К вопросу преподавания археологии в отечественных высших учебных заведениях в новейшее время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 06.02.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Руденко, Е. Ю. К вопросу преподавания археологии в отечественных высших учебных заведениях в новейшее время / Е. Ю. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88664/ (дата обращения: 17.12.2024).



В начале XX в. в Российской империи увеличилось количество студентов высших учебных заведений до 127 000 человек [1]. Но по этому показателю Россия все еще отставала от Великобритании, Германии, США и Японии.

В первые годы советской власти вопросу развития образования уделялось важное место. В 1918 г. был принят Декрет, регулирующий правила приема в учебные заведения. Трудящиеся могли поступить в любой вуз без предоставления документа об образовании [2].

Ликвидация юридических и исторических факультетов в 1921 г. привела к снижению качества гуманитарного образования. В 20-х гг. XX в. еще не происходит отделение науки от подготовки кадров. Преподаватели научных учреждений осуществляли подготовку кадров по археологии. В рассматриваемое время был создан археологический институт в Одессе и в Киеве. В Москве и Петрограде были открыты новые факультеты общественных наук на базе Московского и Петроградского университетов. Власть предприняла попытку привлечь новых преподавателей, которые были бы настроены обучать в духе марксистко-ленинской идеологии. В 1922 г. в Московском и Петроградском университетах были созданы археологические отделения на базе ФОН [3]. В 20–30-е гг. XX в. идеология смены общественно-политических формаций определяла перестройку археологических концепций. К концу 20-х гг. XX в. наметились два метода в археологической советской школе. Метод восхождения шел от памятников, характеризующих эволюцию производственных отношений в рамках общественных и экономических формаций. У данного подхода был минус, который заключался в сглаживании аутентичных черт отдельных культур. Это происходило, так как при исследовании культуры укрупнялись по принципу социально-производственного (хозяйственного) сходства. В противовес методу восхождения выступили сторонники палеоэтнологической школы, представляющие принцип наложения. При исследовании археологических памятников использовались данные этнографии, которые накладывались на археологический материал.

Реконструкция жизнедеятельности культур начиналась с экономики, которая выстраивалась относительно инвентаря, который относился к производству и сельскому хозяйству.

В 1934 г. была возобновлена работа исторических факультетов. В 1937 г. были возвращены вступительные испытания при поступлении на исторические специальности [4] Также в 30-е гг. XX в. получает распространение спасательная археология в местах строительства новостроек, метрополитена и городской инфраструктуры в целом. Такие исследования популярны и необходимы вплоть до сегодняшних дней.

1950-е гг. стали временем становления высококачественного гуманитарного образования в отечественных вузах. Выпускники 1920-х гг. стали профессорами в учебных заведениях.

Распад Советского союза сократил масштабы полевых исследований. Кроме того, в 1991 г. произошло разделение Института археологии — базового исследовательского учреждения. Новые исследования стали активно финансироваться и проводиться, начиная с 2000-х гг. Кроме спасательных раскопок полевые исследования ведут крупнейшие отечественные музеи: Эрмитаж и ГИМ, кафедры археологии (МГУ, СПбГУ), отделение археологии гуманитарного факультета НГУ.

Новые тенденции в археологической науке следующие: активное изучение разновременных археологических памятников, привлечение междисциплинарных, естественнонаучных методов, геоинформационных технологий.

В начале 2000-х гг. отечественное археологическое образование вошло в этап включения в международную систему образовательной квалификации в Европейском сообществе. Основным направлением образовательных тенденций этого периода стала унификация документа о высшем образовании, с целью сделать образовательную систему единой и доступной для студентов, что должно было обеспечить международный обмен знаниями.

Законодательно новые тенденции в РФ были закреплены 1 января 2010 г. Были введены новые стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Это означало закрепление Болонской системы в отечественном образовании.

Возникновение бакалавриата и магистратуры вместо системы специалитета привело к созданию новых программ обучения, изменению набора дисциплин и часовой нагрузки студентов по различным видам практики. Стандарты профессионального образования были подкреплены Федеральным законом РФ от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ.

Болонское соглашение объединило 46 стран. В его рамках необходимо было унифицировать содержание образовательных программ, чтобы студенты могли беспрепятственно самостоятельно выбирать свою образовательную траекторию [5].

При составлении образовательной траектории студентов, желающих стать профессиональными археологами, как правило, берутся за основу образовательные стандарты направления «История» в рамках ВПО третьего поколения.

С начала 2000-х гг. политика образования выстраивается в рамках укрепления отношений между отделениями Академии наук и высшими учебными заведениями. Археологическое образование дает выпускникам возможность не только участвовать в сезонных и масштабных исследованиях, но и работать в рамках спасательной археологии. Спасательная археология для России достаточно молодое направление, однако оно стремительно развивается вместе с экономическим ростом и урбанизацией по всей стране.

Для презентации результатов полевых исследований, для обмена опытом и решения спорных научных вопросов организуются конференции различного уровня: на базе университетов и институтов археологии Академии наук. Международные конференции помогают поддерживать связь с зарубежными коллегами, перенимать их опыт в методике проведения раскопок и обработке результатов исследований, а также в вопросе междисциплинарного взаимодействия.

Литература:

  1. Ханин, Г. И. Высшее образование и российское общество / Г. И. Ханин // ЭКО, 2008. — № 8 (410). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-i-rossiyskoe-obschestvo (дата обращения: 16.12.2021).
  2. 2 августа. Декрет о правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР // Электронная библиотека исторических документов [Электронный ресурс] URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/12389#mode/inspect/page/4/zoom/4 (дата обращения: 01.12.2021).
  3. Тихонов, И. Л. К вопросу о начале университетской археологии в России / И. Л. Тихонов // Вестник СПбГУ, 2004. — сер. 2, История, Выпуск 1. С. 93–102.
  4. Янин, В. Л. К 75-летию кафедры археологии исторического факультета МГУ / В. Л. Янин, А. Р. Канторович // Исторические Исследования. — № 3, 2015. — C. 5–45.
  5. Канторович, А. Р. О состоянии и перспективах археологического образования в вузах России в условиях перехода на двухуровневую систему / Канторович А. Р., Лбова Л. В., Ениосова Н. В. // Вестник НГУ. Серия: История, филология, 2010. — Том 9. — выпуск 3: Археология и этнография. С. 5–13.
Основные термины (генерируются автоматически): спасательная археология, метод восхождения, Петроградский университет, подготовка кадров, Россия.


Задать вопрос