К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Дулесова Н. Е. К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 24-27. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9618/ (дата обращения: 19.09.2018).



 

Конституции РФ возлагает на Правительство обеспечение единой государственной политики в области науки, разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. В Конституции РФ закреплен открытый перечень полномочий Правительства Российской Федерации (РФ), в том числе в сфере науки. Некоторые полномочия Правительства РФ могут быть возложены на него Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ. Для формирования и развития сегмента науки важны такие конституционные полномочия Правительства РФ, как: разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Госдуме отчета об исполнении федерального бюджета; обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ. [2]

Часть 2 статьи 114 Конституции Российской Федерации предопределяет необходимость принятия федерального конституционного закона, который должен устанавливать порядок деятельности Правительства РФ. Таким законом является Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», которым определяются основные принципы деятельности Правительства, порядок его формирования, полномочия во всех сферах общественной жизни страны (в том числе, в сфере науки), некоторые вопросы организации и обеспечения его деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и иными органами государственной власти. [1]

Согласно вышеуказанному закону Правительство Российской Федерации в сфере науки наделено следующими полномочиями: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Указанные полномочия носят общий, отрывочный и часто отсылочный характер, регламентируются федеральными законами и указами Президента РФ. Рассмотрим некоторые полномочия Правительства Российской Федерации, которые возложены на него Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими законами (Таблица 1).

 

Таблица 1

Перечень полномочий Правительства Российской Федерации в сфере науки, определенных в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Полномочие

Подзаконные акты Правительства

Установление порядка получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 23.04.2013 № 367 «Об утверждении Правил получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями»

Утверждение порядка присуждения ученых степеней

Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней»

Утверждение порядка присвоения ученых званий доцента и профессора

Постановление Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 «О порядке присвоения ученых званий»

Утверждение положения о докторантуре, включая порядок направления в докторантуру, требования к работникам, направляемым в докторантуру, сроки пребывания в докторантуре, а также размер и порядок ежемесячных выплат

Постановление Правительства РФ от 04.04.2014 № 267 «Об утверждении Положения о докторантуре»

 

Присвоение научным организациям статуса государственного научного центра

Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 797-р

«О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации»

Утверждение уставов государственной академии наук

Постановление Правительства РФ от 14.03.2014 № 187 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования»;

Постановление Правительства РФ от 28.05.2014 № 488 «О Российской академии архитектуры и строительных наук»;

Постановление Правительства РФ от 27.06.2014 № 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» и др.

Утверждение перечня иностранных научных организаций, порядок и критерии включения в перечень

Распоряжение Правительства РФ от 11.08.2014 № 1503-р «Об утверждении перечня иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых на территории Российской Федерации» и др.

Утверждение порядка подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях

Постановление Правительства РФ от 27.02.2014 № 152 «Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях»

Утверждение федеральных научных и научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники

Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы» и др.

и др.

Перечень полномочий Правительства Российской Федерации в сфере науки, закрепленных в 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации

Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных» и др.

Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами»

Установление ставок, порядка и сроков выплаты вознаграждений за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы

Постановление Правительства РФ от 04.06.2014 № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы»

и др.

Перечень полномочий Правительства Российской Федерации в сфере науки, закрепленных Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

Присвоение статуса наукограда муниципальному образованию

Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

Прекращение статуса наукограда муниципального образования

Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

Предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов

Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации»

и др.

Из приведенной таблицы видно, что большая часть полномочий Правительства в сфере науки реализуется в принятых подзаконных актах в 2013–2014 гг., что позволяет сделать вывод о формировании новой модели государственного управления в сфере науки.

Важно отметить, что перечень полномочий является открытым, например, в соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса РФ, Правительство утверждает правила отбора субъектов РФ, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков и пр.

Перечень полномочий Правительства РФ дополняется указами Президента РФ. Так, например, указами Президента Российской Федерации от 22.06.1993 № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации», от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительство наделяется правом устанавливать статус ГНЦ и пр. Итак, полномочия Правительства РФ в сфере науки могут быть установлены федеральными законами, актами Президента, регулирующими как частно-правовые, так и публично-правовые отношения.

Большая часть полномочий Правительства РФ в сфере науки связана с ведением процессов администрирования, управления научными учреждениями, имущественными комплексами (особенно, РАН), именно, эта сфера является наиболее проблемной и сложной. Правительство обязано создать эффективную административно-правовую модель управления наукой, которая приведет к достижению тех результатов, которые определены указом Президента РФ [5].

