Библиографическое описание:

Смесова Е. А. Из истории деятельности «Пушкинского общества» в Туркестанском крае [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 34-36.

Кардинальные изменения, произошедшие за годы независимости в Узбекистане, определили ход и развития отечественной истории. Обращение к узловым страницам истории Узбекистана, к тем её разделам, которые стали переломными в ходе развития, в частности, колониальному является особо актуальным.

Изучение событий, имевших место в Туркестане в 1905-1907гг, и в последующие годы имеет важное значение для анализа исторических предпосылок в крае. В этом плане одной из важнейших задач историков Средней Азии является дальнейшее и более обстоятельное, более глубокое изучение истории в колониальном Туркестане, тем более, что многие стороны этой темы нуждаются в дополнительном исследовании и разработке.

В это время позитивно изменилась деятельность широких кругов местного общества. Особенно это сказалось в оживлении деятельности гражданских и военных собраний, в создании новых общественных и культурно-просветительных организаций. Появляются новые общественные собрания в Коканде(1895г), на станции Фараб(1899г),в Новом Маргилане (1900г),Чимкенте(1901г)Красноводске(1903) и многих других городах края.[1, c.42]

С 1896 года в Туркестане возникают общественные организации нового типа – ремесленные собрания. Впервые такое собрание было открыто в Кизил-арвате при главных мастерских Среднеазиатской железной дороги. Еще более массовый характер в крае различных культурно- просветительных кружков, союзов и обществ.

«Общество по устройству народных чтений в Туркестанском крае» было названо «Пушкинским» в память поэта А.С. Пушкина.[2, c.3]

Деятельность «Пушкинского общества» проходила не без ведома колониальных властей, и даже с их помощью, и вниманием. Подобная заинтересованность может быть объяснена тем, что царская администрация была напугана растущим революционным движением в России. Для того, чтобы противодействовать его распространению на окраины, было решено направить «умы подданных в желаемом направлении», используя опыт центральных районов империи, где были созданы легальные рабочие организации. Российское правительство надеялось, что создание таких организаций отвлечет рабочих от революционной борьбы. Они были созданы в таких центрах как Москва, Санкт-Петербург, Киеве, Одессе, Баку и др.

«Пушкинское общество» образованное в 1901 г., начало функционировать с 15 января 1902 г. Его деятельность выразилась в организации отделов народного чтения, воскресных школ и книжных складов. Обществу было предоставлено уставом право, устраивать библиотеки, читальни, чтения, курсы, школы, издавать печатные произведения, производить книжную торговлю, открывать филиальные отделения во всех городах и селениях края.[3, c.374] В архиве сохранилась программа народных чтений с 17 февраля по 31 марта 1902 г. Знакомство с текстом этой программы даёт представление о народных чтениях, о том, где и на какие темы они проводились.

Например, 17 февраля проводились народные чтения на Ташкентском вокзале и в аудитории Сельскохозяйственного общества по произведениям Н. А. Некрасова «Мороз красный нос» и Станюковича «Максимка»; 24 февраля состоялись чтения по произведениям М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и А. Толстого «Садко». [4, c.8-9]

В марте народные чтения состоялись 10 раз по произведениям : «Человек за бортом» Станюковича, «Забытый рудник» Немировича-Данченко, «Полтава» А. С. Пушкина, «Князь Серебряный» А. Толстого и др.

Контингент лекторов и устроителей чтений подбирался очень тщательно, и утверждался генерал-губернатором. Власти боялись «перехода народных чтений в руки людей неблагонамеренных и обращения чтений в орудие противоправительственной пропаганды». Больше всего власти колониального Туркестана боялись сближения, взаимопонимания русских и местных трудящихся масс. Отсюда и определенные поправки в проекте устава общества, которые решила внести колониальная администрация. Согласно правилам, выработанным колониальной администрацией, председателем и товарищем председателя «Пушкинского общества» могли быть только лица христианского вероисповедания. [5, c.3-5] Учащиеся учебных заведений, солдаты, юнкера, а также люди, состоявшие под следствием или судом, не могли быть членами общества. Свыше года рассматривался устав «Пушкинского общества», и только 27 июня 1901 года устав был утвержден генерал –губернатором края Сахаровым после целого ряда поправок и дополнений.

Устав общества, небольшая голубая брошюра на 10 страниц, был отпечатан а Ташкентской типолитографии В.М.Ильина.

Власти настойчиво пытались подчинить своему влиянию деятельность организации, но для большинства членов, несмотря на установленный полицейский надзор, общество было центром общественной, политической и культурно-просветительной деятельности.

Сведения о деятельности «Пушкинского общества» сохранились в архиве и газете «Туркестан». Например, сохранился отчет общества за 4 года его деятельности с 1902 по 1905 гг.[6, №17] За 4 года деятельности общества было проведено 143 народных чтения, причем наибольшее их число состоялось, по данным отчета, в 1902 г. Однако просветительская деятельность общества зачастую наталкивалась на противодействие со стороны правительственных агентов. Так, в 1904 г. были прекращены народные чтения на Ташкентском вокзале, вследствие того, что местная жандармерия решила осуществить своё «право» на цензуру этих чтений.

Воскресные школы «Пушкинского общества» начали функционировать с 1902 г. Число учащихся в них колебалось от 50 до 80 человек в мужских школах, от 30 до 40 человек в женских. Слушателями воскресных школ были рабочие, мелкие служащие и их дети. К занятиям в воскресных школах допускались лица, утвержденные генерал-губернатором или директором народных училищ, после проверки «политической и нравственной благонадежности» желающих учиться в этих школах.[7, c.20]

Значительно лучше обстояло дело с книжными складами «Пушкинского общества» и книжной торговлей. В распоряжении общества имелись 2 склада и книжный киоск на Воскресенском базаре в Ташкенте, обслуживавшие в больших размерах «духовные нужды на книгу». Книжные склады общества имелись в Черняево, Коканде, Самарканде, Андижане, Бухаре, Перовске, Чарджуе, Аулие-Ата и Петро-Александровске.

В 1905 – 1907 гг., находясь под влиянием социал-демократов, эсеров и анархистов, «Пушкинское общество» большим тиражом стало выпускать издания «Донской речи», «Молота», «Буревестника» и др. На складе общества, на Саларской улице, в доме Гейера продавались листки «Донской речи» со следующим содержанием: 1.Что такое всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право. 2. Как надо расходовать народные деньги. 3.Что дают рабочим профессиональные союзы. 4. Что такое палата представителей. 5.Как в Пруссии выбирают не представителей народа, а представителей богачей и чиновников. 6. Какие народные представители не нужны народу.

Газета «Русский Туркестан» сообщала, что 7 сентября 1905 г. на Соборной улице, у магазина ЗАХО заведующий книжным складом общества Гольберт продавал листки издания «Донской речи», посвященные злободневным вопросам общественной жизни России. [8, №193].

Итак, просветительская деятельность «Пушкинского общества» в 1905 г. велась с целью донести до народа истинное значение происходящих в ту пору событий. На страницах газеты «Русский Туркестан» члены «Пушкинского общества» заявляли: «Давно пора сдать в архив близорукую теорию высших и низших рас, согласно которой одни нации предназначены провидением к господству, другие же низшие расы – предназначены к постепенному исчезновению с арены общественной жизни. Мы не сомневаемся, что 6-миллионное население Туркестанского края сыграет далеко не последнюю роль в экономической жизни России и прочих стран». [9, 258]. Но, считалось, чтобы оно сыграло эту роль, необходимо ему помочь в политическом и культурном росте.

Такие заявления совершенно противоречили целям и надеждам колониальной администрации, которая при помощи легального «Пушкинского общества» стремилась отвлечь трудящихся от борьбы за свои права. Репрессии царизма против членов общества – А. Борейши, В. Корнюшина, А. Худаш, А. Гольберта, Г. Михина, Л. Кистяковского и других, привели в конце 1907 г. почти к полному его бездействию. Деятельность общества закончилась в продаже книг издания преимущественно «Посредника» из киоска в Кауфманском сквере, да и эта продажа была предоставлена на единоличном распоряжении и ответственность казначея общества Ю.О.Якубовского.[10, c.315]

Однако, популярность общества у русского трудового населения была довольно велика. Успех обеспечивался и тем, что в его культурно-просветительской работе видное место отводилось театру. В 1909 г. во время выработки программы проведения 100-летнего юбилея Н. В. Гоголя, Совет «Пушкинского общества» привлек к проведению юбилейных торжеств драматическое общество «Волна». Они подготовили совместно спектакли «Ревизор» и «Женитьба». Оба спектакля прошли в апреле 1909 г. с огромным успехом и затем были неоднократно повторены.

Однако одно за другим закрывались в крае общественные и культурно-просветительские организации. Среди них общество «Ревнителей просвещения» в городе Верном, собрание в новом Маргилане, ремесленное собрание в Кизил-Арвате и др. Сведения о деятельности №Пушкинского общества»этого периода крайне скудны.

В 1912 году А.И.Добромыслов в историческом очерке по этому поводу писал, что «Общество только в начале привлекало к себе внимание ташкентского обывателя и , только после 5 лет почти полного прозябания оно с начала 1910года стало как будто возрождаться».[11, c.241] Но это возрождение было встречено местными властями недоброжелательно и дело дошло до того, что Пушкинскому обществу долгое время не разрешали проводить даже внутренних собраний его членов.

В заключении отметим, что несмотря на большие трудности «Пушкинское общество» не прекращало работу своих отделов ,этому не могли помешать ни зоркое внимание, и бесконечные придирки со стороны властей, ни репрессии самых лучших представителей общества, ни запреты его деятельности. Для воспитания масс организация использовала все возможные методы. Так, в последующие годы своей деятельности общество с этой целью использовало пропагандистскую силу театра .В итоге подобная деятельность способствовала развитию освободительного движения в Туркестане.


Литература:

  1. В.П.Дьяченко «Русский драматический театр в Туркестанском крае» – Ташкент, Фан,1966,стр 42

  2. ЦГА РУз., ф.И – 1,оп 028,д.420,л 3

  3. ЦГА РУз.,ф.И – 1,оп 4,д.1201,л 374

  4. ЦГА РУз.,ф.И – 17, оп. 1, д. 15567, л. 8 – 9.

  5. ЦГА РУз., ф. И – 1, оп. 28, д. 420, л. 3 – 5.

  6. Газета «Туркестан» от 17 сентября, 1906 г. - №17.

  7. ЦГА РУз., ф. И – 17, оп.1, д. 15567, л.20.

  8. Газета «Русский Туркестан» 7 сентября 1905 г. - №193.

  9. Газета «Русский Туркестан» 6 декабря 1905 г. - № 258.

  10. ЦГА РУз., ф. И –462,оп. 1,д. 296,л.315

  11. А.И Добромыслов «Ташкент в прошлом и настоящем» Ташкент,1912 г.,стр 241

Основные термины (генерируются автоматически): «Пушкинского общества», деятельности «Пушкинского общества», народных чтений, народные чтения, «Пушкинское общество», издания «Донской речи», просветительская деятельность общества, Деятельность «Пушкинского общества», деятельность «Пушкинского общества», истории деятельности «Пушкинского, председателя «Пушкинского общества», складами «Пушкинского общества», Ташкентском вокзале, устройству народных чтений, школы «Пушкинского общества», «Пушкинского общества» привлек, Книжные склады общества, легального «Пушкинского общества», кругов местного общества, «перехода народных чтений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос