В статье автор исследует референдум как институт непосредственной демократии.
Ключевые слова: референдум, демократия, непосредственная демократия, народовластие, институт.
Одним из наиболее известных институтов прямой демократии является референдум.
Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства [1].
Референдумы могут проводиться на общенациональном, региональном и местном уровне. Вопросы региональных и местных голосований не должны предусматривать превышение той компетенции, которая предоставлена им положениями конституционных норм.
По необходимости проведения принято выделять обязательные или принудительные и необязательные или факультативные референдумы. На обязательные выносятся вопросы, которые согласно действующему законодательству иначе, кроме как референдумом, не могут быть рассмотрены. На факультативных же рассматриваются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно [2].
Так, например, согласно Конституции Швейцарии [3], страна в которой наиболее ярко прослеживаются черты прямой демократии, обязательным референдумами являются: изменения или полный пересмотр Союзной конституции; вступление в организации коллективной безопасности или наднациональные сообщества; объявленные срочными союзные законы, которые не имеют конституционного основания и срок действия которых превышает один год.
Факультативным являются: союзные законы; объявленные срочными союзные законы, срок действия которых превышает один год; федеральные решения, поскольку это предусмотрено Конституцией или законом; международно-правовые договоры.
В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 12 Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ), на обязательный референдум выносятся вопросы, установленные федеральным законом, Конституцией (уставом), законом субъекта РФ [4]. В основном это вопросы изменения статусов субъектов.
Вопрос по изменению или принятию новой Конституции, согласно ст.135, может быть принят как Конституционным собранием, так и вынесен этим собранием на всенародное голосование, следовательно, этот референдум будет являться факультативным.
Особенной разновидностью является референдум, который проводится по инициативе граждан. Так, согласно ФЗ, для проведения общенационального референдума в РФ необходима инициативная группа обязана собрать в поддержку инициативы в минимум половине регионов РФ не менее двух миллионов подписей за законопроект, который предлагается [4]. Такой подход сделан для того, чтобы постановка вопроса имела общегосударственный, а не местный характер.
В этом законе также установлен порядок вопросов и требований, при котором может быть проведён такой референдум. Так, он может быть проведён не только по решению важного вопроса, а также по принятию абсолютно любого закона, выдвигаемого народом.
Кроме этого, устанавливается процентный барьер для избирателей. В связи с этим, для принятия результатов референдума, необходимо чтобы его посетило более 50 % человек от общего числа имеющих избирательного права. Таким образом, данный институт имеет огромный ряд ограничений и практически не используется в РФ.
Таким образом, референдум является важным явлением демократического государства. Он может стать частью системы сдержек и противовесов, увеличивает роль народа в правотворчестве, позволяет непосредственно удовлетворять потребности граждан. Также он претворяет в жизнь главный принцип демократии — народовластие.
Но есть и минусы, так, например, В. Н. Руденко отмечает, что институт референдума подрывает основы современного парламентаризма, дестабилизирует систему разделения властей, исключает достижение компромиссов, финансово затратен, дестабилизирует общество, инструмент принятия консервативных решений [5].
Дополнительно можно отметить, что в современном обществе большинство граждан придерживаются позиции правового нигилизма, что выражается в отсутствии желания большинства населения участвовать в управлении государства. Вместе с тем, это не отменяет того факта, что такой механизм не должен существовать в любом государстве. Так, основной задачей государства должно стать повышение правосознания граждан и вовлеченности в дела государства.
Кроме этого, следует на законодательном уровне закрепить положения, в соответствии с которым проведение референдума будет признаваться обязательным.
Например, такими могли бы стать вопросы о вступлении государства в какие-либо международные органы, о частичном или полном пересмотре положений Конституции.
Литература:
- Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — С.124.
- Руденко В. Н. «Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты» // Екатеринбург: УрО РАН, 2003. C.128.
- Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. // [Электронный ресурс]: Конституции государств (стран) мира. — [сайт], URL: https://worldconstitutions.ru/?p=135
- Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2002. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки Том. гос. ун–та.
- Руденко В. Н. «Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты» // Екатеринбург: УрО РАН, 2003. C.156–159