Некоторые аспекты реализации негласных следственных действий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан
Авторы: Сагинбеков Курманбек Сагинбекович, Саткей Талгат Бейсенбиулы, Жунисалиев Айдынгали Темиргалиевич
Рубрика: 17. Уголовное право и процесс
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 19.01.2015
Статья просмотрена: 982 раза
Библиографическое описание:
Сагинбеков, К. С. Некоторые аспекты реализации негласных следственных действий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан / К. С. Сагинбеков, Талгат Бейсенбиулы Саткей, А. Т. Жунисалиев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7108/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье рассмотрены особенности реализации негласных следственных действий в нововведенном уголовно-процессуальном правовом законодательстве Республики Казахстан.
Ключевые слова: следственные действия, допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, оперативно-розыскная деятельность, государственные секреты.
В Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 24 августа 2009 года № 858, указано, что поскольку уголовная политика является одним из направлений правовой политики, ее совершенствование должно осуществляется путем совместной комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и иных законодательных актов [1].
Как нам известно, уголовная политика государства определяет основные направления и формы контроля над преступностью, нормы, методы, задачи и содержание деятельности органов государства, уполномоченных вести борьбу с преступными посягательствами. Так как, задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений [2].
Политика государства в области раскрытия преступления определяет цели и принципы, стратегию и направления, формы и методы деятельности государства в сфере уголовного процесса. А предметом правового регулирования уголовно-процессуального право является возбуждение, расследование, рассмотрение и разрешение судами уголовных дел, а также исполнение приговора.
Однако, утративший силу Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года, за время действия, как показывает научные исследование изменения и дополнение вносились неоднократно.
Необходимость модернизации современного уголовного и уголовно-процессуального законодательства продиктована новым этапом конституционного строительства. 21 мая 2007 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. При этом в основном сохранились параметры казахстанской модели государственного устройства, выдержавшей проверку временем.
Но вместе с тем фундаментальные изменения, в процессе глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства
Как нам известно, подписанный Главой государства Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым в июля текущего года новый Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан, которые вступил в действие с 1-го января 2015 года, в полной мере соответствует положениям Концепции правовой политики на 2010–2020 годы, предусматривающей совершенствование уголовной политики путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Новый формат уголовно-процессуального законодательства в соответствии с новыми вызовами жизни, направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общества, а также обеспечение национальной безопасности.
Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года введен новый институт — негласные следственные действия. Законодателем в статье 231 УПК РК определены виды негласных следственных действий, а именно;
1) негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места;
2) негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;
3) негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
4) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;
5) негласный контроль почтовых и иных отправлений;
6) негласные проникновение и (или) обследование места;
7) негласное наблюдение за лицом или местом;
8) негласная контролируемая поставка;
9) негласный контрольный закуп;
10) негласное внедрение и (или) имитация преступной деятельности.
А условия и основания проведения негласных следственных действий обозначено в статье 232 УПК РК, где негласные следственные действия производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают.
Безусловно, совершенствование институтов уголовного производства является актуальный и своевременный процесс, обусловленный велением времени в целях решение задач уголовного процесса.
Общеизвестно, что основоположники в уголовного процессе заложили «фундамент» следственных действий, а именно: допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись телефонных и иных переговоров, детализация звонков, освидетельствование, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, назначение судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования [3].
На наш взгляд, задача уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности законодательно соединились в рамках УПК РК. Необходимо подчеркнуть, что действующий закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Казахстан регламентирует как гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, где отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер, направленный на добывание информации в целях решения задач ОРД а именно в ст. 2 Закона:
- защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности (независимо от форм) от противоправных посягательств;
- содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
- осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом;
- выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;
- обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;
- обеспечение охраны государственной границы;
- обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны;
- поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы;
- обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [4].
Отметим, что негласные оперативные мероприятия тщательно скрывается, или маскируется таким образом, чтобы лицо, в отношении которого они проводятся, не догадалось об истинных их целях.
На наш взгляд, в целях завершение очередного этапа реализации основных направлений развития уголовно-процессуального кодекса, необходимо модернизация Закона Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 349-I
«О государственных секретах», а именно название статьи 14. «Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к государственным секретам Республики Казахстан» дополнить словами «сведения в области негласных следственных действий», а под пункт 15) сведения, раскрывающие силы, средства и методы ведения следствия по уголовным делам, затрагивающим интересы безопасности Республики Казахстан, дополнить «словами негласной следственных действий».
Именно такой подход на наш взгляд будет соответствовать к предъявляемым требованиям по обеспечению защиту прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, на наш взгляд важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. Оценивая современное состояние принятого уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, можно констатировать его поступательное развитие. Так как, в правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования
Литература:
1. О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»: Указ Президента Республики Казахстан // www.akorda.kz/ru/
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан,Астана, Акорда, 4 июля 2014 года, № 231-V ЗРК
3. www.ru.wikipedia.org \.
4. Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII Об оперативно-розыскной деятельности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)
Ключевые слова
обвиняемого, обыск, очная ставка, оперативно-розыскная деятельность, следственные действия, допрос (подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), выемка, осмотр, государственные секретыПохожие статьи
Участие следователя в производстве следственных действий в Российской Федерации
В данной статье рассмотрены основные положения, касающиеся участия следователя, как должностного лица, в следственных действиях в уголовном процессе.
Соотношение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
Исследуются проблемные вопросы, возникающие при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе предварительного расследования. Предложено расширить перечень следственных действий, что приведёт к улучшению процессуального контроля ...
Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
Статья посвящена рассмотрению некоторых процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Анализируется содержание ст. 425 УПК РФ. Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее уголовно-процессу...
О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...
Роль прокурора в оценке доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования
В статье автором была рассмотрена сущность роли прокурора как уполномоченного субъекта в проверке и оценке законности доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования, а также отражены критер...
Отдельные проблемы ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях
В статье автор при использовании сравнительно правового метода и метода системного анализа выявляет недостатки в правовом регулировании ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях, в частности отсутствие для...
Прокурорский надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В данной публикации исследуется правовая сущность прокурорского надзора за соблюдением закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, выделяются его специфические черты.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на стадии предварительного расследования
В статье раскрыты основные аспекты, касающиеся использования на стадии предварительного расследования уголовного судопроизводства результатов оперативно-розыскной деятельности. Выявлены основные проблемы заявленной темы.
Прокурорский надзор за законностью документирования оперативно-розыскной деятельности
В статье рассмотрен порядок ведения дел оперативного учета, выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения законодательства, которые допускают должностные лица оперативно-розыскных органов при документировании отдельных оперативно-розыскных...
К вопросу о производстве некоторых следственных действий на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере компьютерной информации
В статье исследуются тактические особенности проведения некоторых первоначальных следственных действий в ходе расследования мошенничества в сфере компьютерной информации. Проанализированы проблемные вопросы проведения таких следственных действий как ...
Похожие статьи
Участие следователя в производстве следственных действий в Российской Федерации
В данной статье рассмотрены основные положения, касающиеся участия следователя, как должностного лица, в следственных действиях в уголовном процессе.
Соотношение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
Исследуются проблемные вопросы, возникающие при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе предварительного расследования. Предложено расширить перечень следственных действий, что приведёт к улучшению процессуального контроля ...
Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
Статья посвящена рассмотрению некоторых процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Анализируется содержание ст. 425 УПК РФ. Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее уголовно-процессу...
О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...
Роль прокурора в оценке доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования
В статье автором была рассмотрена сущность роли прокурора как уполномоченного субъекта в проверке и оценке законности доказательств, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии предварительного расследования, а также отражены критер...
Отдельные проблемы ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях
В статье автор при использовании сравнительно правового метода и метода системного анализа выявляет недостатки в правовом регулировании ведомственного контроля за приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях, в частности отсутствие для...
Прокурорский надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В данной публикации исследуется правовая сущность прокурорского надзора за соблюдением закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, выделяются его специфические черты.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на стадии предварительного расследования
В статье раскрыты основные аспекты, касающиеся использования на стадии предварительного расследования уголовного судопроизводства результатов оперативно-розыскной деятельности. Выявлены основные проблемы заявленной темы.
Прокурорский надзор за законностью документирования оперативно-розыскной деятельности
В статье рассмотрен порядок ведения дел оперативного учета, выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения законодательства, которые допускают должностные лица оперативно-розыскных органов при документировании отдельных оперативно-розыскных...
К вопросу о производстве некоторых следственных действий на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере компьютерной информации
В статье исследуются тактические особенности проведения некоторых первоначальных следственных действий в ходе расследования мошенничества в сфере компьютерной информации. Проанализированы проблемные вопросы проведения таких следственных действий как ...