Ключевые слова: референдум, голосование, избирательное право.
Современная политическая система Российской Федерации предполагает множество способов участия граждан в политике государства. Действующей Конституцией закрепляется, что РФ является демократическим государством, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Но одного подобного закрепления данных принципов недостаточно для их полноценного осуществления. Человека необходимо наделить не только политическими правами, но и продуманными формами их реализации, которые будут признаваться, гарантироваться, а также защищаться со стороны государства. Основными политическими правами гражданина РФ является право на участие в референдуме, а также право на свободные выборы, которые является высшими непосредственными выражениями власти народа. Данная конституцией формулировка предопределила не только актуальность вопросов, связанных с референдумом, но и поставила данный институт в качестве одного из приоритетных объектов изучения современной юридической науки.
Референдум является важнейшим столпом демократически организованного управления, проводником воли народа, так как именно данный институт воплощает идею участия народа в осуществления власти на общенациональном и местном уровне.
Российский опыт проведения референдума не может похвастаться частым применением. В истории современной России было зафиксировано два референдума, проводившихся на федеральном уровне. Конституционный кризис 1992–1993 года стал причиной проведения на территории РФ двух общенациональных референдумов, назначенных на 25 апреля 12 декабря 1993 года. На первом Всероссийском референдуме было вынесено 4 вопроса: о доверии президенту Б. Н. Ельцину, об отношении к социально-экономической политике РФ, о проведении досрочных выборов главы государства и народных депутатов. На следующем федеральном референдуме была принята Конституция Российской Федерации [1, С.21].
За период с 1993 по 2019 год общенациональные референдумы не проводились, однако в 2020 возник вопрос о внесении поправок в ряд глав Конституции РФ. Закон РФ о поправке к Конституции от 14.03.2020 № 1–ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее — Закон о поправках) [2] вводит ранее неизвестную форму народовластия — Общероссийское голосование. Появление нового вида голосования породило вопросы о разграничении процедуры референдума и Общероссийского голосования (далее — голосование).
Если изначально возникает вопрос о целесообразности их разделения, то при анализе нормативного материала просматривается огромное количество существенных различий в порядке их организации и проведения.
В отличие от референдума, для которого предусмотрен ряд оснований его проведения, голосование проводится на основании решения Президента РФ, которое оформляется в виде указа.
Установки, связанные с определением ряда оснований, препятствующих инициированию процедуры референдума, а также различные ограничений, налагаемых на вопрос референдума, значительно усложняет возможность его использования. Для процедуры голосования не предусматривается подобных ограничений, поэтому оно может быть проведено в любое время и затрагивать неограниченный круг вопросов.
Много споров вызывает решение о введении ограничения на круг субъектов, которые могут организовывать наблюдение за проведение голосования. Если ст. 36 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее — Закон о референдуме) [3] предусматривает целый ряд субъектов, способных назначить наблюдателя, то п. 16 ст. 2 Закона о поправках гласит, что их может назначать только Общественная палата РФ или общественные палаты субъектов.
Следующее отличие в процедурном плане заключается в проведении агитации. Регламентации проведения агитации, касающейся вопросов референдума, посвящено большое внимание как со стороны Закона о референдуме, так и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4], но для агитационного периода и методов агитации в процессе Общероссийского голосования не устанавливается каких-либо ограничений.
Также различие заключается в юридической силе решения принятого посредством голосования. Если решения референдума устанавливаются определенные характеристики, то вопрос о значении решения, принятого посредством Общероссийского голосования остается открытым.
Учитывая, что Общероссийское голосование позиционируется как единичная акция, то говорить о замене им общенационального референдума не приходиться.
На основе анализа института референдума современной России можно заключить, что при достаточно широкой нормативной базе, регламентирующей порядок организации и проведения референдумов, практическое использование данного института в реальной конституционной практике весьма затруднено. Связано это как с наличием дефектов в правовом регулировании самого рассматриваемого института, так и нежелании властей идти на уступки и самим инициировать проведение референдума.
Одним из препятствий для периодического проведения референдумов для решения вопросов являются огромные финансовые траты на его организацию. Традиционный формат проведения референдума достаточно затратен, однако в ближайшем будущем с переходом в век информационных технологий может появиться возможность дистанционного голосования, что значительно упростит его проведение и расширит практику использования такой формы народовластия.
Несовершенство законодательства в области референдума также создает барьеры на пути развития данного института. Последние изменения, которые были в законодательство о референдуме, только усложнили процедуру организации референдума.
Изучив последние поправки, внесенные в законодательство о референдуме, можно прийти к выводу, что в подавляющем большинстве такие изменения направлены на усложнение порядка проведения референдума. Так если анализировать порядок проведения общенационального референдума, то можно увидеть, что для инициативы проведения референдума нужно было 1 миллионов подписей участников, а теперь их количество увеличилось в целых два раза. Если сбор подписей в субъектах сначала был ограничен 200 тысячами подписей участников, то впоследствии ограничение было уменьшено до 50 тысяч. Согласно п. 2 ст. 12 Закона об основных гарантиях на референдум уровня субъекта РФ накладываются дополнительные ограничения, которые связаны с предметами ведения РФ и ее субъектов. По мнению профессора С. А. Авакьяна, закон о референдуме изменили так, что фактически ни один вопрос не может быть вынесен на федеральный референдум.
Помимо, видимо, специального усложнения процедуры референдума законодатель не разрешает вопросы внутреннего противоречия ряда статей нормативных актов связанных с предметом референдума. Например, положения ФКЗ указывают, что вопрос, выносимый на референдум не должен противоречить Конституции РФ. Данное положение можно считать необоснованным, поскольку сама Конституция принята референдумом и поэтому институализировала волю многонационального народа. Поэтому, по мнению Толстика В. А, такой отказ народу путем референдума принимать решения, требующие в последующем внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ вряд ли легитимен, учитывая еще и то, что принятие новой Конституции предусмотрено именно путем референдума.
Помимо того, что список вышеперечисленных внутренних проблем института референдума можно продолжить еще на много пунктов вперед, нельзя не упомянуть, что ситуация также усугубляется всеобщим абсентивизмом в современном гражданском обществе.
Но даже с учетом данных проблем нельзя отказываться от референдума, так как он, безусловно, является важнейшим атрибутом демократического общества. Представляя собой форму непосредственной демократии, он наиболее полно раскрывает в себе возможности многонационального народа реализации принадлежащей ему власти. Именно референдум использовался в России, а также мировой практике, для наиболее легитимного решения важнейших вопросов государственного и общественного значения. Поэтому одним из ориентиров в развитии данного института демократии должно стать наиболее доступная возможность его реализации.
Литература:
- Гавриленко О. А. Анализ практики проведения референдума на территории РФ. / О. А. Гавриленко. — Текст: непосредственный // Вопросы студенческой практики.. — 2016. — № 6. — С. 20–27. (дата обращения 15.04.2023 г.);
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_346019/ (дата обращения: 15.04.2023);
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_48221/ (дата обращения: 15.04.2023);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения: 15.04.2023).