Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Денисова Е. А. Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7719/ (дата обращения: 19.10.2018).

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Финансовый контроль, являясь одним из направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований, охватывает собой все звенья финансовой системы. Законодательство о публичном (государственном и муниципальном) финансовом контроле является важной частью финансового законодательства, и оно не раз, в том числе в последнее время, становилось предметом исследования российских юристов. Государственный финансовый контроль, будучи видом юридической деятельности, осуществляется в правовой форме, что подразумевает определение в нормативных правовых актах полномочий органов финансового контроля, форм и методов их реализации. Правовому закреплению подлежит не только материальное существо финансового контроля, но и его процедурно-процессуальные формы, которые нацелены на обеспечение законности, эффективности и обоснованности деятельности субъектов финансового контроля.

Значение финансового контроля для публичных финансов и государственного хозяйства делает высший орган финансового контроля одним из институтов конституционной экономики. В Конституции РФ вопросам организации и деятельности СП РФ посвящены положения, содержащиеся в статьях 101, 102 и 103 [1].

Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Финансовый контроль как метод управления общественными финансами — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Изменения, которые в июле 2013 года через соответствующие поправки в БК РФ (далее — БК РФ) были внесены в институциональную структуру государственного и муниципального финансового контроля, привели к многочисленным и существенным изменениям законодательства о публичном финансовом контроле на всех трех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном, которые требуют оперативного осмысления и комментирования.

Согласно новой редакции главы 26 раздела 9 БК РФ «Основы государственного (муниципального) финансового контроля» одноименные виды контроля осуществляются в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере [2].

По новой классификации государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Все эти виды контроля реализуются органами государственной и муниципальной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

В старой редакции раздела 9 БК РФ предварительный контроль осуществлялся в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, что соответствовало сути данного вида контроля. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, что более соответствует понятию текущего финансового контроля. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. В данном случае определение последующего контроля стало содержательным, а сама норма представляется комплексной и отражающей цели бюджетного законодательства.

В новой редакции анализируемый раздел отличается четким определением элементов контроля и механизмов реализации контрольных полномочий. Это относится, например, к понятию объектов государственного (муниципального) финансового контроля. Недостатком норм об объекте контроля является их определение через простое перечисление подконтрольных лиц, но с установлением условий, по которым они становятся объектами контроля. К методам осуществления финансового контроля отнесены проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Впервые в БК РФ не только названы методы контроля, но и приводятся их дефиниции.

В этой же рассматриваемой главе БК РФ появилась статья, посвященная представлению и предписаниям органов государственного (муниципального) финансового контроля — документам, которые могут быть приняты по итогам проведенного контроля и в случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства РФ, финансовой дисциплины. Относительно вопросов наделения финансовых органов субъектов федерации полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в бюджетной сфере.

Минфин России, предваряя все вопросы, дал свои пояснения. Согласно разъяснениям Минфина России в БК РФ не установлен закрытый перечень полномочий финансовых органов, а в соответствии со статьёй 165 БК РФ Минфин России, помимо полномочий по составлению и организации исполнения федерального бюджета, обладает и другими бюджетными полномочиями. Правда ссылка идет на полномочия Минфина России, а не финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований [3].

Кроме того, отметим, что в 2013 году был принят новый Федеральный закон «О Счётной палате РФ», который значительно расширил полномочия данного контрольного органа [4]. Были чётко обозначены механизмы правового воздействия на участников финансово-контрольных отношений в целях реализации предоставленных Счётной палате РФ прав. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности названы проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Ревизия определяется в главе 26 БК РФ как комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Целью ревизии является установление правомерности использования бюджетных средств. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Такое деление применяется и в налоговых проверках в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Видимо, такая структуризация проверки воспринята российским законодателем с учетом позитивного опыта работы налоговых органов по осуществлению налогового контроля. Обследование в БК РФ сформулировано как анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Полагаем, более корректным было бы дать определение обследования через осмотр и наблюдение. Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Как видим, Счётная палата РФ использует также относительно новые методы в отечественной юридической практике как анализ и мониторинг, что соответствует контрольным полномочиям СП РФ.

