Одним из архиважных финансовых документов Российской Федерации, безусловно, является федеральный бюджет, который отражает превалирующее большинство финансовых потоков, совокупность денежных обязательств государства, а также источников его финансирования. Одним из необходимых условий стабильного существования государства с точки зрения прогностической функции финансового права является планирование. Данное явление с его значением для федерального бюджета следует отождествлять как с многоуровневыми и пошаговыми конкретными финансовыми операциями, потоками, доходами и расходами, так и, относя к целым финансовым программам на конкретный, порой весьма длительный, период.
Перечень статей федерального бюджета формируются исходя из приоритетных направлений развития нашей страны, а также из ее социально-экономического уровня развития. Доходная часть бюджета обязана максимально точно отразить те денежные средства, которые поступят в федеральный бюджет, основной целью которых будет покрытие расходной части бюджета.
Наиболее интересным и практически применимым является рассмотрение данного вопроса на самом современном этапе развития нашего государства — а именно на текущий, 2021 год. Российский бюджет 2021 года планово дефицитный, несмотря на то, что наша страна «экономит» по многим его статьям. По словам министра финансов А. Г. Силуанова такая тенденция сохранится для нашей страны до 2024–2025 года. В 2021 году доходы Российской Федерации должны составить 18,8 трлн. рублей, а расходы 21,5 трлн. рублей, ожидаемый дефицит — 2,7 трлн. рублей [2].
Одним из способов текущей мобилизации доходов российского бюджета власти посчитали повышение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных граждан [2]. Так, это выразилось в следующем:
– произошло повышение ставки НДФЛ в ряде случаев с 13 % до 15 %. Для граждан, чей доход превышает 5 миллионов рублей ежегодно, то есть в районе 420 тысяч рублей в месяц;
– введение подоходного налога на проценты по вкладам. Происходит взимание налога в размере 13 % с суммы процентов по всем вкладам и остаткам на счетах в российских банках, которая превышает доход, рассчитанный по формуле 1 млн. рублей, умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ) [2];
– повышение акцизов на табачную продукцию;
– модернизация и увеличение размера налогов в нефтяной отрасли, изменение ряда льгот в данной области;
– пересмотр порядка камеральных и иных налоговых проверок в отношении субъектов налоговых правоотношений, в частности изменение уведомительного порядка;
– изменение и модернизация ряда налоговых режимов;
– иные изменения налогового законодательства.
Согласно информации с официальных ресурсов Правительства РФ — при формировании документа (бюджета РФ на 2021 год) Правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом России [3].
Рассмотрение реальных приоритетов государства, расстановка текущих планов на год вперед, выявление острых вопросов расходования бюджетных средств является одной из главных задач нашего государства. Достижение баланса между расходами и доходами государства является неким идеалом государственной бюджетной системы, который возможен не только при сложившихся благоприятных внешних условий и взаимоотношений с иными государствами, но и в первую очередь при верно выбранной экономической стратегии государства.
Интересным на практике является вопрос о том, что переживает гражданин при таком бюджете, ощущает ли он его дефицит или профицит? Россиянам в обычной жизни весьма сложно заметить разницу между текущим, существующим бюджетом. Дефицит вовсе не означает моментального краха экономики, напротив, такое явление характерно для ряда государств на том или ином этапе их развития. В свою очередь и профицит вовсе не гарантирует мгновенного «оздоровления» экономики и увеличения доходов населения, примером тому может послужить ситуация 2008 года — несмотря на профицитный на 1,6 трлн. рублей бюджет в стране начинался и развивался тяжелейший кризис.
На сегодняшний день перед властью ставится вопрос о возможной недостаче доходов от разных секторов экономики — НДС, налога на прибыль, дивидендов государственных компаний. В данном случае, по мнению большинства экономистов, возможны два альтернативных сценария — либо урезание доходов (менее благоприятный), либо увеличение доходов посредством дополнительных изъятий у бизнеса (более благоприятный).
Следует отметить, что на развитие второго сценария может пагубно подействовать развитие очередной волны коронавирусной инфекции, что привлечет к ожидаемому увеличению расходов на фоне угрозы новых карантинных мер [1].
На сегодняшний день ведется активная работа российского правительства над федеральным бюджетом на 2022 год, его окончательный вариант должен быть внесен в Государственную Думу РФ к середине сентября. Перед российскими властями в очередной раз поставлены два вопроса — перейти в режим обеспечения жесткой экономии средств, либо увеличить расходы. Предполагается, что документ будет направлен в первую очередь на решение социальных вопросов: поддержка незащищенных слоёв населения, образование, культура и здравоохранение. Ряд вопросов, связанных с принятием данного документа, до сих пор открыты и обсуждаются, однако ясно одно — обеспечение сильного экономического роста возможно лишь при соблюдении принципа сбалансированности бюджета, при котором расходы совпадают с доходами государства, и основной задачей Российской Федерации является достижение именно этих позиций.
Литература:
- Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: https://finance.rambler.ru/realty/44959681-byudzhet-rossii-na-2021-god-v-tsifrah-izuchaem-buhgalteriyu-gosudarstva/ (дата обращения 06.08.2021).
- Что нужно знать о бюджете на 2021 год. Разбираемся в цифрах — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: https://tass.ru/ekonomika/9588585 (дата обращения 05.08.2021).
- Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект бюджета на 2021–2023 годы — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://www.minfin.cap.ru/press-centr/2020/09/30/praviteljstvo-rf-vneslo-v-gosudarstvennuyu-dumu-pr