На наш взгляд, проблема административно-правового регулирования науки наслаивается на проблемы внутри самой российской науки. Отсутствуют четкие ориентиры в сфере научной деятельности, как следствие, отсутствует и четкая система административно-правового регулирования данного вида деятельности [3].

Административно-правовое регулирование в сфере науки должно быть смещено в научную среду, в максимальном привлечении экспертов, эффективного менеджмента в сфере науки, с целью формирования конкурентоспособности российской науки в мировом контексте. Более того, саморегулирование представляет собой наиболее эффективный метод управления в современных условиях [4].

Некоторая часть полномочий Правительства РФ связана с процессами планирования в сфере науки, а именно, принятием федеральных целевых программ, стратегий развития, что обусловлено принятием следующих федеральных законов: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Так, например, одним из основных принципов проведения промышленной политики является принцип интеграции науки, образования и промышленности.

В итоге можно отметить следующее:

Во-первых, полномочия в сфере науки Правительства Российской Федерации возлагаются многообразием разноотраслевых актов, что усложняет формирование единых концептуальных задач;

Во-вторых, необходимо обеспечить максимально эффективное административно-правовое регулирование научной сферы, с усилением принципа самоуправляемости субъектов научной деятельности;

В-третьих, необходимо совершенствовать систему государственного заказа, грантового финансирования, с обоснованием экспертного сообщества, эффективной коммерциализации НИОКР в рамках выполнения государственного заказа;

В-четвертых, необходимо привлекать бизнес-сообщество для формирования процессов планирования в сфере науки, с целью устранения архаичных моделей государственного управления наукой, повышения правовой культуры ученых с целью коммерциализации научных разработок;

В-пятых, необходимо в рамках реализации полномочий Правительства РФ в сфере науки сформировать оптимальный баланс, эффективное сочетание принципов частно-правовых и публично-правовых методов с целью интеграции российской науки в мировое научное сообщество в роли равного партнера.

 

Литература:

 

  1.              Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 108 с.
  2.              Маркеев А. И. Правовое регулирование инновационной деятельности: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2015. С. 45
  3.              Рац М. В., Котельников С. И. Наука реформирования и реформа РАН // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. N 4. С. 55–61.
  4.              Рыкова И. Н. Подходы к определению результативности научно-исследовательской деятельности в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. N 3. С. 73–88.
  5.              Чибинев В. М. Административно-правовое регулирование в сфере науки и образования // Мир экономики и права. 2011. N 8. С. 79.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, постановление Правительства РФ, сфера науки, указ Президента РФ, утверждение Положения, перечень полномочий Правительства, Конституция РФ, государственная поддержка, государственная научно-техническая политика, административно-правовое регулирование.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации, Указах и Распоряжениях

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В Конституции РФ нет четкого указания...

Постановления Правительства РФ как источники финансового...

Например, Постановление Правительства РФ от 14 июня 2012 г. N 591 "Об утверждении Правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и групп товаров, работ, услуг...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской...

Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ.... Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент, Советское Правительство, Правительство, Председатель Правительства, государственное...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент, Советское Правительство, Правительство, Председатель Правительства, государственное управление, государственная...

Указы президента России, принимаемые по вопросам...

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений... Российская Федерация, Конституционный Суд, Конституция, полномочие, Конституционный Суд РФ, Государственная Дума, президент, скрытое полномочие Президента, военное положение...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг...

Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ....

Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект Федерации, конституционная ответственность, Совет Федерации, ветвь власти, законодательный орган...

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации, Указах и Распоряжениях

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В Конституции РФ нет четкого указания...

Постановления Правительства РФ как источники финансового...

Например, Постановление Правительства РФ от 14 июня 2012 г. N 591 "Об утверждении Правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и групп товаров, работ, услуг...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской...

Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ.... Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент, Советское Правительство, Правительство, Председатель Правительства, государственное...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент, Советское Правительство, Правительство, Председатель Правительства, государственное управление, государственная...

Указы президента России, принимаемые по вопросам...

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений... Российская Федерация, Конституционный Суд, Конституция, полномочие, Конституционный Суд РФ, Государственная Дума, президент, скрытое полномочие Президента, военное положение...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг...

Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ....

Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект Федерации, конституционная ответственность, Совет Федерации, ветвь власти, законодательный орган...

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ...

Задать вопрос