В статье рассматриваются проблемы пенсионной системы Российской Федерации.
Ключевые слова : пенсионная система, реформа, современные проблемы, повышение возраста, трудоустройство, мораторий.
Основным источником социального обеспечения является Конституция РФ, в которой сказано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Государство — главный источник развития общества, а также гарант достойной жизни народу.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту. А такой нормативный акт, как федеральный закон от 28.12.2013 № 400 — ФЗ «О страховых пенсиях» как раз конкретизирует такое конституционное право, относя к нему социальное обеспечение по старости [2].
В Российской Федерации имеются обязательные условия для назначение страховой пенсии по старости: во — первых, это достижение пенсионного возраста; во — вторых, наличие пенсионных баллов; в — третьих, наличие у пенсионера минимального страхового стажа. Чтобы получить право на страховую пенсию, нужно иметь в совокупности все эти обязательные условия.
Важнейшей задачей для государства является обеспечение граждан в безопасности и достойной жизни. Пенсионеры в России — это население, отработавшие положенное количество лет, и которые нуждаются в поддержки от государства. В настоящее время можно заметить, как многие пенсионеры возмущены пенсионной реформы, которая действует в России с 2019 года. На основании данной реформы и в целом пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации, можно выделить основные проблемы, которые являются наиболее актуальными и обсуждаемыми в стране.
Самым дискуссионным вопросом, будет являться повышение пенсионного возраста. По словам (на тот момент премьер-министра) Д. А. Медведева: «Предлагается ввести достаточно длительный переходный период — начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году» [6]. Данное постепенное повышение предусматривает то, что пенсии будут расти (ежегодно, примерно на одну тысячу рублей). Но все ли так идеально? Очевидно, что люди были не впечатлены данным новшеством.
Можем обратить внимание на некоторые зарубежные страны, то выход на пенсию в основном одинаковый как для женщин, так и для мужчин. Например, в США и ФРГ выход на пенсию составляет 67 лет (также как и в России предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста). В связи с этим мы можем сказать, что в России пенсионный возраст является еще приемлемым, по сравнению с зарубежными странами. Но, стоит учитывать демографический показатель в странах, то есть в нашем случае, средняя продолжительность жизни.
На 2019 год средняя продолжительность в США составляет 80 лет (женщины) и 77 лет (мужчины), в Германии 82 года (женщина) и 78 лет (мужчины), то есть американские пенсионеры в среднем будут пенсию получать 12–13 лет, немце же в среднем 16 лет [3, c. 165–168].
United Nations Development Programme: Life Expectancy Index (Программа развития ООН: Индекс уровня продолжительности жизни) представляет нам сведения на 2019 год. Россия находиться на 109 месте из 191 страны и имеет в среднем продолжительность — 72,4 года [7]. Но нам важна статистика, в которой будут сведения, показывающие продолжительность жизни на 2028 год.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) спрогнозировала ожидаемую продолжительность жизни на 2020 год по 2035 год (Рисунок 1) [5]. Пенсионная реформа в России предусмотрена до 2028 года, следовательно продолжительность жизни для мужчин составит в среднем 72 года, для женщин 80 лет. Нужно сделать вывод о том, что средняя продолжительной жизни в России не высокая, в частности для мужчин. В среднем мужчина будет получать пенсию 7–9 лет, но мы точно не знаем будет ли это так на самом деле. Возможен и другой вариант, то есть с низким прогнозом, где мужчина в среднем будет жить 70 лет. Поэтому, стоит пересмотреть повышение пенсионного возраста, так как правительство должно учитывать демографическую ситуацию в стране. Многие люди не доживают до своей пенсии, а если и доживают, то пенсионным периодом пользуются малое количество лет.
Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни в РФ
Вторая проблема заключается в соотношении трудоустройства граждан и пенсионеров, в частности анализируется нехватка рабочих мест для граждан среднего возраста, ввиду плотной занятости пенсионеров. По данным Росстата общая численность пенсионеров на тот год (1 января 2020 года) составила 46 198 миллионов. А количество работающих пенсионеров в 2018 году по официальным источникам составило 9,5 миллионов. Это довольно большое количество работающих пенсионеров (Рис. 2).
Рис. 2. Численность пенсионеров в РФ (млн.человек)
С наступлением определенного возраста, пенсионер должен уходить на пенсию. Но мы понимает, что пенсия у человека в среднем (около 15 000 тыс. руб.) не такая высокая, ведь все средства пенсионера уходит на оплату коммунальных услуг, покупка лекарственных средств и продуктов. На дополнительные развлечения — пенсии не хватает. В данной проблеме единственной задаче для государства является — урегулирование дисбаланса занятости между пенсионерами и молодыми гражданами. Можно предложить как вариант, это предоставление дополнительных социальных пособий, выплат, льгот, но опят же это нужно все сопоставлять с бюджетом страны. Лучше, все правильно рассчитать и продумать и достойно выплачивать пенсию по старости людям, чтобы они могли удовлетворять свои потребности. Данная идея, на мой взгляд, позволит наладить стабильность на рынке занятости и следовательно, увеличится количество рабочих мест для молодого поколения.
Третья проблема и одна из самых недопонимаемых для населения России — это накопительная часть пенсии. Накопительная пенсия отличается от страховой тем, что она не индексируется, но может инвестироваться и передаваться по наследству.
Но в Российской Федерации действует мораторий с 2014 года, что делает накопительную пенсию фактически недоступной для населения. Само по себе понятие «мораторий» означает перенос сроков выплат долговых обязательств на определенный период. Государства имеют право использовать его, как по отношению к отдельным физическим и юридическим лицам, так и на все население. В Правительстве РФ указывают, что «заморозка» этих выплат не означает их изъятие. После отмены моратория накопления вернутся на счета граждан и будут проиндексированы [4, с. 41].
Глава государства В. В. Путин подписал Федеральный закон о продлении моратория на накопительную пенсию до конца 2022 года. Правительство объясняет, что причиной моратория накопительной пенсии является проверка работы негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Минтруд сообщает, что у данных учреждений упала эффективность работы. Но если обратиться к мнениям независимым экономистов, то они повествуют нам о том, что мотивы моратория более существенные. Если говорить одним словосочетанием, то это дефицит бюджета, а именно в Пенсионном фонде РФ. Если обратиться к истории России, то можно вспомнить валютный кризис, который происходил с 2014 по 2015 годы. На тот момент Центральный банк России заявил, что ослабление рубля было вызвано стремительным снижением цен на нефть.
Версий, предложений и позиций много, но истину мы так и не узнаем. Но возможно, что позиция экономистов реалистичная, и что мораторий будет продлеваться до тех пор, пока Правительство РФ не найдут какие-либо способы для пополнения бюджета ПФР.
Россия — развивающаяся страна, которой стоит учитывать вопросы, связанные с пенсионной системой. Нужно продумывать конкретные способы решения для устранения проблем. Были выявлены наиболее глобальные проблемы: повышение пенсионного возраста, соотношение работающих пенсионеров и молодых, а также мораторий накопительной пенсии. Данные проблемы были исследованы на основании официальной статистики, где представлены показатели в цифрах. На основании вышеизложенного стоит сказать, что проблемы которые были выделены имеют способы решения, которые можно предусмотреть государству. В стране нужна безопасность и комфорт, а государство должно позаботиться об этом и предпринять меры для улучшения качества жизни.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек 1993 г.// URL: http://www.pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 28 дек 2013г. «О страховых пенсия» № 400-ФЗ // URL: http://www.pravo.gov.ru/
- Главный редактор А. Эркен. UNFPA. «Народонаселение мира в 2019 году». Незавершённое дело: обеспечение прав и возможностей выбора для всех // Изд-во: UNFPA. — 2019. — С. 180
- Всеопенсиях и пенсионной реформе на 2020 год / сост. Давыденко Е. И. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 160 с.
- Официальный сайт Российской статистики. [Электронный ресурс]: https://rosstat.gov.ru/search?q=продолжительность+жизни
- ТАСС, Новости Д. А. Медведев о пенсионном возрасте [Электронный ресурс]: https://tass.ru/ekonomika/5290613
- Рейтинг стран мира по уровню продолжительности жизни. / Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2021 // URL: https://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index