В статье освещены основные проблемы регулирования безработицы и занятости населения в Российской Федерации в современных условиях. Раскрыты основные новации изменения в законодательстве. Особое внимание уделено вопросам регулирования занятости населения под влиянием разных аспектов.
Ключевые слова: государственное регулирование, безработица, занятость, рынок труда.
Одной из главных социально-экономических проблем современного общества является занятость населения. Вопросы занятости и безработицы населения во многих аспектах демонстрируют государственную политику, осуществляемую в области социально-трудовых отношений.
В этой связи для государства на первый план выходит важнейшая задача по созданию условий для использования трудового потенциала общества и более эффективного раскрытия возможностей трудоспособного населения страны. Следует подчеркнуть, что занятость населения представляет собой совокупность социально-экономические отношений, в рамках которых осуществляется участие людей в общественно полезном труде.
Необходимо отметить, что для решения этой важнейшей государственной задачи в области социально-экономической политики, особую актуальность имеют вопросы регулирования безработицы и занятости населения в Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации вопросы регулирования занятости населения определяются положениями Федерального закона от 19.04.1991 № 1032–1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которым под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [1].
При этом, п. 1. ст. 3 этого же Федерального закона определено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Необходимо отметить, что среди основных причин безработицы выделяют переизбыток дешевой рабочей силы низкой профессиональной квалификации из стран ближнего зарубежья, понижение темпов экономического роста, а также снижение темпов роста экспортных операций, результатом которых является сокращение мощностей производства.
В то же время, важно подчеркнуть, что в разных странах в той или иной степени политика занятости населения может отличаться тем, насколько осуществляется вмешательство государства в рыночные механизмы организации рынка труда.
В России в последние годы происходит усложнение экономической ситуации, как результат обострения международных отношений и последствий пандемии. Это, в свою очередь, серьезно повлияло на увеличение различных кризисных ситуаций в экономике страны. В связи с этим, вопросы регулирования безработицы и занятости населения в РФ имеют особую значимость и требуют большого внимания.
Вопросам государственного регулирования безработицы и занятости населения посвящено большое количество научных исследований. Среди российских ученых, занимающихся проблемами занятости население можно выделить Шлендер П. Э., Гневашева В. А., Ильина Л. О., Чукреев П. А. и др. Кроме того, результаты исследований, посвященных проблемам регулирования рынка труда, раскрыты в научных трудах таких авторов, как Муртозаева Б. Ч.Руденко Г. Г., Гуськовой И. В., Луневой Н. К. и др. [2]
Анализ публикаций показал, в научных исследованиях освещаются и анализируются различные причины и последствия возникновения безработицы и проблемные аспекты регулирования ситуации на рынке труда.
Как было отмечено ранее, экономика России в последнее время сталкивается с серьезным негативным влиянием с внутренней и с внешней среды, что оказывает влияние на регулирование рынка труда со стороны государства.
В любой ситуации, главной целью государственного регулирования всегда остается достижение эффективной занятости, повышение уровня и качества жизни, рост конкурентоспособности и качественных характеристик трудового потенциала работников, рациональное распределение и использование трудовых ресурсов, обеспечение гарантий в социально-трудовой сфере [3].
В данной работе внимание уделяется некоторым проблемам государственного регулирования безработицы и занятости населения в РФ. Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос последствий пандемии и сложившейся ситуации в мире. Безработица имеет место в абсолютно любом обществе, но, в результате последствий пандемии, ситуация на рынке труда остается напряженной.
По данным прогнозных показателей Министерства экономического развития РФ безработица в ближайшие годы составит около 7 %, что является следствием возникших простоев в связи с санкциям в отношении России, ухода с рынка большого количества компаний, и, соответственно, увольнением сотрудников этих компаний.
Кроме того, наблюдается рост масштабов неформальной занятости, которая оказывает негативное влияние на экономику страны. Как справедливо отмечают авторы публикаций, посвященных вопросам регулирования безработицы и занятости населения, происходящие перемены на рынке труда однозначно повлияют на разработку мер со стороны государства в части регулирования занятости.
Необходимо отметить, что не так давно уже вступили в действие разные новации в нормативном регулировании сферы занятости населения
В частности, утверждены новые правила исчисления среднего заработка для расчета пособия по безработице и внесены масштабные поправки в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [1]. Среди самых значимых можно отметить, преобразование Общероссийской базы вакансий «Работа в России» в 2021 году в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений, которая может быть использована гражданами и работодателями при содействии занятости населения.
При этом, уже определен перечень работодателей, обязанных с 01.01.2022 размещать на этой платформе информацию о свободных вакансиях, об условиях привлечения работников и других аспектов предстоящего трудоустройства. Среди организаций, которые обязаны размещать данную информацию, выделены органы государственной власти, государственные и муниципальные учреждения, а также коммерческие структуры, среднесписочная численность работников которых, превышает 25 человек.
Кроме того, уточнена обязанность работодателя по уведомлению службы занятости о дне приема на работу гражданина, направленного к нему органами службы занятости, а в случае отказа в приеме на работу — о дне проведенных с гражданином переговоров о вариантах подходящей работы и причине отказа в приеме на работу. Данное уведомление можно будет направить в электронной форме через единую цифровую платформу.
Особо, на наш взгляд, следует отметить, установление Правительством РФ порядка предоставления работодателями информации в орган занятости в части применения к данному работодателю процедуры о несостоятельности (банкротстве), о содействии занятости инвалидов, а также о наличии свободных рабочих мест. Данные меры, безусловно, имеют неоспоримое влияние на совершенствование регулирования занятости населения.
Между тем, следует уделить особое внимание таким проблемам в области регулирования безработицы и занятости, как возникновение молодежной безработицы в России, выявление причин ее появления и выработка решений по ее сокращению.
Следует отметить, что трудоустройство молодых людей как важнейшего стратегического и инновационного ресурса общества, выступает в качестве одного из важнейших рычагов социально-экономического развития. Вместе с тем, современная ситуация в России по молодежной безработице имеет свои особенности, которые связаны с происходящими процессами в социально-экономической сфере, приводящими к невозможности реализации молодежью своего трудового потенциала [4].
Высокий уровень безработицы среди молодежи означает для национальной экономики утраченный человеческий потенциал и провоцирует социальную нестабильность: рост преступности, потеря интереса к труду как виду человеческой деятельности и социального капитала общества [5].
В этой связи, как справедливо отмечает Эфендиева Д. С., приоритетной задачей государственных органов и институтов является создание оптимальных условий для самоопределения каждого молодого гражданина, которые обеспечили бы ему стабильность социального статуса, реальные шансы на получение образования и работы, отвечающей его профессиональному уровню. [6]
При этом, особая роль в вопросе регулирования молодежной занятости лежит на региональных органах власти, что связано с тем, отдельно взятый регион имеет свою специфические особенности ситуации на рынке труда.
С точки зрения необходимости содействия занятости молодого поколения, в первую очередь должно быть укреплено сотрудничество между образовательными учреждениями, центрами занятости, кадровыми службами и организациями.
Необходимо отметить, что данный подход позволит преодолеть социальную напряженность на рынке труда, молодежи необходимо формировать нормативно-правовую и финансовую базу единой комплексной системы социально-профессиональной ориентации и адаптации молодежи как составной части политики развития человеческих ресурсов, где были бы задействованы все заинтересованные стороны.
Кроме того, представляет интерес вопрос о влиянии на регулирование безработицы и занятости гендерного признака сотрудников. Как отмечено в работе Хузиевой Э. Ф. на характер переживания безработицы помимо экономических факторов оказывают влияние и многие индивидуальные черты личности человека, такие как жизненный опыт и социальные способности, готовность к решению любых жизненных проблем, а также гендерные различия [7].
Как показали исследования, основной причиной уходов с места работы как для мужчин, так и для женщин, является низкая заработная плата с предыдущего места работы. В то же время, у мужчин также причинами увольнения выступает конфликт с руководством, а у женщин — неподходящий коллектив. У мужчин основной ресурс поиска работы заключается в использовании сети контактов и знакомств, у женщин — личные связи. При этом у респондентов вне зависимости от гендерной принадлежности зафиксирован низкий уровень доверия к Службе труда и занятости.
Необходимо отметить, что рынок труда в настоящее время очень сложно прогнозировать, т. к. экономическая ситуация в обществе нестабильна. Важным механизмом решения проблем регулирования безработицы и занятости населения в современных условиях, должно быть разработка мероприятий, направленных на повышение качества оказания государственных услуг в области занятости населения, увеличение компетентности специалистов государственной службы занятости населения, а также на разработку мер активной политики, направленной на повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда.
Литература:
- О занятости населения: Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032–1 // www.consultant.ru
- Нюгачев О. А.., Носырева И. Г. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения// Global & Regional Research. 2022. Т. 4, № 4. — с. 63–72.
- Гуськова И. В. Трансформация рынка труда России: монография / И. В. Гуськова. — Н. Новгород: НИМБ, 2010. — 288 с
- Текуева М. Т., Азаматова Г. К., Виндижева А. О., Захохова М. Р. Проблемы молодежной безработицы в регионах: социально-экономический аспект // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2 (ч. 2)
- Калачева А. А. Молодежная безработица: причины и особенности // Конкурентоспособность территории: материалы XXI Всерос. эконом. форума молодых ученых и студентов: в 8 ч. / отв. за вып. Я. П. Силин, Е. Б. Дворядкина. 2018. С. 111–113.
- Эфендиева Д. С. Молодежная безработица: проблемы и пути решения // Журнал прикладных исследований. Экономические исследования. 2019.-№ 3.-с.164–169
- Хузиева Э. Ф. Проблемы безработицы и пути ее решения: гендерный аспект // Вестник экономики, права и социологии.- 2016.-№ 2.-с. 299–301