Автор: Латыпова Раиля Тальгатовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2015

Статья просмотрена: 1071 раз

Библиографическое описание:

Латыпова Р. Т. Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 401-405.

 

Рассматриваются вопросы формирования электронного правительства в Самарской области. Стремление продвигать электронное правительство, чтобы предоставлять наиболее востребованные у граждан услуги в электронной форме в удаленном доступе, а также поддержание в гражданах заинтересованности в развитии электронного правительства.

Ключевые слова:электронное правительство, электронный документооборот

 

Необходимой составляющей совершенствования государственного управления стала концепция электронного правительства. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [1, с. 53].

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.

Система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде является частью системы «Электронного Правительства».

По-настоящему эффективность «электронного правительства» может быть использована только тогда, когда будет законодательная основа для создания и использования в деловой деятельности электронных документов (а также для их последующего долговременного архивного хранения).

Для успеха программы «электронного правительства» недостаточно решить технические проблемы: правовое и документационное обеспечение не только не должны отставать, но и идти впереди.

Первый шаг в формировании организационно-правовой основы обеспечения информационной открытости органов власти в России был сделан принятием Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» [3]. Постановление было принято как конкретизация основных положений ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии со ст. 3 указанного Закона, государственные органы обязаны создать собственные информационные ресурсы и предоставить условия для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.

Постановление № 98 предписывает федеральным органам исполнительной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов (согласно Перечню, утвержденному этим Постановлением), а также регулярного размещения этих информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. Перечень определил сведения, которые в обязательном порядке должны быть размещены на официальных сайтах государственных органов, входящих в число федеральных органов исполнительной власти.

До установления Правительством Российской Федерации порядка пользования официальными сайтами, порядка ведения реестров контрактов и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальными сайтами, такие порядок и требования устанавливаются в соответствии с Законом № 94-ФЗ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 931 [4] был утвержден новый подход к осуществлению обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти всех уровней, на основе создания общероссийского Государственного информационного центра. Конечной целью создания единой информационной системы является организация оказания государственных услуг гражданам и организациям через единый портал государственных услуг в сети Интернет.

Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года была разработана Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ и одобрена распоряжением Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р [5].

Таким образом, в России начался процесс формирования нормативной базы в сфере электронного правительства.

Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»[6]. В ней отмечается, что динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества.

В соответствии со Стратегией создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня − модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.

В 2009 году были приняты Федеральный Закон № 8-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 478[7].

Особый интерес в контексте Федеральный закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» представляет статья 13 «Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет». Факт принятия этого закона стал крайне важен для начала серьезной работы над обеспечением открытости органов власти. Однако процесс формирования нормативной базы находится еще в самом начале своего развития. Это подтверждает тот факт, что основные нормативные документы, относящиеся к вопросам развития электронного правительства в России, имеют статус концепций.

Распоряжением Правительства РФ № 1555-р от 17 октября 2009 г. «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» [8] установлено, что методическое обеспечение перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде осуществляется Минкомсвязью РФ и Минэкономразвития РФ.

Перечень мер, осуществляемых на этапах перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, предусмотрен приложением к Плану.

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, утвержден Распоряжением Правительства России от 17 декабря 2009 г. № 1993-р[9]. Согласно перечню в числе первоочередных в электронном виде будут предоставляться услуги в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, услуги в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р была утверждена Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»[10].

Одной из задач Программы является построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе: формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия; создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени. Задача информатизации и, в частности, повсеместного введения юридически значимого электронного взаимодействия влечет за собой необходимость решения задач, как правового характера, так и решения задач научно-технических.

Для повышения эффективности государственного управления была создана единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система «Управление». Постановлением Правительства РФ № 1088 определены задачи автоматизированной информационной системы «Управление»: обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, а также при планировании деятельности этих органов; осуществление мониторинга, анализа и контроля исполнения, принятых указанными органами решений, реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, выполнения приоритетных национальных проектов, реализации мероприятий по оздоровлению российской экономики, процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, социально− экономического развития субъектов Российской Федерации, эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к системам электронного документооборота федеральных органов власти утвержденыПриказом Минкомсвязи РФ «Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих, в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения»[11]. В документе дано определение СЭД ФОИВ, затем идет требование об интегрируемости СЭД с системой межведомственного электронного документооборота. Система электронного документооборота федерального органа государственной власти должна поддерживать управление документами на протяжении всего их жизненного цикла.

Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» устанавливает перечень унифицированных процедур, позволяющих федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов, предоставляющим государственные услуги, организовать и осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг.

Один из последних документов, обеспечивающих нормативно − правовую базу создания электронного правительства — Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»[12].

