В первой половине XIX в. сформировались экономические и социально–политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России. За период с 1856 по 1860 г. в России возникло такое число акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие 20 лет. Развитие торгово-промышленной жизни России начала второй половины XIX столетия, особенно 1855 – 1859 гг., "о которых решительно все участники нашей промышленности и коммерческой деятельности говорят как о золотом времени" [1].
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их.
На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году) [2]. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах, приняло очень жесткие формы. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.
Исследуя законодательную базу Российской империи в пореформенный период, можно сделать вывод, что коммерческое законодательство также быстро развивалось. Происходит усиление роли банков и страховых учреждений, начинает преобладать акционерная форма предпринимательства. Так, "в начале XX в. было зарегистрировано пять крупных акционерных компаний. К началу XX в. действовало 1300 акционерных обществ, на долю которых приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции... К началу Первой мировой войны в России насчитывалось 2263 акционерных компаний". Активно развивались коммерческие акционерные банки, их количество к середине 1870-х гг. достигло 39 [3].
Юридическое регулирование предпринимательства осуществлялось по нескольким направлениям. Эти направления совпадали с отраслевой структурой предпринимательства: торговое, кредитно–банковское, страховое и так далее [4]. Изданы «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), Общий устав российских железных дорог (1885 год), Устав торговый (1887 год), Устав судопроизводства торгового, Устав вексельный (1862, 1902 годы), Устав о промышленности (1892 год), Устав горный (1893 год), Свод законов гражданских, Устав о прямых налогах, Устав кредитный, «Устав о торговой несостоятельности».
Устав торговый делился на три книги. Первая – о договорах и обязательствах, торговле свойственных, – содержала нормы о найме приказчиков, о торговой доверенности, товариществах; вторая книга посвящена морскому праву и третья – торговым установлениям, к которым относились правила о ярмарках, биржах, торговых книгах, о мерах и весе, о товарных складах и свидетельствах [5]. Торговый устав не охватывал торговый оборот в целом. Именно поэтому в 1887 г. в нем появилась ст. 1 "Права и обязанности, проистекающие из сделок и отношений, торговле свойственных, определяются законами торговыми. В случае недостатка этих законов применяются законы гражданские и принятые в торговле обычаи".
«Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), охватывал вопросы учреждения промышленных заведений, используя положения зарождающегося акционерного права, а также затрагивал вопросы размещения и строительства промышленных заведений на основе имеющейся нормативной базы. В главе первой «О праве учреждать заведения фабричные и заводские» Устава о промышленности были отражены наиболее важные моменты в учреждении промышленных заведений. Казенные заводы, фабрики и мануфактуры учреждались и содержались правительством, когда оно считало их необходимыми для потребностей государства или «полезными для народной промышленности», при этом частные заводы, фабрики и мануфактуры могли быть учреждены частными лицами, товариществами и компаниями как в городах, так и в уездах [6]. Для иностранных подданных было установлено ограничение на учреждение пороховых заводов и заводов, изготавливающих взрывчатые вещества, в соответствии с которым собственниками и содержателями, а также управляющими такими заведениями могли быть лишь русские подданные [7].
Глава вторая Устава о промышленности «О привилегиях на новые изобретения и открытия» содержала положения об открытиях, изобретениях или усовершенствованиях в искусствах, мануфактурах и ремеслах, а права изобретателя рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных или ремесленных изделиях, были отражены в главе третьей Устава о промышленности "О праве собственности на фабричные рисунки и модели". Особое внимание было уделено регулированию деятельности по реализации готовой продукции промышленных предприятий: функционированию выставок изделий мануфактур, фабрик и заводов была посвящена целая глава Устава о промышленности [8].
Следующим элементом предмета правового регулирования промышленного производства Российской империи можно считать процесс прекращения деятельности промышленных заведений, который был недостаточно урегулирован. Существовавшие нормы не носили системного характера и не отражали реальной ситуации в этой области. Определенная непоследовательность относительно реорганизации промышленных заведений прослеживалась при анализе некоторых статей Устава о промышленности.
С одной стороны, владельцам давалось право "усилить, уменьшить или вовсе уничтожить действие своего заведения, не давая в том никому отчета", при этом от владельца фабрики зависело – продать все заведение "в совокупности или по частям", с другой стороны, дробление фабрик, заводов и мануфактур при переходе от одного владельца к другому не приветствовалось [9]. Горные заводы со всеми их принадлежностями могли быть проданы или заложены исключительно "с ведома и дозволения Горного Департамента" [10]. Со стороны государства в той или иной мере предпринимались попытки по созданию норм в сфере урегулирования вопроса прекращения деятельности промышленных заведений, однако серьезной законодательной базы в рассматриваемый период так и не было создано.
В тоже время в этот период принимаются типовые «Торговый устав» и «Биржевой устав», «Вексельный устав» и «Устав о торговой несостоятельности». Многие дворяне, получив после реформы 1861 г. купеческие свидетельства, активно основывают собственное дело. Купечеством были получены привилегии: представление к императорскому двору, получение чинов, дававших дворянское звание.
Традиционным было оказание предпринимательству всемерной помощи со стороны государства, что приводило к подъему сельского хозяйства, промышленности и торговли. В царской России предпринимательству предоставлялись выгодные заказы, устанавливались льготы и предоставлялись привилегии. Так, например, благодаря такой поддержке "с 1876 – 1880 годов вплоть до 1913 года Россия имела непрерывный активный торговый баланс. С 1886 по 1913 год она вывезла товаров на 23,3 миллиарда золотых рублей, а ввезла только на 18,7 миллиарда рублей, т.е. обеспечила приток золота и валюты в страну на 6,6 миллиарда рублей. В этих условиях российский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы... По темпам роста промышленной продукции и производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив стремительно развивающиеся США" [11].
В заключении хотелось бы отметить, что отмена крепостного права в России стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация – капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.
После отмены крепостного права помещики–предприниматели и часть зажиточных крестьян, сумевших воспользоваться новой ситуацией, в некоторых регионах страны активно развивали товарное хозяйство. Сбор хлеба вырос за вторую половину XIX в. в два раза, хлебный экспорт России — в 5.5 раз (7324 млн. т). К 1890-м годам на рынок поступало 50% от чистого сбора хлебов. Землевладение постепенно, но неуклонно утрачивало исключительно сословный характер. К началу XX в. дворянство сохранило только 60% своей земельной собственности. Росло землевладение крестьян–предпринимателей. Вместе с тем далеко не для всей массы крестьян товарное рыночное хозяйство стало реальностью.
Литература
- Безобразов В.П. О некоторых явлениях денежного обращения в России в связи с промышленностью, торговлей и кредитом. – М., 1863. – С. 21.
- Орлова В.В., Полунова А.Ю., Щетинова Ю.А., Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. – М.: Простор, 1994г. – С.371
- Сметенин С.И. История предпринимательства в России. – М., 2004. – С. 96.
- Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства – СПб. 2003. – С.412.
- Нерсесов Н.И. Конспективный курс. Торговое право. С.22; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Казань, 1899. С.14.
- Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. – СПб., 1887. – Ст. 65 - 74.
- Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. – СПб., 1913. – Ст. 204, 241.
- .Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. – СПб., 1887. – Ст. 210 – 245.
- Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. – СПб., 1887. – Ст. 87, 88, 89.
- Устав горный. СЗРИ. Т. VII. – СПб., 1893. – Ст. 218.
- 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост., вступ. ст., примеч. О. Платонова; Указатель имен Ю. Башилова. – М., 1995. – С.31