Место и роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 06.04.2023

Статья просмотрена: 762 раза

Библиографическое описание:

Вихарев, В. Н. Место и роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации / В. Н. Вихарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101344/ (дата обращения: 17.12.2024).



Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями социального обеспечения. Негосударственное пенсионное обеспечение является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и тому подобное.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в сложных экономических и политических условиях доказал их социальную значимость и право занимать одно из первых мест в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость НПФ состоит в вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, социальное обеспечение, некоммерческие организации.

Non-state pension funds (NPFs) are non-profit social security organizations. Non-state pension provision is one of the most important elements of social security for employees, along with wages, bonuses and remuneration for the period of work, medical insurance and the like.

More than fifteen years of experience of the existence of non-state pension funds (NPFs) in difficult economic and political conditions has proved their social significance and the right to occupy one of the first places in the system of compulsory pension insurance of citizens. The social significance of the NPF is the involvement of the population in the field of voluntary pension insurance.

Keywords: non-state pension fund, social security, non-profit organizations.

В начале XX века в России еще не было государственной системы пенсионного обеспечения, охватывающей все население. Существовали отдельные пенсионные системы (государственные и частные) для определенных категорий работников, например для государственных служащих, для железнодорожников, для некоторых категорий промышленных рабочих. После революции стала создаваться государственная система пенсионного обеспечения, основные элементы которой действовали в России до самого последнего времени. Право на пенсию трудящиеся имели при наличии определенного стажа работы (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин). Пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) до сих пор является одним из самых низких в мире. Для некоторых категорий работников (трудившихся на вредном производстве, в тяжелых климатических условиях) устанавливались льготные (более ранние) сроки выхода на пенсию [2].

Пенсионная система во времена СССР и до начала пенсионной реформы 2002 года являлась распределительной и базировалась на принципах солидарности поколений. В распределительной пенсионной системе взносы, собранные в определенном периоде с доходов, работающих граждан, выплачиваются в этом же периоде пенсионерам в виде пенсий. Поясним, что эти взносы перечисляются работодателями за своих работников. Размер пенсии слабо зависел от объема уплаченных взносов, а наличие установленного минимального и максимального размера пенсии часто приводило к выравниванию пенсий разных категорий работников [7]. Тем не менее, надо признать, что пенсионная система страны в то время обеспечивала людям на заслуженном отдыхе вполне достойный уровень жизни. Можно привести такие цифры: при уровне зарплат 100–300 рублей в месяц пенсия составляла 80–120 рублей в месяц, то есть средняя пенсия составляла около 50 % среднего заработка. Отметим, что отношение размера пенсии к размеру заработка, из которого исчисляется пенсия, называется коэффициентом замещения. Переходя к организации государственной пенсионной системы, надо сказать, что до появления рыночных отношений в стране выплата пенсий осуществлялась из государственного бюджета. В 1990 году был образован Пенсионный фонд России (ПФР), который сам стал собирать пенсионные взносы и выплачивать пенсии. Взносы в Пенсионный фонд России имели в разные годы разные названия и разную форму. Например, это были платежи во внебюджетные фонды, или они являлись частью единого социального налога (ЕСН). С января 2010 года, в ПФР стали перечислять страховые взносы [11]. Во всех этих вариантах работодатель перечисляет в ПФР сумму, составляющую некоторую долю заработной платы работников. Важно понимать экономический смысл выплат пенсий: государство перераспределяет национальный доход в пользу пенсионеров. Для этого создаются специальные механизмы, такого перераспределения, в том числе принципы отчисления пенсионных взносов и расчета пенсий [4]. Хотя в 90-е годы принципиальных изменений в государственной пенсионной системе по сравнению с предыдущими десятилетиями не было, тем не менее, положение пенсионеров существенно ухудшилось. Индексация пенсий никак не могла приблизиться к высокому уровню инфляции в стране, вследствие чего коэффициент замещения заметно снизился. К концу 90-х годов XX века возникла необходимость реформирования пенсионной системы [12].

Основные причины ухудшения ситуации в пенсионной системе, а, следовательно, и причины проведения пенсионной реформы можно разделить на две группы — демографические и экономические. В России в последние годы значительно ухудшилась демографическая ситуация. С точки зрения пенсионного обеспечения нам важно, что наблюдается рост численности пенсионеров одновременно со снижением количества занятых в экономике страны [2, с. 101].

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в России по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) началась на основе Указа Президента России № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», принятого в сентябре 1992 года. В 1998 году был принят Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». За прошедшее с тех пор время можно было наблюдать значительный рост числа НПФ, количества их вкладчиков и участников, размера пенсионных резервов. Все большее число людей открывают для себя новый финансовый институт — негосударственные пенсионные фонды и начинают копить с их помощью на пенсии для себя, своих близких, своих работников. Уже в середине 1990-х гг. в ходе обсуждений о способах и путях осуществления российской пенсионной реформы активно обсуждался вопрос о расширении сферы деятельности негосударственных пенсионных фондов, а именно о подключении НПФ к осуществлению обязательного пенсионного страхования. Введение накопительного компонента в структуру трудовой пенсии позволило НПФ претендовать на участие в системе обязательного пенсионного страхования [8]. Учитывая, что российские НПФ имели довольно большой опыт работы по НПО на основе именно накопительных систем, вполне естественно было поставить вопрос об их участии в пенсионной реформе по управлению накопительной частью пенсии.

Исключительными видами деятельности НПФ являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами не государственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Вступление в фонд и участие в негосударственном пенсионном обеспечении является добровольным и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда распределения и оплаты труда членов негосударственных пенсионных фондов. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться за счет работодателей в коллективных и индивидуальных трудовых договоров, и за счет работников. Многие НПФ имеют большой опыт работы в формировании негосударственных пенсий, начиная эту работу в 1992–1994 годах. Отчисления в НПО — дело сугубо добровольное. Они делаются на основе личного желания и финансовых возможностей инвесторов (юридических и физических лиц). Участие работодателей в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), как следует, в частности, из названия, является обязательным; в соответствии с законом, он обязан перечислить пенсионные взносы за своих работников [5]. Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц [10]. Эта деятельность начала проводиться фондами с 2004 года.

В связи с упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам и переходом ее функций к Центральному Банку РФ произошли значительные изменения, повлиявшие на деятельность НПФ. До 2014 года НПФ представляли собой некоммерческие организации, надзор за которыми был затруднен. До 1 января 2015 года все НПФ прошли проверку на соответствие требованиям системы гарантирования вкладов. Комплексная проверка заключается в оценке имущества, активов фонда и системы управления рисками. НПФ, соответствующие предъявляемым требованиям, будут акционированы, пройдут лицензирование и войдут в систему страхования. НПФ, которые не прошли проверку не допущены к управлению средствами пенсионных накоплений [3].

Пенсионная реформа в России была запущена в 2002 году. С этого времени трудовая пенсия стала включать три части: базовую (назначается при наличии минимального страхового стажа в 5 лет), страховую (назначается при наличии минимального страхового стажа в 15 лет) и накопительную. Принципиально новым для системы пенсионного обеспечения России является возможность формирования накопительной части трудовой пенсии.

До 2004 года негосударственные пенсионные фонды осуществляли деятельность только по добровольному страхованию пенсионных взносов граждан или своих работников. В 2004 году все НПФ, зарегистрировавшие правила работы со средствами пенсионных накоплений граждан и подавшие заявления о намерении участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, получили право привлекать накопительную часть трудовой пенсии для обслуживания клиентов и работать с ней [9].

Накопительную часть трудовой пенсии по выбору застрахованного лица можно было оставить в государственном Пенсионном фонде России (ПФР) или перевести ее для более эффективного управления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ)либо в частную управляющую компанию (УК) [6]. Благодаря проводимой реформе была создана и усовершенствуется система негосударственного пенсионного обеспечения. Страховая и накопительная части пенсии формируются за счет уплаченных работодателем в ПФР 22 % от заработной платы сотрудника [1].

В пенсионной системе России в 2015 году произошли значительные изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования, в том числе нынешних и будущих пенсионеров. С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования– новая пенсионная формула. Трудовая пенсия трансформировалась в отдельные виды выплат, а именно страховую пенсию и накопительную пенсию. Будущая пенсия также как и ранее формируется за счет уплаты страховых взносов работодателя в размере 22 % от заработной платы (предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, составляет в 2015 году 711 тыс. рублей). Из них 6 % тарифа может идти, по выбору гражданина, на формирование накопительной пенсии и ими можно управлять, а 16 % –на формирование страховой пенсии.

До конца 2015 года гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлялась возможность выбора варианта пенсионного обеспечения:

формировать страховую и накопительную пенсию одновременно;

формировать только страховую пенсию.

С 2014 года в стране появилось такое понятие, как «заморозка» накопительной пенсии. «Заморозка» (мораторий), подразумевает отсутствие трансфера из ПФР на счета клиентов (собственников накопительной пенсии) в негосударственные пенсионные фонда (НПФ), которые они ранее выбрали для себя в качестве страховщика своей будущей «негосударственной пенсии».

Трансфер — перевод денежных средств со счета ПФР (в данном случае) на счета клиентов в НПФ, полученных от работодателей клиентов, в виде страховых взносов.

«Заморозка» накопительной пенсии началась в 2014 году. Данное решение было принято правительством РФ под конец 2013 года и обозначалось, как вынужденная, единоразовая мера. То есть «заморозка» планировалась исключительно на один 2014 год. Связана она была со «сложившейся тяжелой экономической ситуацией в стране» из-за внешнего конфликта, посвященного вопросу полуострова Крым и всех вытекающих из него внешних и внутренних сложностей. На тот момент «заморозка» трансфера в чуть более 230 миллиардов рублей по расчетам того же правительства РФ могла существенно повлиять на финансовую стабильность страны.

По окончанию 2015 года было принято решение о продлении моратория на накопительную пенсию. Формулировка по данному вопросу была прежней — тяжелая экономическая ситуация, необходимость денежного финансирования Крыма, текущие выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

Сумма «заморозки» пенсионных накоплений в 2015 году составила около 280 миллиардов рублей.

По прошествии 2015 года «единоразовая мера» вошла в систематическую и начала свой третий временной виток в пенсионной истории современной России. На этот раз государству удалось сэкономить для бюджета более 330 миллиардов рублей.

2016 год так же не стал исключением в продлении «заморозки», но уже с большей суммой — 380 миллиардов рублей. Все денежные средства будут направлены либо на выплаты пенсий нынешним пенсионерам, либо будут направлены в Фонд Будущих Поколений.

Дальнейшее продление моратория на формирование накопительных пенсий, однозначно, подрывает доверие населения к Правительству России и в условиях затрудненного доступа к внешним финансовым ресурсам создает сложности и на внутреннем финансовом рынке. Управляющие компании и НПФ занимались инвестиционной деятельностью, в основном, на внутреннем рынке. На обычных гражданах все это может отразиться в виде утраты инвестиционного дохода лицами, заключившими договоры по накопительному пенсионному страхованию с негосударственными пенсионными организациями, в связи с банкротством некоторых из них. Когда замороженные накопления вернут в НПФ — пока не известно.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2017 год. Мораторий никак не влияет на возможность перевода средств пенсионных накоплений (СПН) в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой по желанию гражданина.

В современных условиях негосударственные пенсионные фонды (НПФ) несмотря на «заморозку» пенсионных накоплений приобретают все большую актуальность. Целью развития рынков НПФ является повышения уровня жизни граждан, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ как институционального инвестора Маркина С. А.

Литература:

  1. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52, часть 1. Ст. 6965. Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
  2. Ермаков, Д. Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.. Москва, 2020. С. 94.
  3. Ермаков, Д. Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов // Человек и труд. 2014. № 1. С. 24–31.
  4. Жуков, А. Е. Определение надзорными органами финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, основанное на оценке рисков // Финансы и кредит. 2014. № 28 С. 53–61.
  5. Корпоративные пенсионные программы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europf.com/europf- corporate-programshttp://www.europf.com/europf-ops-review, (дата обращения 9.03.2023).
  6. Ломтатидзе, О. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России // Финансы и кредит. 2020. № 23 (407). С. 14–18.
  7. Миронова, Т. К. Право социального обеспечения. Москва, 2019. С. 48.
  8. Негосударственное пенсионное обеспечение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vtbnpf.ru/privat/npo/, (дата обращения 06.03.2023).
  9. Низова, Л. М. Негосударственное пенсионное страхование на мезоэкономическом уровне // Страховое дело. 2021. № 1. С. 3–5.
  10. Проблемы и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в РФ // Известия ЮЗГУ. 2021. № 1. С. 187–193
  11. Путрова, О. В. История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. С. 22–26.
  12. Рыбаков, Р. О. Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования М., 2012. С. 12.
Основные термины (генерируются автоматически): обязательное пенсионное страхование, накопительная пенсия, трудовая пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение, Россия, накопительная часть, фонд, пенсионная реформа, пенсионная система, пенсионное обеспечение.


Похожие статьи

Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения

Каждое цивилизованное государство проводит политику, направленную на создание эффективной пенсионной системы, повышения благосостояния населения, поддержку малообеспеченных граждан, недопущение социальных потрясений в обществе. Пенсионная система зан...

К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда РФ

В статье рассматриваются современные проблемы правового статуса Пенсионного фонда РФ. Законодательно урегулированный правовой статус Пенсионного фонда РФ позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с правовой пр...

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.

Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации

В статье анализируются преимущества и недостатки социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Российской Федерации. Рассматривается право на социальное обслуживание как элемент социального и правового статуса граждан России.

К вопросу о корпоративном пенсионном страховании

В статье рассмотрены особенности корпоративного пенсионного страхования. Определены основные аспекты развития корпоративного пенсионного страхования, которые являются одной из приоритетных задач и входят составной частью в Стратегию долгосрочного раз...

Ключевые характеристики пенсионной системы Российской Федерации

В статье анализируются социально-экономические и демографические факторы, влияющие на пенсионную систему. Рассматривается изменение основных показателей деятельности Пенсионного фонда РФ, структура его расходной и доходной частей.

Профсоюзы на пути к достойной заработной плате

В Федерации независимых профсоюзов России считают, что Правительство Российской Федерации совместно с социальными партнерами должно формировать комплекс правовых, экономических и организационных мер для улучшения качества жизни работающих граждан, а ...

Развитие правового регулирования отношений по исчислению и уплате страховых взносов в России

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (далее — ГВФ) выступают финансовой основой системы обязательного социального страхования Российской Федерации. Собственно, за счет аккумулирования страховых взносов во внебюджетных фондах осуществ...

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации

В статье произведен комплексный анализ особенностей реализации права на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации. Данная тема является актуальной в связи с тем, что многие граждане сталкиваются с потерей близкого человека, о...

Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения

В статье рассматриваются основные механизмы осуществления негосударственного пенсионного обеспечения в США и других европейских странах.

Похожие статьи

Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения

Каждое цивилизованное государство проводит политику, направленную на создание эффективной пенсионной системы, повышения благосостояния населения, поддержку малообеспеченных граждан, недопущение социальных потрясений в обществе. Пенсионная система зан...

К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда РФ

В статье рассматриваются современные проблемы правового статуса Пенсионного фонда РФ. Законодательно урегулированный правовой статус Пенсионного фонда РФ позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с правовой пр...

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.

Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации

В статье анализируются преимущества и недостатки социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Российской Федерации. Рассматривается право на социальное обслуживание как элемент социального и правового статуса граждан России.

К вопросу о корпоративном пенсионном страховании

В статье рассмотрены особенности корпоративного пенсионного страхования. Определены основные аспекты развития корпоративного пенсионного страхования, которые являются одной из приоритетных задач и входят составной частью в Стратегию долгосрочного раз...

Ключевые характеристики пенсионной системы Российской Федерации

В статье анализируются социально-экономические и демографические факторы, влияющие на пенсионную систему. Рассматривается изменение основных показателей деятельности Пенсионного фонда РФ, структура его расходной и доходной частей.

Профсоюзы на пути к достойной заработной плате

В Федерации независимых профсоюзов России считают, что Правительство Российской Федерации совместно с социальными партнерами должно формировать комплекс правовых, экономических и организационных мер для улучшения качества жизни работающих граждан, а ...

Развитие правового регулирования отношений по исчислению и уплате страховых взносов в России

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (далее — ГВФ) выступают финансовой основой системы обязательного социального страхования Российской Федерации. Собственно, за счет аккумулирования страховых взносов во внебюджетных фондах осуществ...

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации

В статье произведен комплексный анализ особенностей реализации права на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации. Данная тема является актуальной в связи с тем, что многие граждане сталкиваются с потерей близкого человека, о...

Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения

В статье рассматриваются основные механизмы осуществления негосударственного пенсионного обеспечения в США и других европейских странах.

Задать вопрос