Авторы: ,

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Сараева Н. М., Немечкин В. Н. Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 554-556. — URL https://moluch.ru/archive/148/41573/ (дата обращения: 22.05.2018).



Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации. Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации, Указах и Распоряжениях Президента Российской Федерации, а также федеральных законов, основными которыми являются ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ № 184 от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ № 82 от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Ключевые слова: национальная политика, национальная принадлежность, межнациональные отношения, права коренных народов

Сущность национальной политики государства заключается в управлении этнонациональными процессами в обществе. Реализация национальной политики заключается в участии государства в решении актуальных национальных проблем, координации с интересами всего сообщества интересов всех входящих в состав государства народов. В рамках проведения национальной политики осуществляется формирование целей её реализации, определяются формы и методы достижения поставленных задач, привлекаются к её осуществлению представители всех национальностей, которые проживают в данном государстве.

Государственная национальная политика основывается на различных нормативных правовых актах.

Согласно, части 1 статьи 26 Конституции устанавливается, что каждый человек обладает правом определять и указывать свою национальную принадлежность [1]. Не у кого не имеется права принуждать гражданина к определению и указанию своей национальной принадлежности. Право сохранять и развивать национальные особенности личности входит в состав основных, неотчуждаемых прав человека. Эти права зафиксированы, в том числе, в основных международно-правовых документах. В связи с этим, в части 2 этой статьи закрепляется право каждого человека на свободное использование родного языка в общения, воспитании, обучении и творчестве [3].

К ведению федеральных органов государственной власти согласно Конституции России относится регулирование и защита прав национальных меньшинств. Таким образом, народы Российской Федерация получили гарантии соблюдения государством всей совокупности прав в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Право на национально-культурную автономию имеется у всех российских народов (этносов), независимо от того имеют они свои государственные и административные образования или не имеют. В равной степени как численно крупным народам, так и малочисленным народам предоставлено право на национально-культурную автономию.

Равенство прав и свобод человека независимо от национальности, языка, расы, отношения к религии, места жительства, убеждений, принадлежности к объединениям закреплено и гарантировано ст. 19 Конституции. В этой же статье Конституции РФ любые формы ограничения прав граждан по признакам языковой, национальной, расовой, социальной и религиозной принадлежности запрещены.

Реализация государством принципа равноправия различных национальностей, позволяет судить о степени демократичности, как государства, так и общества в целом.

Согласно ст. 26 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Другими словами, каждый гражданин обладает личным правам указывать свою принадлежность к определённому народу. Этим правым любой гражданин РФ может воспользоваться или не воспользоваться. При этом ни у кого, включая государственные органы и органы местного самоуправления, не имеется права без согласия этого человека делать записи о его национальной принадлежности. Таким образом, только самим человеком может быть определена его национальная принадлежность.

Из ст. 68 Конституции Российской Федерации вытекает, что права человека в ряде случаев определяются и защищаются в связи с правами народа. Согласно этой статье для всех народов гарантируется право на сохранение родного языка, а также создание условий для его изучения и развития.

Права коренных малочисленных народов гарантируются ст. 69 Конституции. Международное сообщество такие народы относит к числу наименее защищённых.

Первым федеральным законом, в котором были определены правовые основы национально-культурной автономии в России, явился Федеральный закон «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ, вступивший в силу 17 июня 1996 года. Принятие этого федерального закона было продиктовано особенностями многонационального населения России, так и соответствующими требованиями Конституции Российской Федерации.

На основании Конституции РФ в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ были определены правовые основы национально-культурной автономии в России и созданы правовые условия для осуществления взаимодействия между государством и обществом, защиты национальных интересов граждан РФ, согласно выбранным ими формам своего национально-культурного развития.

Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на положениях следующих нормативных правовых актах:

Конституция Российской Федерации,

Указ Президента Российской Федерации № 1666от 19.12.2012 г. «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»,

Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»,

Указ Президента Российской Федерации № 808 от 24.12.2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики»,

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р, от 17.11.2008 г., определяющего концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2403-р от 29.11.2014 г., определяющего основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года,

ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

ФЗ № 184 от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,

ФЗ № 82 от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Государственная национальная политика Российской Федерации призвана решить следующие цели [2]:

– упрочить общероссийское гражданское самосознания и духовную общность многонационального народа Российской Федерации;

– сохранить и развить этнокультурное многообразие народов России;

– гармонизировать национальные и межнациональные отношения;

– обеспечить равные права и свободы человека и гражданина независимо от его национальности, расы, языка, религиозных взглядов и других обстоятельств;

– обеспечить успешную социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

В качестве приоритетных направлений формирования государственной национальной политики Российской Федерации рассматриваются:

– повышение уровня эффективности государственного управления в рамках государственной национальной политики Российской Федерации;

– создание условий, позволяющих обеспечить межнациональный мир и согласие, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений;

– создание условий, позволяющих обеспечить равные права для всех граждан, реализацию конституционных прав граждан в рамках государственной национальной политики Российской Федерации;

– обеспечение культурной и социальной адаптации мигрантов, позволяющей им легче интегрироваться в общество;

– формирование социально-экономических условий, способствующих повышению уровня эффективности реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

– обеспечение укрепления единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации;

– формирование условий для сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России;

– обеспечение прав народов России в социально-культурной сфере;

– формирование условий для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, развития образовательной системы;

– создание для каждого народа России условий, способствующих сохранению и развитию его родного языка;

– обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации с помощью развитой информационной инфраструктуры;

– повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества государственных и муниципальных органов;

– создание условий для развития международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Таким образом, государственная национальная политика в РФ способствует гармонизации межнациональных отношений, укреплению общероссийской гражданской идентичности, сохранению и развитию этнокультурного и языкового многообразия народов России. Каждый народ в России, независимо от того, находится ли он в большинстве или составляет в нем меньшинство, обладает правом самостоятельно определять направления развития своего родного языка, культуры, обычаев, традиций.

Литература:

  1. Гильмуллина Д. А. Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации / Д. А. Гильмуллина// Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2013. –Выпуск № 4. — С. 255–259.
  2. Даудов А. Х. Сущность и особенности национальной политики в России: история и современность / А. Х. Даудов // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского факультета, 2013. — Выпуск № 15. — С. 7–16.
  3. Ильин В. И. механизмы реализации государственной национальной политикив Российской Федерации / В. И. Ильин // Среднерусский вестник общественных наук, 2012. — Выпуск № 2. — С. 105–117.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, политики Российской Федерации, государственной национальной политики, национальной политики Российской, Российской Федерации», Президента Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Указ Президента Российской, народа Российской Федерации, малочисленных народов Российской, народов Российской Федерации», Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации», власти субъектов Российской, многонационального народа Российской, Распоряжение Правительства Российской, органов государственной власти, коренных малочисленных народов, «Об общих принципах, приоритеты государственной национальной.


Ключевые слова

межнациональные отношения, национальная политика, национальная принадлежность, права коренных народов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос