Подходы к определению эффективности реализации политики государства в сфере занятости населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Дорошенко, И. К. Подходы к определению эффективности реализации политики государства в сфере занятости населения / И. К. Дорошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115843/ (дата обращения: 21.06.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена исследованию теоретических основ сущности и регулирования занятости населения.

Ключевые слова: труд, занятость населения, спрос, предложение, рынок труда, заработная плата, безработица, теории занятости населения, методы регулирования занятости населения.

Исследователь А. В. Джиоев определяет оценку эффективности реализации политики государства в сфере занятости населения через призму такие критериев, как:

  1. Определение современных подходов к классификации безработной категории граждан, с учетом современных социальных тенденций, траектории развития рынка труда и трансформации информационных технологий;
  2. Формирование и улучшение региональной политики занятости населения исходя из показателей, учитывающих специфику региона и положение рынка труда по стране.

Автор — М. Ю. Кузнецов в своих трудах рассматривает обстановку на рынке труда с учетом всех категорий населения, аргументируя данную позицию тем, что выборка населения, состоящая исключительно из безработных граждан, не отражает полноценную ситуацию занятости в стране и не позволяет оценить качество предоставляемых услуг в социальном масштабе. Исходя из того, что оказание услуг центрами занятости происходит диверсифицировано по категориям граждан, необходимо учитывать комплексную оценку предоставляемых услуг для формирования траектории повышения их эффективности.

Р. Х. Зарипова выделяет основные группы показателей, формирующие представление об оценке качества услуг, предоставляемых центром занятости населения. К таким показателям относятся:

  1. Открытость и доступность предлагаемой информации (учитывается информационное сопровождение деятельности центра занятости, как в рамках информационных стендов в офисах, так и в сети интернет. Данный показатель учитывает доступность предлагаемой информации для разных категорий населения, а также наличие на сайте версий для лиц, имеющих ограничение возможностей здоровья (слабовидящих и слабослышащих); Также важным является освещение не только текущей деятельности, но и запланированной в рамках календарного плана, размещение информации о предоставляемых услугах и возможность осуществления коммуникации в интернет-пространстве.
  2. Комфортность условий в центре занятости. Данный показатель отражает наличие условий для инвалидных колясок, для лиц, имеющих ограничения по слуху и зрению. Также данный показатель учитывает грамотное расположение кабинетов для предоставления услуг и комфортность ожидания предоставления услуги.
  3. Доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников, и общая оценка удовлетворенности полученными услугами. В рамках данного критерия были определены результаты опроса получателей услуг относительно их удовлетворенности услугами центра. Также данный критерий отражает соответствие сотрудников квалификационным требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом.

Исходя из полученных результатов, можно выделить несколько подходов к осуществлению оценки качества предоставления услуг в центре занятости населения:

  1. Определить единую систему оценки, которая позволит охарактеризовать положение любого субъекта (хозяйственная деятельность, затраты на заработную плату, затраты на расходный материал, соотношение затрат на количество оказываемых услуг, производительность, уровень КПД членов коллектива и т. д.);
  2. Определить систему оценивая, которая позволит определить ситуацию в рамках масштабов государства, выявить критерии, которые будут характеризовать деятельность службы занятости, как механизм регулирования сферы занятости населения и отдельных мероприятий. Данный показатель должен учитывать такие параметры, как: доля граждан, находящихся в категории «безработные», обратившиеся за услугами, доля привлеченных работодателей, предлагающих вакансии для трудоустройства, доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудоустроенных на постоянную работу, количество занятых, продолжающих осуществлять деятельность на конец отчетного периода, доля занятых, привлеченных в реализацию региональных и федеральных проектов.
  3. Необходимо выработать систему оценки, которая будет оценивать не только результативность деятельности государственной службы занятости, но и сможет оценить влияние данной деятельности на социально-экономические показатели страны. В данный показатель могут быть включены такие параметры, как: учет налоговых поступлений от дохода физических лиц, повышение дохода государства от налогов физических лиц за счет увеличения масштаба трудоустройства населения.

