Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 5334 раза

Библиографическое описание:

Павлова, Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России / Т. М. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 16.12.2024).



Министерством финансов и экономического развития готовятся предложения, для проведения пенсионной реформы в РФ, в частности планируется расширение накопительных возможностей пенсионного обеспечения; создание гарантийного резерва; повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день точно неизвестно, какие именно вопросы будут рассмотрены в первую очередь, какие во вторую, а каким ещё предстоят доработки. Планируется также сформировать некий «общенациональный гарантийный фонд». Откладываемые средства будут поступать из нескольких источников: первый источник обозначен как негосударственные пенсионные фонды России, второй — собственно ПФР.

После проведенной реформы в Российской Федерации пенсионная система носит смешанный характер. Во-первых, применяется распределительная система, согласно которой прямым источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР. Во-вторых, используется обязательная накопительная система.

Рис. 1. Пенсионная система Российской Федерации

Правительство РФ в 2017 году активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Были введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Пенсионная реформа представляет собой политику государства, связанную с необходимостью внесения изменений в действующее законодательство, и направленную на изменение условий пенсионного обеспечения граждан. Так, согласно пенсионному законодательству пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

‒ 60 лет для мужчин,

‒ 55 лет — для женщин.

Так же был принят ряд законов, регламентирующих требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии [3, 224].

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

Таблица 1

Условия получения пенсии.

п/п

Условия необходимые для получения пенсии

1.

Наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное увеличение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 г. до 15 лет к 2024 г.);

2.

Величина пенсионных баллов (ИПК) (с 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов до 2025 г.).

С 2015 года для расчета страховой пенсии введены пенсионные баллы, которыми оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд за каждого работника в период осуществления последним трудовой деятельности.

Количество баллов, в свою очередь, напрямую зависит от факта официального трудоустройства. Чем выше «белая» зарплата, тем больше баллов можно заработать. Установлены максимальные значения пенсионных баллов, которые можно заработать за один год.

Таблица 2

Максимальное значение пенсионных баллов

Максимальное значение пенсионных баллов

Год

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются

2015

7,39

4,62

2016

7,83

4,89

2017

8,26

5,16

2018

8,70

5,43

2019

9,13

5,71

2020

9,57

5,98

2021

10,00

6,25

Экономическая ситуация в России все чаще заставляет представителей государственной власти говорить о поэтапном повышении пенсионного возраста.

Такие действия Правительства РФ постепенно готовят граждан к неизбежному повышению возраста выхода на пенсию. И таким первым шагом явилось повышение с 2017 года возраста выхода на пенсию для государственных служащих. Для них установлено постепенное повешение пенсионного возраста (на 0,5 года ежегодно) до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее — до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет).

Нестабильная ситуация, сложившаяся в экономике и политике нашей страны, целиком и полностью отражается на пенсионной системе Российской Федерации. С 2014 года был введен мораторий на пенсионные накопления, который предполагалось снять уже в этом году. Однако этого не случилось, а ответом правительства по вопросу модернизации накопительной системы стало предложение ввести новый план индивидуального пенсионного капитала.

Новый способ формирования пенсионных накоплений планируется ввести в ближайшем будущем. Законопроект в настоящее время находится ещё в стадии разработки, а все принципы действия новой системы — в стадии обсуждения.

Разработанная Центробанком и Минфином и предложенная ими на Московском финансовом форуме еще осенью прошлого года модернизация накопительного элемента пенсии включает в себя несколько аспектов.

Основные аспекты:

‒ направление действующего страхового взноса 22 % от дохода работника на выплаты действующим пенсионерам в полном объеме (без выделения 6 % на накопительную часть у лиц, избравших данный вариант пенсионного обеспечения);

‒ формирование накопительной пенсии только за счет уплаты добровольных взносов в выбранный гражданином НПФ;

‒ предоставление налоговых льгот и для самого работника, и для его работодателя;

‒ предоставление переходного периода предположительно в течение двух лет, в ходе которого застрахованные лица смогут принять решение о переводе уже имеющихся накоплений в новую систему или отказе от накопительной пенсии с возможностью отписаться от ИПК;

‒ разработка базовых условий внедрения новой системы для лиц, не желающих принимать самостоятельное решение по выбору отдельных параметров, касающихся: размера ставки дополнительного платежа, схемы выплаты [5, c.225].

В связи с необходимостью проведения пенсионной реформы, были определены следующие задачи реформирования в России государственной пенсионной системы, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Задачи реформирования пенсионной системы

п/п

Основные задачи реформирования государственной пенсионной системы

1.

Усиление страховых принципов в перераспределении средств Пенсионного фонда России (ПФР);

2.

Создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения;

3.

Оптимизация структуры расходов ПФР;

4.

Ликвидация обязательств, которые не обеспечены уплаченными взносами и не имеют страховой характер;

5.

Организация соответствия механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств ПФР, исходя из обеспечения сбалансированности его бюджета.

Основными факторами, определившими необходимость проведения пенсионной реформы в России, являются:

1) растущая финансовая нагрузка ПФР в связи с диспропорциями бюджета, которые обусловлены снижением доли обязательных отчислений в доходах фонда и увеличением расходов на пенсионное обеспечение граждан;

2) возрастающая зависимость ПФР от субсидий из федерального бюджета;

3) ухудшение демографической ситуации, которая обусловлена проблемой старения населения и сокращением числа работающих граждан;

4) снижение размера пенсий и, как следствие, ухудшение социально-экономического положения пенсионеров [4, c. 26].

После усовершенствования в 2015 г. пенсионная система России организуется на страховых принципах, строится с учетом уровня прожиточного минимума граждан-пенсионеров, ориентирована на стимулирование накоплений пенсионных прав гражданами и направлена на прозрачность расчетов и доступность информации по пенсионному обеспечению будущих пенсионеров, кроме того в пенсионной системе установлены страховые взносы, а не выплаты.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

С момента реализации пенсионной реформы пенсионная система России претерпела значительные изменения, которые отразились на состоянии пенсионного обеспечения граждан. Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Литература:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии»
  3. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2016. — 628 с.
  4. Шахбанова, Ю. А.. Пенсионная реформа в России 2015 года // Закон и право. — М.: «Юнити-Дана», 2015. — С. 25–28.
  5. Юзвович Л. И., Кузнецова Е. П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2017. — С. 224–228.
  6. Какие льготы, субсидии, пособия положены по закону в России, информационный ресурс // Персональные права.ру. URL: http://personright.ru/ (дата обращения: 30.11.2017).
  7. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ — www.pfrf.ru
Основные термины (генерируются автоматически): пенсионная реформа, пенсионная система, балл, накопительная пенсия, пенсионный возраст, получение пенсии, Российская Федерация, пенсионное обеспечение граждан, Россия, страховая пенсия.


Задать вопрос