Выборы как важнейшая форма прямого народовластия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 1281 раз

Библиографическое описание:

Саидахмедова, Г. Р. Выборы как важнейшая форма прямого народовластия / Г. Р. Саидахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66507/ (дата обращения: 17.12.2024).



Референдум и свободные выборы определяются как высшее выражение власти народа. Выборы в России являются постоянным фактором общественно-политической и государственной жизни. С помощью системы выборов в Российской Федерации избираются: Президент, а также Государственная Дума — на федеральном уровне, законодательные органы государственной власти субъектов — на региональном уровне, представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований — на муниципальном уровне. Для того чтобы разобраться с данным понятием необходимо понять, что оно из себя представляет. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ, выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, с целью формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы можем рассматривать выборы как избирательную кампанию, состоящую из определенных этапов и процедур, проводящуюся в соответствии с законодательными и иными нормативными актами.

Выборы должны проводиться открыто и без давления на избирателей со стороны государственных органов, это означает, что выборы должны быть свободными и защищенными прежде всего от вмешательства государства. Свободные выборы являются обязательным условием существования реального народовластия, которые обеспечивают участие граждан в решении важнейших вопросов в политической жизни государства.

Классифицировать выборы можно по следующим основаниям. По процедуре проведения выборов различают прямые и непрямые. Выборы, при которых граждане непосредственно избирают членов соответствующего органа определяют как прямые. Непрямые выборы — избирательная система, при которой воля избирателя осуществляется специально избранными лицами — выборщиками или специальными органами. Непрямые подразделяются на косвенные и многостепенные. По уровню органов публичной власти, которые формируются путем выборов различаются федеральные, региональные, муниципальные. По основаниям проведения выборов различают очередные, досрочные, повторные, дополнительные и смешанные.

Принципами проведения выборов называют основные начала, определяемые законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в соответствии с которыми проводятся и организуются выборы, определяются их результаты. Граждане принимают участие в выборах добровольно на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основе принципа всеобщего избирательного права каждый гражданин Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными независимо от национальности, расы, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, пола, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям. Однако, несмотря на закрепление принципа всеобщности в каждом демократическом государстве закрепляются и определенные ограничения. В Российской Федерации к таким ограничениям относятся, во-первых, возрастной ценз, согласно которому для обладания активным избирательным правом нужно достичь возраста 18 лет. Ограничения для пассивного избирательного права имеют ряд особенностей: минимальный возраст для претендента на пост Президента РФ достигает 35 лет, для кандидата в депутаты Государственной Думы и кандидата в законодательные органы государственной власти субъектов РФ является возраст 21 год, для кандидатов на выборах в органы местного самоуправления — 18 лет. Максимальный возраст кандидатов устанавливать запрещено Федеральным избирательным законом. Во-вторых, ценз гражданства, который предполагает право избирать и быть избранным как гражданам Российской Федерации, согласно статьям 32, 81, 97 Конституции РФ, так и в некоторых случаях иностранным гражданам по статье 130. Активное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления предоставляется иностранцам, достигшим 18 лет, которые преимущественно проживают на территории данного муниципального образования. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Данные граждане могут быть избранны в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ, но граждане России, которые имеют вид на жительство в иностранном государстве, могут быть членами избирательных комиссий. В-третьих, ценз оседлости единственное ограничение на обладание пассивного избирательного права, кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории РФ не менее 10 лет. В-четвертых, ценз военной службы, в соответствии с данным ограничением военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства военнослужащих до призыва на службу не располагалось на территории данного муниципального образования, не включаются в списки избирателей, также не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления. В-пятых, не имеют права голосовать граждане, которых суд признал недееспособными, также, лица которые содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. Следующим принципом является принцип равного избирательного права, который предполагает равную возможность воздействовать на результаты выборов для каждого избирателя, также гарантией является то, что выборы проводятся в округах примерно с равной численностью избирателей. Принцип прямого избирательного права предполагает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно, лично; также запрещается передача права голоса на выборах. Принцип тайного голосования состоит в исключении какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Принцип добровольности предполагает, что участие в выборах в России является добровольным и свободным, то есть никто не может принудить избирателей к участию или неучастию в выборах. Принцип обязательности означает, что выборы являются необходимым и легитимным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Принцип периодичности связан с временными рамками полномочий представительных органов публичной власти и предполагает, что выборы должны проводиться через определенные промежутки времени, таким образом данный принцип препятствует незаконному продлению срока обладания власти в одних руках. Альтернативность выборов предполагает возможность избирателям осуществлять выбор из нескольких кандидатов на состязательной основе. Наконец, принцип открытости и гласности предполагает, честность и конкурентноспособность выборов, а также не допускает возможность обмана в процессе проведения выборов.

Чтобы разобраться в процессе проведения выборов необходимо изучить избирательный процесс. Избирательный процесс — это упорядоченная совокупность последовательных стадий, которые регламентируют процедуру организации и проведения выборов в России, урегулированная конституционно-правовыми нормами. Этапы подготовки и проведения выборов, которые обеспечивают реализацию избирательных прав граждан России, называют стадиями избирательного процесса, среди них выделяют следующие:

– Назначение выборов — выборы назначаются Президентом Российской Федерации или Советом Федерации, также выборы могут быть назначены органом государственной власти субъекта РФ либо местного самоуправления.

– Составление списков избирателей — содержание данной стадии составляет учет граждан Российской Федерации, которые обладают активным избирательным правом.

– Образование избирательных округов — на данном этапе избирательного процесса, определяется от каких территориальных округов избираются депутаты представительных органов или должностные лица государственной власти либо местного самоуправления.

– Образование избирательных участков — предполагает образование территориальных единиц, в которых пройдет голосование и подсчет голосов.

– Образование избирательных комиссий — формируются избирательные органы, которые осуществляют подготовку и проведение выборов в России. В Российской Федерации действуют избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, муниципальных образований, окружные, территориальные, участковые комиссии.

– Выдвижение и регистрация кандидатов — данный этап представляет собой избирательные процедуры, связанные с реализацией пассивного избирательного права гражданами России.

– Информационное обеспечение выборов — на данной стадии предполагается информирование избирателей, предвыборную агитацию, а также способствование волеизъявлению граждан.

– Проведение голосования — этап избирательного процесса на котором непосредственно проводится волеизъявление граждан.

– Подсчет голосов — процедура по определению результатов выборов.

– Установление результатов выборов — содержание данной стадии представляет собой установление факта достижения или недостижения цели выборов.

– Опубликование результатов выборов — на данном этапе происходит обнародование результатов голосования.

– Организационно-контрольная стадия — включает в себя хранение, передачу в архив и уничтожение избирательных документов.

В случае нарушения законодательства о выборах возможно проведение дополнительного этапа — повторного проведения выборов.

Выборы представляют собой наиболее древний способ наделения лиц властными полномочиями. Выборы выполняют целый ряд социальных функций, к таким относятся обеспечение легитимности, а также возможность мирной смены политических элит или высших должностных лиц, что обеспечивает появление во власти новых сил. Однако, выборы нельзя назвать идеальным способом наделения полномочиями. К числу недостатков данной системы можно отнести недостаточный уровень компетентности состава избираемых органов, манипулирование общественным мнением, монополизация избирательного процесса политическими партиями и так далее.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12.06.2002 N 67-ФЗ
  3. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К65 В. И. Фадеев. — Москва: Проспект, 2013.
  4. Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 196–198.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, выбор, местное самоуправление, избирательный процесс, орган, Россия, государственная власть, гражданин России, иностранное государство, проведение выборов.


Задать вопрос