Об основных мероприятиях, направленных на повышение безопасности дорожного движения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Григорьева М. Р., Манжукова О. А. Об основных мероприятиях, направленных на повышение безопасности дорожного движения [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7204/ (дата обращения: 20.08.2018).

В данной статье рассматриваются мероприятия, которые повышают уровень безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность, мероприятия, ДТП.

 

Безопасность дорожного движения это, безусловно, одна из важнейших социально-экономических и демографических задач России на современном этапе. Поскольку они наносят огромный материальный и моральный ущерб не только отдельным людям, но и обществу в целом. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства трудоспособного населения. Люди, в т. ч. дети, гибнут или становятся инвалидами.

В новых условиях задача обеспечения безопасности дорожного движения в России, непосредственно связанная с результатами социально-экономических преобразований, построением правового демократического государства, развитием гражданского общества и не может быть решена без совместных усилий государства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоев населения в реализации государственных программ и проектов.

Впервые в России был отмечен самый большой рост количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей в 2002 году. Численность погибших составила 315,1 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра [9, с. 10–11].

Причины высокой аварийности, не только в недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасного дорожного движения, но и в низкой дисциплине участников дорожного движения. Это особая проблема, в решении которой нуждаются и общество, и государство.

На современно этапе развития государства провозглашено, что права человека — высшая ценность [1]. При этом не просто права, а его жизнь и здоровье, что немало важно для лиц, участвующих в дорожном движении. Кроме того, должны быть соблюдены интересы общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, а также сохранено имущество участников дорожного движения. Именно поэтому разрабатываются и проводятся мероприятия по повышению безопасности на дорогах.

Основным документом, обеспечивающим законодательную базу для проведения мероприятий по усилению безопасности дорожного движения, является Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Целью его реализации является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 %. Следует отметить, что количество совершенных ДТП за 2012 год при расчете на 100 тыс. человек в крупных мегаполисах составляет: в Москве (9284), в С.-Петербурге (6886), в Екатеринбурге (2283), Казане (1683), в Новосибирске (1618), в Н. Новгороде (1442), в Перми (1300) и т. д. [8, с. 47–52].

Основными задачами реализации программы являются:

-        создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

-        формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

-        повышение культуры вождения;

-        увеличение камер фото и видео фиксации нарушений;

-        улучшение дорожного освещения и внедрение интеллектуальных систем управления движением;

-        улучшение конструктивной безопасности производимых в России автомобилей;

-        закупка школьных автобусов (с целью борьбы с детской смертностью);

-        развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

-        повышение требований к подготовке водителей и требований к автошколам, осуществляющим подготовку [5].

Выполнить представленные задачи, достигнув результата или хотя бы снизить тяжесть последствий ДТП, возможно, при условии неукоснительного соблюдения норм и правил, предусмотренных для участников дорожного движения. Кроме того, авторы программы рассчитывают добиться ужесточения требований к конструктивной безопасности выпускаемых в России автомобилей.

В настоящее время наиболее эффективным способом предотвращения ДТП, кроме повышения размеров штрафов, является присутствие световозвращающих элементов на одежде у пешеходов, которые могут быть и самостоятельными изделиями: браслеты, значки, наклейки, которые крепятся на одежде.

Кроме того, эффективны целевые профилактические мероприятия, например, во время зимних каникул с 22 декабря 2014 года по 18 января 2015 года на территории Московской области проводилось такое мероприятие, как «Зимние каникулы» [11].

В целом, основная причина ДТП — это несоблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами. Поэтому, следует активнее использовать сознательных водителей, которые готовы не только информировать инспекцию о нарушениях ПДД, свидетелями которых они стали, но и предоставлять записи с камер видеорегистраторов. Научный директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин предложил разделять «небрежное вождение, которое во всем мире наказывается предупреждением, и опасное вождение, когда человек едет в городе 200 км/ч». Последнее нарушение эксперт предложил приравнять «к уголовному преступлению» [11].

Также, считаем целесообразным к мероприятиям, повышающим уровень безопасности дорожного движения отнести:

-        повышение профессионализма водителей (соблюдение режима их труда и отдыха);

-        совершенствование процесса их подготовки;

-        обучать детей безопасному участию в дорожном движении. С привлечением к участию в воспитании не только педагогов, но и юристов, и психологов;

-        повышение эффективности обучения водителей транспортных средств;

-        повышение безопасности дорожного движения на пешеходных переходах;

-        повышение внимательности водителей при движении вблизи детских учреждений, площадок, соблюдение правила дорожного движения;

-        пристегивать ремнями безопасности всех пассажиров, а особенно детей в их детских удерживающих устройствах;

-        проявление заботы и внимательности взрослых к детям, находящимся возле проезжей части: остановить ребёнка, нарушающего Правила дорожного движения;

-        использование специальных светоотражателей с наступлением сумерек, что поможет водителям своевременно заметить пешехода на дороге и избежать трагедии;

-        повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.

На современном этапе правовая пропаганда среди подрастающего поколения имеет все большее распространение. Вместе с тем, без постоянного просвещения детей невозможно проводить профилактику дорожно-транспортных происшествий и обеспечить безопасность дорожного движения. Поэтому в образовательных учреждениях следует проводить больше общешкольных, классных родительских собраний и педагогических советов с освещением вопросов профилактики ДТП. Важно понимать, что занимаясь «односторонним» обучением (только в школе) невозможно достичь соответствующего результата. Родители, прежде всего, должны учить детей безопасному поведению, а еще эффективнее будет положительный собственный пример, как себя вести на дороге и на какой сигнал светофора переходить дорогу.

Минимизирует количество несчастных случаев регулярное повторение родителей со своими детьми Правил дорожного движения, рассказы об опасностях, которые подстерегают на дороге, запрет на прогулки и игры вблизи проезжей части.

Для наиболее эффективного увеличения безопасности дорожного движения, необходимо постепенно убирать нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах с двумя и более полосами движения в каждую сторону, увеличить штрафы для пешеходов за переход дороги на красный свет. Особенно потенциально «удобные» для нарушения ПДД участки дороги следует оснащать техническими средствами фиксации [6, с. 101–103].

Если проанализировать существующую практику, то наиболее действенным средством предупреждения дорожно-транспортных происшествий на дорогах, по нашему мнению, является своевременное и адекватное реагирование уполномоченных должностных лиц на нарушения Правил дорожного движения, влекущие административную ответственность.

Благодаря всем мероприятиям, проводимым в данной сфере, количество ДТП в целом по всей России сократилось с 185764 (2013 год) до 181 540 (2014 год), то есть на 3 %. А в Москве с 10370 до 10 332 (1,5 %) [11]. К сожалению, эти цифры заставляют задуматься о том, что каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нет в некоторых маленьких городах.

Таким образом, профилактические мероприятия улучшения безопасности дорожного движения призваны уменьшать не только состояние аварийности и травматизм на дорогах, но и улучшение в целом жизни граждан и повышении культуры участников дорожного движения.

 

Литература:

 

1.      Конституция Российской Федерации (с уч. изм. от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета № 6435 от 23 июля 2014 г.

2.      Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»// Справочная система «Гарант».

3.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета № 256 от 31 декабря 2001 г.; СЗ РФ 2011. № 13, Ст. 1540.

4.      Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета № 4912 от 19 мая 2009.

5.      Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 “О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах”// справочная система ГАРАНТ (дата обращения 09 января 2015), http://www.fcp-pbdd.ru/press_center/news/overall/25084/

6.      Белых Е. И. О состоянии безопасности дорожного движения в РФ // Право, общество, власть и современность. 2013. № 3. С. 101–103.

7.      Изосимов С. В., Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе // Транспортное право. 2011. № 12. С. 20–29.

8.      Кирьянов В. Наша задача число ДТП свести к минимуму // Отечественные и зарубежные автомобили. 2013. № 7. С. 47–52.

9.      Майоров В. И. Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения// Транспортное право. 2008. № 2. С. 10–11.

10.  Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации // URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 13 января 2015 г.)

11.  Сайт ГИБДД www.gibdd.ru (дата обращения: 10 января 2015)

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Россия, повышение безопасности, дорога, Москва, современный этап, проезжая часть, конструктивная безопасность, безопасное поведение, Россия автомобилей.

Похожие статьи

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

дорожное движение, Россия, повышение безопасности, дорога, Москва, современный этап, проезжая часть, конструктивная безопасность, безопасное поведение, Россия автомобилей.

Уменьшения потерь народного хозяйства путем повышения...

дорожное движение, Россия, повышение безопасности, дорога, Москва, современный этап, проезжая часть, конструктивная безопасность, безопасное поведение, Россия автомобилей.

Пути повышения безопасности дорожного движения

Скачать Спецвыпуск Студенческая научно-практическая конференция "Глобальные проблемы безопасности и готовность к ним

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, транспортный комплекс, GPS, управление транспортом, Россия...

Виброполоса — инновационное техническое средство...

дорожное движение, знак, Техническое средство организации, дорога, проезжая часть, дорожная разметка, ГОСТ Р, горизонтальная разметка, безопасность движения, артем.

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

‒ называть правила поведения в транспорте, на проезжей части

Подвижная игра «Цветные автомобили». Конкурс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

Тема: «Правила и безопасность дорожного движения».

Разработка мероприятий по повышению безопасности...

Уширение проезжей части. 0,20. 0,15. Для расчета средней вероятности снижения количества ДТП в год t после реализации комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения использована формула (2)

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

– Где пешеходу безопасно перейти проезжую часть? (по пешеходному переходу). (Правой стороны, чтобы пешеходы не...

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного...

Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения

При анализе современного состояния безопасности конструкции автомобилей, в нашей стране ежегодно фиксируются десятки...

Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных...

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения

Также, часть конфликтов происходит на перегонах дорог при перестроениях автомобилей в рядах маневрировании и при переходе проезжей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

дорожное движение, Россия, повышение безопасности, дорога, Москва, современный этап, проезжая часть, конструктивная безопасность, безопасное поведение, Россия автомобилей.

Уменьшения потерь народного хозяйства путем повышения...

дорожное движение, Россия, повышение безопасности, дорога, Москва, современный этап, проезжая часть, конструктивная безопасность, безопасное поведение, Россия автомобилей.

Пути повышения безопасности дорожного движения

Скачать Спецвыпуск Студенческая научно-практическая конференция "Глобальные проблемы безопасности и готовность к ним

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, транспортный комплекс, GPS, управление транспортом, Россия...

Виброполоса — инновационное техническое средство...

дорожное движение, знак, Техническое средство организации, дорога, проезжая часть, дорожная разметка, ГОСТ Р, горизонтальная разметка, безопасность движения, артем.

Проект «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»...

‒ называть правила поведения в транспорте, на проезжей части

Подвижная игра «Цветные автомобили». Конкурс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

Тема: «Правила и безопасность дорожного движения».

Разработка мероприятий по повышению безопасности...

Уширение проезжей части. 0,20. 0,15. Для расчета средней вероятности снижения количества ДТП в год t после реализации комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения использована формула (2)

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

– Где пешеходу безопасно перейти проезжую часть? (по пешеходному переходу). (Правой стороны, чтобы пешеходы не...

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного...

Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения

При анализе современного состояния безопасности конструкции автомобилей, в нашей стране ежегодно фиксируются десятки...

Оценка безопасности движения на пересечениях автомобильных...

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения

Также, часть конфликтов происходит на перегонах дорог при перестроениях автомобилей в рядах маневрировании и при переходе проезжей...

Задать вопрос