В Российской Федерации подготовкой и проведением выборов занимаются специально созданные для этого, независимые органы — избирательные комиссии. Это является, своего рода, гарантом проведения свободных и независимых от какого-либо политического влияния со стороны действующей власти выборов.
Избирательная комиссия — это коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
В России функционирует система избирательных комиссий, которая неразрывно связана с федеративной природой нашего государства. Статус и система избирательных комиссий регламентированы в Федеральном законе от 12 июня 2002 г.№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Вся деятельность избирательных комиссий основана на коллективности. Её деятельность предполагает свободное коллективное обсуждение тех вопросов, которые выносятся на заседание комиссии, а также принятие решений, которые будут соответствовать мнению большинства членов комиссии, путем голосования. Избирательная комиссия может начать свою работу только в том случае, если ее состав сформирован более чем на две трети от изначально установленного числа участников с правом решающего голоса. От этого зависит законность всех действий данной комиссии
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ)-представляет собой федеральный государственный орган, который действует на постоянной основе и является юридическим лицом. ЦИК РФ проводит выборы в федеральные органы государственной власти, а также организует проведение референдума Российской Федерации. Срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет. В составе Центральной избирательной комиссии РФ находится 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа тех кандидатур, которые были предложены фракциями, другими депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. Важно отметить, что от одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначен только один представитель. Пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации из числа тех кандидатов, которые были предложены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, а также высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.
В рамках своей компетенции Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет вправо издавать инструкции, которые будут обязательны для исполнения.
Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов Российской Федерации, занимающимися организацией, подготовкой и проведением выборов и референдумов в РФ. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, которые работают на постоянной основе. Срок их полномочий составляет 5 лет. Количество членов, находящихся в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, устанавливается конституцией и не может быть менее 10 и более 14.
Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и при этом не входит в структуру органов местного самоуправления. Связано это с тем, что избирательная комиссия не занимается решением вопросов местного значения, что является важным признаком органа местного самоуправления.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] установлено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Это возможно по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования. В этом случае территориальная избирательная комиссия становится комиссией, организующей подготовку и проведение местных выборов и местного референдума.
Окружные избирательные комиссии, не являются органами, действующими на постоянной основе. Окружные избирательные комиссии создаются только в случаях проведения выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам.
В случаях создания окружных избирательных комиссий, срок их полномочий заканчивается через два месяца с момента официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую инстанцию не поступили жалобы на действие или бездействие этой комиссии, в результате которых был обнаружен факт нарушения порядка подсчёта голосов или же если по данным не ведется судебное разбирательство. Законом субъекта Российской федерации устанавливается число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления с правом решающего голоса. Из этого следует, что на федеральном уровне требований к числу членов окружной избирательной комиссии не установлено.
Вышестоящей комиссией производится формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления. Соответственно, если осуществляются выборы в органы государственной власти субъекта РФ, то вышестоящим органом будет избирательная комиссия субъекта РФ, которая и будет заниматься формированием окружной избирательной комиссии.
Территориальные избирательные комиссии. Данные органы действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляют 5 лет. Территориальные избирательные комиссии являются промежуточным звеном в системе избирательных комиссий при организации выборов уровня субъектов Российской Федерации и федерального уровня. Данные комиссии создаются в таких административно-территориальных единицах, как города, городские районы и так далее. При этом территориальные комиссии могут и не создаваться. В таком случае их роль возьмут на себя соответствующие избирательные комиссии муниципального образования. Статус территориальных избирательных комиссий определяется законами субъекта РФ. Законом субъекта РФ территориальная комиссия может иметь статус юридического лица. Данные комиссии формируются в количестве 5–14 членов с правом решающего голоса. Создание территориальной комиссии производится избирательной комиссией субъекта РФ. В пределах одной административно-территориальной единицы может формироваться несколько территориальных комиссий, в зависимости от числа избирателей, при этом решение об их формировании принимается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с центральной избирательной комиссией РФ [1]. В зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на конкретном участке, варьируется и количество членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если на участке до 1001 избирателя, то количество членов избирательной комиссии будет варьироваться от 3 до 9, если от 1001 до 2000 тысяч избирателей — 7–12 членов избирательной комиссии, более 2000 тысяч-7–16 членов комиссии.
Заключение
Система избирательных комиссий, которая действует, на данный момент в РФ является важнейшим организационным механизмом, который обеспечивает регулярное демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления. Проводящие выборы избирательные комиссии являются гибкой системой, которая специально приспособлена для выборов органов власти различных уровней. система избирательных комиссий является отлаженным механизмом, части которого способны взаимодействовать друг с другом в тех формах, которые чётко указаны в законах Российской Федерации. Законодательством также обозначена совокупность прав и обязанностей избирательных комиссий, для организации свободного и честного волеизъявления граждан при проведении выборов, а также подконтрольность и ответственность избирательных комиссий, гарантии деятельности по обеспечению возложенных на них полномочий.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014г.) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 21.07.2014г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 29. — Ст. 2950.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 04.06.2014г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 02.04.2014г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 02.04.2014 г.) (утрачивает силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.
- Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 8. — Ст. 740.
- Алешкова, Л. А. Конституционное право России: Учебник / Л. А. Алешкова, И. А. Умнова. — М.: Юрайт, 2014. -608 с.
- Арановский, К. В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках / К. В. Арановский // Российский юридический журнал. — 2010. — № 4. — С. 67–75.
- Беджанова, Т.М.. Эволюция конституционно-правовых основ избирательного права в России / Т. Е. Беджанова // Закон и право. — 2014. — № 4. — С. 48–50.
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»