Система оценки деятельности службы занятости связана непосредственно с её деятельностью, что позволяет оценить её результативность. Расчет эффективности деятельности центра занятости осуществляется с учетом показателей, связанных с экономическими особенностями предприятий и системы налогообложений.

И. А. Кулькова считает, что для оценки деятельности центра занятости, необходимо использовать качественные показатели, связанные не только с количеством оказываемых услуг, но и их качеством.

Оценка эффективности — соотношение достигнутых результатов, с учетом затраченных ресурсов и оценка результативности — учет реализации показателей центра занятости не получили развития в региональном аспекте.

Элементы оценки эффективности службы занятости осуществляются в рамках общих требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность центра. Стоит отметить, что нормативно-правовые акты регламентируют деятельность исключительно в рамках деятельности учреждений, находящихся в ведомстве государства, которые исполняют государственное задание. Так как большая часть центров занятости являются учреждениями казенными, реализация государственных заданий является правом учредителя, а не обязанностью.

Осуществляя определение нормативных затрат, оценка эффективности позволяет определить уровень затрат на бюджетирование центров занятости населения с учетом лимита бюджетных обязательств и финансовыми лимитами.

Отсутствие должного развития оценки результативности и эффективности на региональном уровне объясняется нормативной деятельностью, определенной Федеральным законом «О занятости населения в российской Федерации» и связанными с ним актами, которые на уровне субъектов рассматриваются не как способ трансформации существующей деятельности для получения наиболее эффективных результатов, а как способ достижения высокий позиций во всероссийских рейтингах.

Однако, необходимо учитывать, что вследствие передачи полномочий центра занятости на уровень субъектов были оптимизированы бюджетные ассигнования на осуществление деятельности центров занятости. Таким образом стало сложнее отследить реальные затраты на деятельность и реальные полученные результаты — показатели, которые составляют эффективность центров занятости.

Единые требования, предписываемые в рамках стратегии развития социально-экономической сферы к 2025, предполагают формирование новой модели трудовой занятости населения — создание современных «кадровых центров», направленных на снижение уровня безработицы.

Основные направления, которые будут определены по результатам интеграции единых требований:

  1. Повышение качества и эффективности взаимодействия центров занятости населения с другими субъектами рынка труда на основании принципов активности и развития инфраструктуры трудовой занятости населения с учетом проектных и организационных трендов.
  2. Удовлетворение потребности субъектов трудовой деятельности при подборе трудовых ресурсов на основе интеграции системы профилирования работодателей, удовлетворения потребности социальной среды в реализации социально-экономических задач.
  3. Формирование условий для непрерывной образовательной деятельности при улучшении профессиональных навыков граждан (в том числе учитывая работающее население) посредством овладения ими современных компетенций, необходимых для самореализации в условиях изменяющегося социального пространства.
  4. Обеспечение доступности получения услуг в области содействия трудовой занятости населения посредством цифровых ресурсов, получения государственных и муниципальных услуг.
  5. Формирование положительного образа центров занятости населения посредством осуществления их модернизации, адаптации под потребности граждан и оснащение современными технологиями для осуществления более качественной коммуникации всех субъектов трудовых отношений.

В настоящее время открыты современные флагманские центры занятости, основанные на таких принципах, как:

  1. «Проактивность». Активное участие всех субъектов трудовых отношений в деятельность по повышению качества трудового взаимодействия
    1. Предполагается, что происходит обширное информирование граждан и работодателей о возможности получения комплекса услуг в центрах занятости посредством различных каналов взаимодействия (электронные ресурсы, информация, размещенная непосредственно в центрах занятости, информация, размещенная в центрах оказания социальных услуг и т. д.);
    2. Также данным центрам отводится активная роль в формировании образовательной траектории граждан для их дальнейшего трудоустройства и обеспечения непрерывной связи между работодателями и населением в вопросах трудовой деятельности;
    3. Проведение профориентационной работы для трудоспособного населения, подростков и молодежи с целью их ориентации на подходящую трудовую деятельность;
    4. Содействие занятости граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях (в том числе женщин с детьми, инвалидов, граждан предпенсионного возраста);
    5. Содействие в поиске трудовой занятости по проактивному принципу для граждан, испытывающих трудности с поиском рабочего места;
    6. Создание условий для самореализации на предприятиях — создание проектов и программ для сотрудников с возможностью дальнейшего карьерного роста и углубления знаний по своей профессиональной деятельности;
    7. Создание условий для кадрового обеспечения проектов по модернизации производственной деятельности с использование потенциала трудового коллектива;
    8. Вовлечение всех субъектов трудовой деятельности в деятельность по содействию занятости населения;
    9. Создание условий для межведомственного взаимодействия с целью передачи опыта организации трудового коллектива и производственной деятельности, а также с целью создания системы трудового взаимодействия.
  2. «Клиентоориентированность». Создание условий для получения услуг всех участников трудовых взаимоотношений в зависимости от их личностной жизненной ситуации.
    1. Создание условий для повышения качества и доступности услуг, осуществляемых государственными органами, формирование среды для удовлетворения потребности населения;
    2. Оказание адресной помощи лицам, с учётом индивидуальных особенностей личности — жизненных ценностных ориентаций, индивидуальной ситуации, бизнес-ситуации для решения существующих проблем;
  1. «Профессионализм». Создание команды профессионалов, готовых оказать содействие в трудоустройстве населения.

Создание условий для обеспечения эффективности работы флагманских центров занятости населения при содействии подготовки профессиональных кадров, создание условий для поддержания уровня высокой квалификации персонала. Осуществление курсов повышения квалификации или переподготовки для работников при необходимости повышения компетенций или в случае интеграции новых технологий в трудовую деятельность.

Начиная с 2020 года, реализуются Единые требования к организации услуг по трудоустройству населения. В ходе анализа результатов деятельности пилотных центров, Единые требования дополняются и расширяются на основании их практической реализации. Данные требования интегрируются в трудовую деятельность за пределами флагманских центров для создания тесной взаимосвязи всех участников трудовой деятельности.

Перспективные направления развития центра занятости определены с учетом обобщения результатов, достигнутых в рамках различных направлений деятельности по трудоустройству населения.

В рамках Единых требований определены основные понятия, распространенные на данную профессиональную деятельность:

  1. «Профилирование граждан» — данное понятие предполагает категоризацию населения в зависимости от нескольких ключевых для трудоустройства признаков: пола, возраста, региона проживания, уровня образования, предыдущего места работы, особенностей материального положения, особенностей социального статуса, мотивации к трудовой деятельности, потенциала к трудоустройству что позволит наиболее эффективно распределить трудовые ресурсы на рынке труда в зависимости от особенностей спроса.
  2. «Профилирование работодателей» — распределение работодателей по категориям в зависимости от условий труда, типа производства, регионального аспекта, специализации, уровня заработной платы, организационно-правовой формы производства, в целях оказания наиболее эффективных услуг по трудоустройству населения с учетом ситуации на рынке труда.
  3. «Профиль компетенций гражданина» — распределение компетенций личности (внутренних, профессиональных, которые позволяют наиболее качественно оказывать трудовые услуги в рамках конкретного места работы).
  4. «Профиль профессии» — профессиограмма позволяет определить какие компетенции необходимы для осуществление трудовой деятельности в рамках требований, предъявляемых профессиональным стандартом.
  5. «Комплекс услуг» — государственные услуги, предоставляемые гражданам для осуществления мер поддержки, которые реализуются на базе флагманских центров занятости населения с целью содействия субъектам трудовых отношений в решении возникающих проблем.
  6. «Жизненная ситуация» — обстоятельства жизнедеятельности гражданина, которые необходимо учитывать при трудоустройстве для эффективного предоставления государственных услуг для удовлетворения ожиданий всех субъектов трудовых отношений.
  7. «Бизнес-ситуация» — условия, которые необходимо учитывать в рамках деятельности работодателя, требующие решения для достижения наиболее эффективного результата в предоставлении комплекса государственных услуг, соответствующих запросу работодателя;
  8. «Ассесмент персонала» — метод оценки персонала на соответствие уровню квалификации и компетенции, необходимых для осуществления трудовой деятельности в рамках выбранной профессиональной траектории;
  9. «Органы службы занятости» — объекты, находящиеся в территориальном обособлении в условиях государственных структурных учреждений;
  10. «Окно приема» — отдельные специально оборудованные рабочие места для сотрудников службы занятости, подготовленные для приема получателей социальных услуг;
  11. «Помещение фронт-офиса» — помещение, в котором оборудованы аудитории для осуществления пилотных проектов центров занятости, направленные на формирование коммуникативных связей между всеми субъектами трудовых отношений;
  12. «Помещение бэк-офиса» — помещение, оборудования для администрации, в котором осуществляется координация и контроль за осуществлением проектной деятельности, обеспечивающие функционирование флагманских центров.

