Изменения в советском пенсионном обеспечении до периода радикальных реформ 90-х годов свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных изменений всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой уже через полгода принятия самостоятельного российского закона. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» по существу стал первым законом, в котором пенсионное обеспечение выделено в полностью автономную систему на законодательном уровне определены условия формирования государственного Пенсионного фонда, важнейшим условием являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации, обеспечивающий формирование автономного от государственного пенсионного бюджета осуществляющий управление этим бюджетом. Таким образом, из консолидированной системы социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная ветвь - пенсионная система. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым ПФР до настоящего времени руководствуется в своей деятельности. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» установил единую систему государственных пенсий в Российской Федерации. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения был признан труд и его результаты. Вместе с тем, проведенные на основе принятого закона реформы позволили лишь на начальных этапах обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышение по мере роста благосостояния населения Указанным законом обозначен первый этап реформирования пенсионной системы страны[1, с. 25].
В процессе перехода к рыночным отношениям, сопровождающимся кризисными явлениями в экономике и социальной нестабильностью, происходили систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным, как впрочем, и другим законодательством. Были нарушены как минимум два основополагающих принципа страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательской способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы по стране. Следствием этого явилась катастрофическая деформация обеспеченности финансовой системы. Уровень обеспеченности выплаты пенсий снизился со 100 - 120 % в дореформенный период до уровня 80 – 85 % в переходный к рыночным отношениям период. В результате пенсионная система, созданная в 1990 - 1991 гг., в значительной мере унаследовала социально-иждивенческий характер, что несмотря на все предпринятые косметические меры должно было привести к дестабилизации ее финансового положения. Именно это и случилось в 1995 г., когда возникли первые проблемы с невыплатой пенсий. Таким образом, первый этап пенсионной реформы в 1990-1995 гг. утвердил систему пенсионирования, которая, не успев реализоваться, начала морально устаревать. К 1995 г. доля граждан пожилого возраста в составе населения России достигла самого высокого уровня за период с 1959 г. и составила 20,6 %. На тот период более 30,2 млн. россиян относились к старшему поколению. Как и в других странах мира, старение населения стало заметным явлением, влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России еще не получило всесторонней оценки. Численность пенсионеров увеличилась за 1992 - 1996 гг. на 2,6 млн. человек. За этот же период экономически активное население уменьшилось на 2,9 млн. человек. Это сокращение совпало с отказом от государственной политики полной занятости, сопровождавшим переход экономики к рыночным отношениям, что в свою очередь, привело к еще большему сокращению числа занятых в экономике за 1992 - 1996 гг. - на 7,8 млн. человек. В результате постепенно ухудшилось соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров - стержневого показателя пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности» поколений, что сделало ее неустойчивой. Особенность кризиса российской пенсионной системы состоит в том, что неблагоприятные демографические тенденции совпали с негативными экономическими и социальными изменениями. В целях исправления сложившейся ситуации постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 была одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения. Впервые вопрос о реформировании пенсионной системы был поставлен на государственном уровне. Вступил в силу Федеральный закон от 27.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». В соответствии с ним был проведен эксперимент по персонификации, регистрация плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд начала осуществляться непосредственно в его органах. В результате была создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивающая информационную базу для мотивации уплаты взносов всеми работающими. В российский пенсионный закон были внесены изменения по установлению пенсий на основе данных индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, а позднее в этом законе закреплен один из важнейших страховых принципов пенсионной системы - исчисление пенсий из того дохода, который был использован при формировании финансовой базы этой системы[2, с. 30]. Сформирована тарифная политика Пенсионного фонда Российской Федерации. Федеральным законом от 21.07.1998 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с 1 февраля 1998 года был введен механизм исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Вместе с тем, наряду с позитивными сдвигами, второй этап реформирования пенсионной системы – 1995 - 2000 гг., характеризовался углублением финансового кризиса - появлением и быстрым нарастанием задолженности по выплате пенсий. Кроме того, на фоне глубочайшего кризиса не состоялась запланированная на 1996-1997 гг. подготовка нового пенсионного закона. Деятельность созданной Правительственной комиссии по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения оказалась малоэффективной и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.1997 № 652 она была упразднена. Вторая попытка осуществить реформу пенсионного законодательства предпринята принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463, которым была утверждена Программа пенсионной реформы и план подготовки нормативных правовых актов и организационных мероприятий в рамках очередного этапа реформирования на 1998 - 1999 гг. Данным планом был изменен подход к разработке нового законодательства, теперь предусматривалось подготовить «пенсионный пакет», включающий 6 законопроектов. Однако финансовый кризис в августе 1998 года замедлил темпы реализации запланированных мероприятий, законопроектные работы были пересмотрены и по содержанию и по срокам - три законопроекта были исключены, а три другие - дополнили «пенсионный пакет». Вместе с тем, в 1998-2001 гг. был завершен процесс персонификации, осуществлен переход на назначение пенсий по данным индивидуального (персонифицированного) учета. Указом Президента Российской Федерации от 08.02.2001 № 137 при Президенте РФ был образован Национальный совет по пенсионной реформе. В соответствии с решениями, принятыми на заседаниях совета, сформировался «пенсионный пакет» законопроектов, ставший основой радикальных перемен в пенсионной сфере. 2001 год завершился принятием трех основных Федеральных законов, действующих в Российской Федерации с 1 января 2002 г. На их основе создана новая модель пенсионной системы, в которой основная масса средств, как и прежде, направляется на финансирование выплаты пенсий старшему поколению населения страны[3, с. 12]. По своей сути и решаемым задачам эта модель является смешанной для переходного периода протяженностью не менее полувека. Главное в ней - создание системы учета персонифицированных обязательств государства перед каждым застрахованным лицом, чего не было ни в одной ранее принятой советской или российской пенсионной модели. Накопительный элемент по своим функциям в системе пенсионного страхования - это персонифицированный резерв для компенсации представителям молодых возрастных групп населения неблагоприятных изменений демографической ситуации, связанных с относительным ростом числа пенсионеров при относительном уменьшении числа работающих. Пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, во-первых, персонифицированы, во-вторых, напрямую зависят от размеров получаемых доходов. Иными словами, пенсия не просто назначается человеку, а зарабатывается им[4, с. 10]. В целях соизмеримости размеров пенсий будущих пенсионеров и получаемого ими в настоящее время дохода:
учитываются все заработанные человеком пенсионные права и, все уплаченные за него взносы на протяжении всех лет трудовой деятельности;
сняты ограничения по размеру зарплаты, учитываемой тоже на протяжении всей трудовой деятельности;
обеспечены равные для всех социальные гарантии материального обеспечения в виде базовой части трудовой пенсии по старости при страховом стаже продолжительностью не менее 5 лет.
Литература:
Бабич А.М., Егорова Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: Тезис, 1998, С. 67.
Груа Ж. О государственных пенсионных системах в странах СНГ. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М.: Издание бюро МОТ в Москве. 1999. С. 15.
Ланцев М.С. Основы страховой деятельности. М.: Изд-во БЭК, 2001, С. 25.
Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России. М.: Изд-во Дело, 2000. С. 28.