Сущность и виды негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 09.04.2023

Статья просмотрена: 2602 раза

Библиографическое описание:

Вихарев, В. Н. Сущность и виды негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации / В. Н. Вихарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101467/ (дата обращения: 16.11.2024).



Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) –организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование [10].

НПФ выполняют одну из важных социальных функций — помогают преодолеть разрыв между резким снижением уровня доходов при наступлении пенсионного возраста и необходимым объемом денежных средств необходимых для удовлетворения сложившихся потребностей. Этого разрыва можно избежать за счет инвестирования сбережений граждан в период трудоспособного возраста в финансовые и другие активы с целью получения дохода в будущем [11].

Один из наиболее стабильных источников доходов по сравнению с другими финансовыми посредниками имеют НПФ. Поступление средств в НПФ осуществляется за счет вкладов граждан, работодателей и самих работников.

Отток денежных средств из НПФ можно заранее спрогнозировать так как он происходит в форме пенсионных выплат. Часть выплачиваемых пособий лицам, достигшим пенсионного возраста, осуществляется из текущих взносов в пенсионный фонд от будущих пенсионеров. НПФ может долгое время не испытывать потребность в ликвидных средствах [12].

На практике существует условное деление НПФ на те, которые обслуживают клиентов по договорам с юридическими лицами, и те, что работают в основном с физическими лицами, а также деление на закрытые и открытые.

Виды негосударственных пенсионных фондов:

– открытый пенсионный фонд;

– корпоративный (закрытый) пенсионный фонд;

– профессиональный (закрытый) пенсионный фонд [13].

Закрытые НПФ работают только с определенным кругом вкладчиков, действующих в конкретных сферах экономики. Это — корпоративные и отраслевые фонды, предназначенные для организации дополнительного пенсионного обеспечения определенной компании или отрасли в целом. Примеры корпоративных фондов: НПФ Лукойл-Гарант, НПФ Сургутнефтегаз, НПФ АвтоВАЗ и многие другие. Примерами профессиональный НПФ являются такие фонды, как НПФ Электроэнергетики, НПФ Уголь, НПФ Газфонд.

Корпоративные НПФ способствуют созданию в организации благоприятного социального климата, стабилизации кадрового состава и росту эффективности экономической деятельности. НПФ обеспечивают работникам негосударственные профессиональные пенсии, которые формируются на добровольной основе и выплачиваются работодателями, которые берут на себя обязанности основных вкладчиков, при этом работники предприятий получают право вносить пенсионные взносы лично.

К преимуществам корпоративных и отраслевых фондов относится то, что затраты на обслуживание будущих пенсионеров ниже, чем у мелких фондов, поскольку они работают в основном не с именными, а с крупными пенсионными счетами, что позволяет им наращивать свои активы более высокими темпами.

Примеры открытого типа пенсионного фонда: НПФ Благосостояние, НПФ Сбербанк, НПФ ВТБ Пенсионный фонд.

Главное преимущество негосударственного пенсионного фонда заключается в том, что существуют разнообразные схемы дополнительного пенсионного обеспечения, позволяющие увеличить величину будущей пенсии, а, следовательно, и уровень жизни.

Для работодателей негосударственные пенсионные фонды — это возможность:

– оптимизировать свои финансовые ресурсы и налоговые выплаты;

– регулировать величину пенсионных отчислений в зависимости от стажа работы;

– решить проблему закрепления квалифицированных профессиональных кадров;

– материального стимулирования отдельных сотрудников, которые внесли наибольший вклад в развитие организаций;

– направление части высвободившихся денежных средств на финансирование внутрипроизводственных проектов, что позволит улучшить положение организации, создаст предпосылки для роста производства и в конечном итоге скажется на положении работающих.

– Для работников — это возможность:

– получить дополнительные пенсионные выплаты;

– сохранить постоянный и гарантированный доход при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидности или старости.

Вклады, уплаченные в негосударственные пенсионные фонды, инвестируются в доходные активы. При данной системе по достижению пенсионного возраста участники НПФ будут получать достойную пенсию. Одним из немаловажных преимуществ НПФ является государственное регулирование, что поможет сохранить пенсионные накопления, тем самым быть уверенным в завтрашнем дне.

Главные принципы негосударственного пенсионного обеспечения:

– законодательное регулирование деятельности;

– добровольное создание негосударственных пенсионных фондов юридическими и физическими лицами;

– добровольное участие граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения и личный выбор вида пенсионных выплат;

– добровольное принятие решения работодателем о внесении пенсионных взносов за сотрудника;

– экономическая заинтересованность работодателя в осуществлении пенсионных взносов в пользу своих работников;

– раздельный учет и хранение активов пенсионного фонда и активов его учредителей;

– целевое и эффективное использование средств фонда;

– государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов [14].

Пенсионные активы, накапливающиеся в пенсионном фонде, управляющая компания вкладывает в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли. Инвестиционная прибыль пенсионного фонда распределяется между участниками пропорционально сумам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.

Участие в негосударственном пенсионном фонде является добровольным, при этом физическое лицо может быть участником одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративном и профессиональном фондах они могут быть участниками только при условии вступления их работодателя в фонд или принадлежности к определенной профессии.

Участник фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного законом на 10 лет. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.

В целях соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования надзор и контроль над указанной деятельностью осуществляет ФСФР России [14].

Для управления негосударственным пенсионным фондом и контроля над его деятельностью в фонде формируются соответствующие органы. Состав и структура органов управления фонда определяются уставом в соответствии с законодательством.

Структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включать коллегиальный орган — совет фонда, формируемый в соответствии с порядком и уставом. Уставом фонда должно так же предусматриваться обязательное формирование попечительского совета — коллегиального органа, выполняющего надзорные функции и обеспечивающего общественный контроль за деятельностью фонда.

Высшим органом управления негосударственного пенсионного фонда является совет фонда, к компетенции которого отнесено общее руководство деятельностью фонда. Порядок формирования и полномочия указанного органа определяется уставом фонда [15].

Совет фонда решает наиболее важные вопросы деятельности негосударственного пенсионного фонда, к числу которых традиционно относятся:

– утверждение устава фонда, а также изменений и дополнений к нему;

– избрание и отзыв председателя совета фонда;

– назначение и освобождение лиц, исполняющих функции входящих в исполнительные органы фонда;

– определение приоритетных направлений деятельности фонда и перспектив его развития;

– утверждение отчетов исполнительных органов;

– утверждение годового бухгалтерского баланса фонда с учетом заключений ревизионной комиссии и независимого аудитора;

– утверждение пенсионных и страховых правил фонда.

Исполнительные органы негосударственного пенсионного фонда осуществляют оперативное руководство деятельностью фонда. К ним относятся президент или генеральный директор (единоличный орган) или исполнительная дирекция (коллегиальный орган).

Примерные полномочия исполнительных органов:

– определение организационной структуры фонда, утверждение положений о структурных подразделениях фонда;

– создание и ликвидация обособленных подразделений фонда, утверждение положений о них;

– утверждение порядка использования средств на обеспечение уставной деятельности фонда в соответствии с утвержденным бюджетом доходов и расходов;

– определение необходимости участия в других организациях;

– утверждение методических документов, обеспечивающих технологию деятельности фонда;

– подготовка материалов к заседаниям совета фонда, обеспечение их своевременного направления членам совета, организация проведения заседаний совета.

Литература:

  1. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52, часть 1. Ст. 6965. Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
  2. Ермаков, Д. Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Москва, 2020. С. 94.
  3. Ермаков, Д. Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов // Человек и труд. 2014. № 1. С. 24–31.
  4. Жуков, А. Е. Определение надзорными органами финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, основанное на оценке рисков // Финансы и кредит. 2014. № 28 С. 53–61.
  5. Корпоративные пенсионные программы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europf.com/europf- corporate-programshttp://www.europf.com/europf-ops-review, (дата обращения 9.03.2023).
  6. Ломтатидзе, О. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России // Финансы и кредит. 2020. № 23 (407). С. 14–18.
  7. Миронова, Т. К. Право социального обеспечения. Москва, 2019. С. 48.
  8. Негосударственное пенсионное обеспечение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vtbnpf.ru/privat/npo/, (дата обращения 06.03.2023).
  9. Низова, Л. М. Негосударственное пенсионное страхование на мезоэкономическом уровне // Страховое дело. 2021. № 1. С. 3–5.
  10. Ермаков, Д. Коммерческие банки как субъекты системы негосударственного пенсионного обеспечения // Человек и труд. 2021. № 3. С. 25-31.
  11. Буянова, А. В. Корпоративные пенсии: зарубежный опыт и перспективы в России // Бизнес в законе. 2021. № 5. С. 21-23.
  12. Чугунов, В. И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. 2021. № 12. С. 30-39.
  13. Рыбаков, Р. О. Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования. М., 2022. С. 23.
  14. О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений: федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014 № 216-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49, часть 1. Ст. 7038. Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
  15. Миронова, Т. К. Право социального обеспечения. Москва, 2021. 311 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пенсионный фонд, негосударственный пенсионный фонд, пенсионный возраст, фонд, негосударственное пенсионное обеспечение, деятельность фонда, коллегиальный орган, совет фонда, дополнительное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование.


Задать вопрос