В данной научной статье анализируется референдум как форма непосредственного волеизъявления граждан. Автором подчеркивается, что данное волеизъявление осуществляется посредством голосования по наиболее значимым вопросам общественного, регионального или местного масштаба.
Ключевые слова: референдум, народовластие, непосредственная демократия, выборы, голосование.
Для более объективной характеристики сущности референдума как института избирательного права обратимся к определению термина «референдум». Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» и буквально означает «то, о чем нужно сообщить».
Большой юридический словарь трактует референдум как важнейший институт прямой демократии и констатирует то, что в отличие от выборов референдум касается не кандидата или списка кандидатов на конкретную должность, а конкретного вопроса, по которому проводится референдум: закон, законопроект, конституция, конституционная поправка, вопрос о международном статусе страны, внутренний вопрос.
Б. А. Страшун определяет референдум следующим образом: «Референдум есть голосование выборщиков, которым принимается решение государственной или местной власти» [3]. Во многих работах о прямой демократии референдум обычно рассматривается лишь как одна из ее форм. В этом контексте следует сделать ссылку на законодательное определение термина референдум. Так, в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ указано, что референдум и свободные выборы являются «высшим непосредственным выражением власти народа» [1].
Статья 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» определяет референдум Российской Федерации как общероссийское голосование граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, по вопросам референдума, имеющим общегосударственное значение [2].
Выделим основные признаки референдума:
— референдум — форма прямого осуществления гражданами своей власти;
— референдум выражает волеизъявление большинства голосующего населения исключительно путем голосования;
— законопроекты выносятся на референдум, которые в свою очередь могут быть изменены или отменены только новым решением референдума;
— решение принимается на референдуме, которое, в свою очередь, не требует утверждения каким-либо иным органом власти и вступает в силу с момента официального опубликования результатов референдума. Решение по тому или иному вопросу может быть принято только путем альтернативного референдума.
Факультативная форма референдума касается вопросов, решение по которым может быть принято без его проведения и вынесение его на референдум необязательно. По характеру принимаемого решения референдумы делятся на следующие виды [4]:
— обязательные и рекомендательные;
— утверждать и отклонять;
В зависимости от темы референдума различают:
— Конституционный — данный референдум проводится при принятии новой конституции или изменении действующей;
— Законодательный — данный референдум используется для принятия закона или внесения в него изменений;
— Международное право — данный референдум проводится по пограничным вопросам, участию в международных организациях;
— Административный — данный референдум проводится по вопросам устройства территории государства и системы его органов.
Референдумы подразделяются по различным признакам.
По территориальному признаку референдумы делятся на общенациональные, региональные и местные референдумы. В общенациональном референдуме принимают участие все граждане, имеющие право голоса.
Региональные референдумы проводятся в федеральных землях на территории субъекта объединения. В пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц проводятся местные референдумы.
Соответственно, и решения, принимаемые на референдумах, различаются по сфере применения. В России, законодательством предусмотрены все три вида референдума: референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум. В зависимости от условий, необходимых для проведения референдума, они делятся на обязательные и необязательные. Мандаты связаны с необходимостью, установленной законом, и являются одним из способов принятия государственных решений.
Необязательный референдум проводится по инициативе субъектов, определенных законом. В зависимости от предмета референдума различают конституционный, правовой, международно-правовой и административный референдумы. Возможен конституционный референдум и обычный референдум. В первом случае на референдум выносится проект конституции или конституционной поправки. Плебисцит по другим вопросам, не имеющим конституционного значения, считается обычным. В зависимости от вида юридической силы решения референдума различают консультативный и обязательный (обязательный) референдум. Первый проводится для выяснения мнения населения по какому-либо вопросу, окончательное решение принимает орган, инициировавший референдум.
Постановления второго обязательны для исполнения всеми органами и лицами. Такие решения не требуют дополнительного согласия. Российское законодательство предусматривает только обязательный референдум.
Другая классификация референдума делит его на предпарламентский, постпарламентский и внепарламентский.
Предпарламенский референдум происходит до парламентского, то есть, до принятия закона парламентом, который хочет узнать мнение народа по этому вопросу путем голосования. После парламентского — как только закон будет одобрен парламентом и внесен на рассмотрение и утверждение на референдуме, следует внепарламентский референдум — когда законы принимаются на референдуме в отсутствие или в обход парламента, поскольку Президент не уверен в его поддержке. Различают утвердительный и аннулирующий референдум; решающий и совещательный референдум.
Следует отметить, что в научной литературе приводятся и другие классификации референдума. Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть одновременно всенародным, очередным, постпарламентским, аннулирующим, решающим и т. д.
С вышеуказанного, можно сделать вывод, что референдум является формой прямого волеизъявления граждан. Это волеизъявление принимает форму голосования по наиболее важным вопросам на общественном, региональном или местном уровне. Референдумы классифицируются по различным признакам. Наиболее распространены классификации по территориальному признаку, в зависимости от предмета референдума, по характеру юридической силы решений, принятых на референдуме. Референдумы также могут быть обязательными и необязательными. Классификация референдума помогает лучше понять содержание этого правового института.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// «СЗ РФ».2020. N 27. ст. 4196.
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ.2004. № 27. ст. 2701.
- Страшун Б. А. / Конституционное (государственное) право зарубежных стран: [В 4 т.] / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2005. — 312 с.
- Степанова А. А. Заметки о референдуме // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 25–31.