Ключевые слова: избирательное право, принципы избирательного права.
В избирательном праве Российской федерации, также, как и в других отраслях права, его основой являются — принципы. Под организацией и проведением выборов, следует понимать правовые гарантии, за счет которых осуществляются гражданами их избирательные права, гарантируется исполнение честных и законных избирательных мероприятий. Есть разные принципы избирательного права, например, такие как: периодичность выборов, свобода выборов, объективность органов, которые реализуют проведение и организацию выборов, также обязательность и альтернативность выборов. [4, с. 55].
Объяснение принципа свободы выборов содержится также в Конституции Российской Федерации [1] в ч. 3 ст. 3, которая гласит, что данный принцип — один из базисов конституционного строя. Он представляется в двух формах:
1) это непринудительное и свободное участие гражданина в голосовании и выборах. Неприемлемым является как принуждение к участию в голосовании, так и к неучастию в нем;
2) это свобода волеизъявления при голосовании, то есть никто и ничто не может на него повлиять. Осуществление свободных выборов подразумевает их проведение с установленными интервалами при условии непринудительного волеизъявления граждан в условиях открытости и состязательности [6, с. 103].
В п. 33 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2], содержится принцип альтернативности выборов. Сущность его в том, что в случае, если в день выборов в избирательном округе число кандидатов, которые зарегистрированы, будет меньше числа депутатских мандатов или равное ему, либо только один кандидат, то в данных ситуациях голосование будет перенесено. Данный принцип обязательно должен исполняться на выборах депутатов и должностных лиц.
Следующий принцип — это независимость органов (избирательные комиссии), которые создаются для реализации и обеспечения защиты избирательных прав граждан. В деятельность данного органа не имеют права вмешиваться законодательные, исполнительные государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации и лица. Но помимо этих ограничений, вышеуказанные органы обязаны способствовать в осуществлении полномочий избирательных комиссий.
Под обязательностью выборов понимается, что они являются единственным законным средством, с помощью которого граждане принимают участие в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Данный принцип гласит, что указные органы и должностные лица обязаны проводить выборы в установленные сроки и не имеют право уклоняться от этого обязательства, переносить и отменять выборы. Новые выборы назначаются, по истечению срока полномочий депутатов и органов, которые проводит избирательная комиссия. [3, с. 83].
Выборы должны проводиться в установленные промежутки времени, то есть должны иметь периодичность. Это является немаловажным условием, чтобы выборы были демократичны и законны. Также, когда выборы проводятся с определенной периодичностью, это гарантирует законность продления срока полномочий на разных уровнях. В ст.8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отмечено, какие нормативно правовые акты содержат информацию о периодичности избрания определенных должностных лиц и органов. Но конкретных условий, определяющих периодичность выборов, российское законодательство не устанавливает. [5, с. 23, 24].
Принцип гласности. Под гласностью понимается осуществление открытой подготовки выборов, подсчет голосов и установления результатов голосования. Все результаты голосования должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации, либо иным способом.
Обязательное исполнение вышеуказанных принципов, предоставляют в полной мере реализовать гражданам и иным участникам, свои права и законные интересы. Наиболее важное значение составляет именно факт проведения и исполнение принципов в данной процедуре. В Российской Федерации, формально все перечисленные принципы действуют в полном объеме.
Но закон не идеален, и присутствуют некоторые аспекты, которые следовало бы пересмотреть. Например, в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прописано о допустимости безальтернативных выборов. Данный вариант выборов может применяться, если он установлен нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации. Безальтернативные выборы не полностью отвечают требованиям принципа альтернативности. Так как сама допустимость осуществления таких выборов может привести к фальшивому созданию альтернативности. В связи с этим, в данный закон следовало бы внести корректировки, где будет полностью отменена возможность проведения безальтернативных выборов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета, № 106, 15.06.2002.
- Иванченков Ю. В. Принципы избирательного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 12.
- Нудненко Л. А. Принципы пассивного избирательного права: система и взаимодействие с конституционными правами и свободами личности в России // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10.
- Безруков А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.
- Правовое государство: вопросы формирования / Яковлев В. Ф. М.: Статут, 2012.