Необходимо отметить, что введенные Единые требования включают:

  1. Требования к оснащению рабочих мест для персонала, осуществляющего деятельность по трудоустройству граждан;
  2. Требования к регламентам функционирования центров службы занятости населения;
  3. Требования к программам подготовки и квалификации сотрудников службы занятости;
  4. Требования к администрации, направленные на повышение мотивации сотрудников;
  5. Требования к интеграции современных информационных систем в деятельность служб занятости;
  6. Требования к осуществлению контроля и оценки качества услуг, предоставляемых службами занятости населения.

Таким образом, можно выделить несколько задач реализации целевой модели занятости населения:

  1. Формирование условий для осуществления функций трудоустройства в рамках расширения возможности для трудоустройства населения в сферы полной, частичной и легально оплачиваемой занятости;
  2. Сформировать условия для формирования конкурентоспособного предложения на рынке труда для качественного взаимодействия все субъектов трудовых отношений;
  3. Создание условий для активного сотрудничества с безработными гражданами с целью снижения уровня безработицы и повышения возможности трудоустройства;
  4. Создание условий для сокращения уровня дисбаланса между уровнем спроса и предложения на рынке труда
  5. Формирование условий для обеспечения доступности государственных услуг, направленных на снижение уровня безработицы;

Рассматривая основные виды деятельности службы занятости населения, можно выделить следующие:

  1. Создание эффективной системы оценки качества предоставляемых услуг для осуществления мониторинга (потребность социума в кадровом составе, особенности формирования трудовых отношений с учетом регионального аспекта, трудовая мобильность, кадровый потенциал и т. д.)
  2. Формирование условий для урегулирования вопросов в сфере занятости населения в рамках закрепления трудовых ресурсов в регионах (осуществление переподготовки кадров, стимулирование кадров посредством создания условий на рабочих местах и повышения заработной платы, определение кадрового потенциала для сохранения необходимых человеческих ресурсов для обеспечения трудовых процессов)
  3. Создание условий для улучшения эффективности предпринимаемых центрами занятости мер (повышение уровня и качества предоставления социальных услуг, внедрение современных инновационных форм содействия занятости и трудоустройству населения, интеграция отдельных категорий населения в трудовую деятельность, развитие условий для информирования населения о социальных услугах, предоставляемых центрами занятости, информирование население об адресной помощи, оказываемой флагманскими центрами)

Таким образом, можно сделать вывод, что центр занятости населения представляет собой учреждение, целью которого является оказание социальных государственных услуг в сфере содействия трудоустройства населения и сокращения уровня безработицы, предоставления государственных услуг различным категориям населения, помощь всем участникам трудовых отношений в процессе взаимодействия.



Задать вопрос