В Федеральном законе «О парламентском контроле» Счётная палата РФ названа органом парламентского контроля, а также подтвержден ее статус конституционного органа государственного финансового контроля [5]. Отметим, что согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В статье 269.1 БК РФ определяются полномочия Федерального казначейства: осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Следует отметить, что БК РФ не содержит детальной процессуальной регламентации порядка привлечения лиц к ответственности за совершение правонарушений в финансовой сфере; не формулирует права и обязанности участников процесса по делам о бюджетных правонарушениях. Так, в соответствии с частью 4 статьи 306.2 БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с действующими положениями БК РФ. Формально-юридическим основанием применения бюджетных мер принуждения является уведомление о применении этих мер, составленное органом государственного (муниципального) финансового контроля, обязательное для рассмотрения финансовым органом.

Изменения в правовом регулировании бюджетного контроля, вступившие в силу с 01 января 2014 г., должны быть оценены позитивно в том плане, что многие ключевые понятия бюджетного контроля впервые определены законом. Р. Е. Артюхин отмечает, что вопросы совершенствования правовых основ и методов государственного финансового контроля весьма важны. Это связано с активной реализацией мероприятий, направленных на противодействие коррупции в бюджетной сфере и в сфере закупок, поскольку предотвращение нарушений в этих областях напрямую зависит от эффективности внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. По его мнению, усиление контроля оправданно в связи с переходом РФ к программному бюджету и соответствует целям государственной политики [6].

Следует всё же отметить, что процедуры бюджетного контроля, в отличие от его материальной составляющей, так и не получили законодательного закрепления. Уровень правового регулирования процедур бюджетного контроля значительно повысился, что является, на наш взгляд, показателем возникшей у государства и давно требуемой обществом заинтересованности в осуществлении бюджетного контроля.

Таким образом, концептуальные изменения коснулись как внешнего, так и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. Основная цель принятых федеральных законов и внесённых изменений — это предотвращение нарушений при использовании бюджетных средств путем противодействия коррупции, которая будет зависеть от эффективности работы внешнего, внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. Поправки приводят к необходимости в кратчайшие сроки привести нормативно-правовые источники государственного контроля в соответствие с новыми положениями бюджетного законодательства.

 

Литература:

 

1.         Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета. — 2009. — № 7.

2.         Бюджетный кодекс РФ: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: по сост. на 26 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.

3.         Письмо Министерства финансов РФ от 25 сентября 2013 года № 02–07–10/39742 «О возможном наделении финансовых органов субъектов РФ полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений» [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 24.02.2015).

4.         О Счётной палате РФ: федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 41-ФЗ: по сост. на 04 ноября 2014 г. // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1649.

5.         О парламентском контроле: федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 77-ФЗ: по сост. на 04 ноября 2014 г. // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 19. — Ст. 2304.

6.         Ялбулганов А. А. Новый категориальный аппарат государственного финансового контроля / А. А. Ялбулганов // Финансовое право. — 2014. — № 8. — С. 10–16.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль, бюджетная сфера, проверка.

Похожие статьи

Правовые основы муниципального финансового контроля

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль. Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой...

Пути совершенствования финансового контроля в России

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале... финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата...

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности...

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, Счетная палата РФ, Счетная палата, противодействие коррупции, проблема коррупции, том, федеральный бюджет, борьба. Тенденции развития внешнего государственного...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный...

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль.

Аудит эффективности в системе государственного финансового...

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Аудит эффективности бюджетных средств...

Полномочия Федерального казначейства как органа...

Данный контроль, заключающийся в постоянной проверке соблюдения распорядителями бюджетных средств финансовой

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правовые основы муниципального финансового контроля

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль. Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой...

Пути совершенствования финансового контроля в России

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале... финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата...

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности...

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, Счетная палата РФ, Счетная палата, противодействие коррупции, проблема коррупции, том, федеральный бюджет, борьба. Тенденции развития внешнего государственного...

Государственный финансовый контроль как инструмент...

финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный...

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Актуальные проблемы развития государственного финансового...

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль.

Аудит эффективности в системе государственного финансового...

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Аудит эффективности бюджетных средств...

Полномочия Федерального казначейства как органа...

Данный контроль, заключающийся в постоянной проверке соблюдения распорядителями бюджетных средств финансовой

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

Задать вопрос