С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок организации деятельностимногофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Многофункциональный центр организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В многофункциональном центре обеспечиваются:

                     функционирование автоматизированной информационной системы;

                     бесплатный доступ к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

                     возможность оплаты государственных и муниципальных услуг.

Для организации взаимодействия с заявителями помещение центра делится на следующие функциональные секторы (зоны):

                     сектор информирования и ожидания;

                     сектор приема заявителей.

В настоящее время можно констатировать, что в России пройден первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства. Основными проблемами, которые препятствуют развитию электронного правительства, являются не технологические вопросы, а вопросы формирования адекватной организационно-правовой базы для легитимизации процессов электронного взаимодействия граждан и власти, а также проблемы отсутствия законодательной базы для создания системы электронной идентификации, как электронного документа, так и гражданина.

Что нас ждет в ближайшем будущем? Прямо сейчас начинают вводиться электронные счета-фактуры, которые окажут большое влияние не только на деловую активность, но и на взаимоотношения с контролирующими органами. В ближайшее время может появиться электронный нотариат, который способен кардинальным образом изменить наиболее ответственные деловые процессы, связанные с правами собственности, недвижимостью и т. д.

Существует ещё несколько моментов, которые приходится учитывать при реализации программы электронного правительства − задачи, стоящие перед программой электронного правительства, требуют выхода за рамки организационно-распорядительной, бухгалтерской и налоговой документации. Использование других видов электронных документов также должно быть законодательно урегулировано.

Особое внимание придется уделить правовому статусу государственных баз данных и содержащейся в них информации. Это желательно сделать как можно скорее, поскольку уже сейчас на основании сведений из баз данных осуществляются юридически значимые действия.

Многие документы, создаваемые в процессе государственной деятельности, фиксируют «долговременные» права и обязанности государства, организаций и граждан.

Без обеспечения надежной сохранности таких документов применять и хранить их только в электронном виде рискованно.

Создание электронного правительства в РФ должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между гражданином, бизнесом и обществом с одной стороны и государством, с другой. Развитие электронного правительства должно способствовать развитию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

 

Литература:

 

  1.                Фионова, Л. Р. Предоставление государственных услуг в электронном виде [Текст] / Л. Р. Фионова, М. А. Катышева, А. Н. Медведев // Делопроизводство. — 2012. — № 1.
  2.                Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р
  3.                «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 − 2020 годы)"(С последними изменениями и дополнениями от 26 декабря 2013 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс] − М., 1992−2014. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157067 − Заглавие с экрана.
  4.                Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. − 2003. − № 7. Ст. 658.
  5.                Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] — М., 1990−2013. − Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92518/ − Заглавие с экрана.
  6.                Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» // Российская газета 2008. 16 февраля. № 34
  7.                Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» // Российская газета 2008. 16 февраля. № 34
  8.                Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организации по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] — М., 1992–2013. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/24/koncepciya−dok.html.
  9.                Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» // Российская газета 2008. 16 февраля. № 34
  10.            Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организации по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] — М., 1992–2013. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/24/koncepciya−dok.html.
  11.            Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» (с изменениями от 08.08.2010, 28.12.2011) // Информационно-правовой портал «Гарант [Электронный ресурс] — М., 1990−2012. − Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96475/ − Заглавие с экрана.
  12.            Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов российской федерации и муниципальными учреждениями и организациями» / Сайт «Правовая система «Референт» [Электронный ресурс] — М., 2013. − Режим доступа: http://www.referent.ru/1/163871 − Заглавие с экрана. В ред. Распоряжений Правительства РФ от 07.09.2010 N 1506-р, от 28.12.2011 N 2415-р.
  13.            Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р. О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы) // СЗ РФ. − 2010. − № 46. Ст. 6026. В ред. В ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2011 г. N 399.
  14.            Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 года № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (с изменениями и дополнениями от: 8 сентября 2011 г., 28 декабря 2012 г.) // Информационно−правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] — М., 1990−2013. − Режим доступа: http://base.garant.ru/197043/− Заглавие с экрана.
  15.            Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 2 сентября 2011 года № 221 «Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих, в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения» // Правовой сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — М., 1997−2013. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121840 — Заглавие с экрана.
  16.            Постановление Правительства РФ от 28.12.2011г. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» // Правовой сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — М., 1997−2013. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135623 — Заглавие с экрана. В ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2012 N 928.
  17.            Официальный сайт «Правительство Российской Федерации» [Электронный ресурс] М., 2013. — Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/22122/ − Заглавие с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, исполнительной власти, электронного правительства, Постановление Правительства, государственных услуг, органами исполнительной власти, федеральных органов исполнительной, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, Режим доступа, органов государственной власти, Президента Российской Федерации, государственных органов, в электронном виде, Электронный ресурс, Распоряжение Правительства, органов власти, Постановление Правительства Российской, государственных и муниципальных услуг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос