфере социального, государственного и медицинского страхования граждан Российской Федерации.
На данный момент и в связи с изменениями пенсионного законодательства 01.06.2022 и грядущих изменениях 01.01.2023 можно выделить следующие проблемы:
- Изменение показателя индексации пенсий на каждый год в меньшую сторону до 8,6 %, связанное с состоянием мировой экономики и работой российского законодательства над разрешением экономических вопросов.
- Отсутствие перспектив в дальнейшей поддержке системы накопительных пенсий. Пенсионная система развивается в направлении оптимизации маршрутов получения необходимого страхования. В связи с этим система накопительных пенсий не получает должного развития, зачастую стоимость усилий для её получения и реальное количество средств, составляющих эту пенсию, не являются выгодными для гражданина.
- Проблема недостаточной оптимизации системы в период эпидемии COVID-19, система страхового, медицинского обеспечения при возникновении случая заболевания или для людей, пострадавших вследствие распространения вируса (или родственники пострадавших в период эпидемии) не предусматривала вопросы дополнительного страхования или льгот, пока установлен режим эпидемии вируса COVID-19.
- Проблема уменьшение количества взносов от страхователей и застрахованных лиц — в период с 2016 года до сегодняшних дней более существенно влияет на развитие системы пенсионных отношений, так как фонды существуют за счёт вкладов застрахованных лиц, уменьшение количества средств сильно сказывает на функционирования выплат, льгот, качества предоставляемых пенсионных услуг. Подтверждение данной информации представлено в таблице 1.
Таблица 1
Общая численность пенсионеров в Российской Федерации на 1 января 2022 года
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
202 2 |
|
Общая численность пенсионеров, тыс. человек |
43327 |
43797 |
45182 |
45709 |
46070 |
46480 |
46198 |
45637 |
44682 |
из них получающие пенсии: |
|||||||||
по старости |
33950 |
34422 |
35555 |
36004 |
36336 |
36710 |
36341 |
35747 |
34638 |
по инвалидности |
2511 |
2418 |
2365 |
2280 |
2202 |
2137 |
2181 |
2149 |
2218 |
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
1541 |
1527 |
1608 |
1628 |
1636 |
1632 |
1612 |
1614 |
1632 |
пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей |
302 |
312 |
332 |
382 |
422 |
443 |
459 |
475 |
487 |
федеральные государственные гражданские служащие |
67 |
66 |
71 |
68 |
74 |
77 |
78 |
78 |
78 |
за выслугу лет |
2009 |
2044 |
2142 |
2212 |
2243 |
2292 |
2328 |
2337 |
2355 |
Социальные |
2946 |
3007 |
3108 |
3134 |
3156 |
3188 |
3198 |
3236 |
3273 |
Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения |
301,6 |
304,2 |
308,3 |
311,4 |
313,7 |
316,7 |
314,8 |
312,2 |
307,0 |
Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера (в среднем за год), человек |
1,65 |
1,60 |
1,59 |
1,57 |
1,55 |
1,53 |
1,51 |
1,57 |
… |
- По причине уменьшения процента индексации пенсий, а также ценовой политики минимального размера пенсий и назначения социальной пенсии, при недостаточности стажа [1], большая часть страховых пенсий не может компенсировать доход, который теряет гражданин при выходе на пенсию, что подталкивает его на продолжение работы даже после выхода на пенсию. Также это снижает заинтересованность граждан в формировании страховой пенсии и к взносам в пенсионную систему.
- Проблема тенденции к увеличению дефицита Пенсионного фонда России, покрытие которого из государственного бюджета снижает устойчивость последнего.
Основная задача, которая сейчас стоит перед пенсионным законодательством — гарантировать устойчивость и стабильную денежную политику пенсионного страхования на ближайшие годы. То есть необходимо не только сохранить стабильность текущих доходов, но и увеличивать их.
Система пенсионного страхования проводит чёткие расчёты текущих доходов и выплат, а также просчитывает все варианты и возможности, в сторону которых будет развиваться социальная политика, идти расширение прав и, соответственно, обязанностей лиц в сфере пенсионного страхования Российской Федерации.
Даже на данный момент, когда система социальных отношений сформирована и достаточно устоялась, будут актуальны внешние и внутренние образования, которые способствуют совершенствованию пенсионной системы (например, неработающие пенсионеры, при различии минимального прожиточного минимума региона и федерального прожиточного минимума в сторону первого, пенсионер имеет право претендовать на назначение пенсии за счёт средств регионального бюджета).
Также проведена плавная интеграция новых систем пенсионных правоотношений, которые возникли в результате реализации пенсионной реформы 2019 года [4].
Пенсионная система Российской Федерации построена по принципам, которые неразрывно связаны с демографической политикой государства. Это способствует увеличению числа льгот, предоставляемых населению.
Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования позволит социальной политике двигаться в сторону более удобной организационной структуры пенсионных правоотношений и доступной системы пенсионного страхования для всех граждан РФ.
На фоне грядущих изменений 2023 года технологическое развитие общества также ставит перед пенсионной системой задачу ужесточения условий предоставления пенсионных услуг (как результат работы обширной системы социального обеспечения).
Характерной чертой нашего пенсионного законодательства является заявительный порядок предоставления пенсионных услуг. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения числа случаев «автоматической» реализации пенсионных прав. Это, например, касается корректировки пенсий работающим пенсионерам. На эту тенденцию хорошо повлияет развитие межведомственных связей как внутри системы пенсионного документооборота, так и развитие внешних коммуникаций между государственными органами по передаче необходимых данный о гражданах.
На данный момент систему медицинского страхования не планируется интегрировать в единую пенсионную систему, к которой стремиться законодательство Российской Федерации. Вопросы предоставления медицинских страховых услуг всегда были острыми для системы правоотношений любого социального государства. Учитывая значительный опыт изменений в зависимости от актуальных потребностей (например, ковидного периода) важно отметить, что объём работ и услуг, предоставляемых данным фондом, значительно не уменьшился. Если в случае Пенсионного фонда и Фонда социального страхования объединение их систем уместно, то для системы медицинских правоотношений упрощение структуры или объединение с другой страховой системой на данный момент сложно представить.
Литература:
1. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Опубликован 08.03.2022 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 11.11.2022).
2. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения 11.11.2022).
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Опубликован 30.12.2013 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 11.11.2022).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 28.01.2022, с изм. от 17.03.2022) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/ (дата обращения 11.11.2022).