Мормонский Храм как реализация полноты жизни мормонов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 29.04.2015

Статья просмотрена: 999 раз

Библиографическое описание:

Пачежерцев, Н. И. Мормонский Храм как реализация полноты жизни мормонов / Н. И. Пачежерцев, С. В. Мосенина, И. Ш. Иксанов. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 94-99. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/8015/ (дата обращения: 17.12.2024).

Культовые здания в любых религиозных организациях всегда занимали особое место, как место поклонения Богу. Практически невозможно найти в современных религиозных направлениях, исключая разве что первобытные формы религии, где бы ни присутствовало культовое здание. В православном, либо католическом храме у христиан, в иудейской синагоге у евреев, в мусульманской мечети у мусульман, в доме молитвы у протестантов, либо в ступе и пагоде у буддистов, а также в храмовых комплексах у бахаи по разному совершается поклонение Всевышнему Творцу.

Возникшая в XIX в. религиозная организация Церковь Иисуса Христа Святых последних дней известная, как Церковь Мормонов, помимо Домов молитвы, где проводятся собрания для членов Церкви, все же для полноты жизни согласно Евангелию, «Книге Мормона», а также установлениям Пророков Церкви имеет Мормонские Храмы. Именно в Мормонских Храмах и происходит вся та, скрытая от посторонних глаз, духовная жизнь мормона. Мормон, не посетивший Храм — мормон, как бы, не завершенный, т. к. известно, что не все мормоны допускаются посещать Храм, а только достойные и получившие соответствующие рекомендации от руководящих епископов. Поэтому Храм у мормонов — место сугубо сакральное, обладающее статусом экстерриториальности, после освящения которого, его могут посетить только мормоны и никто более. Очевидно, что как любое культовое здание, Мормонский Храм предназначен для удовлетворения религиозных нужд мормонов. На этом, собственно, заканчивается схожесть Мормонского Храма с различными религиозными культовыми зданиями других религиозных структур. А вот отличий от традиционных храмовых зданий, допустим, как в православии, католицизме, и прочих религиозных структур достаточно много.

Мормонские Храмы строятся в зависимости от времени и места постройки с архитектурной привязкой к местности, а также окружающему Мормонский Храм ландшафту. Мормонский храм может быть различным по архитектурному исполнению, внешнему и внутреннему дизайну, поэтому и его внешняя форма, допустим, в XIX веке может быть неким продолжением классических форм постройки культовых зданий XVIII — начала XIX века[1], до постмодернистских строений. Это наглядно можно увидеть в представленных ниже фото.

Рис. 1.

 

В 1847 году приверженцы секты перебрались вместе со своими семьями в местность, где теперь сформирован штат Юта. Здесь же был возведен огромный храм Мормонов, который считается одним из самых больших среди возведенных за последние столетия. Это здание, выполненное в сдержанной манере, поражает не только своими размерами, но и той суровой атмосферой, которая окружает его. Рядом с главным храмом находится Тэйбернекл (Табернакль)[2] — молельня. Она отличается необычной крышей в форме большой черепахи. Длина ее 76 метров, а ширина — 46 метров. Зал может вмещать более 8 000 человек. Здесь практически все сделано из древесины — скамьи, балконы и даже органные трубы. Над залом располагается деревянная решетка, выполненная из сосны [1].

Рис. 2. Храм Мормонов, построенный в наши дни. Индепенденс, Миссури, США, архитектор Джио Обата

 

Таким образом, мы утверждаем, что внешне Мормонский Храм может быть совершено различным, но эти внешние различия не влияют на его функционал, главным из которых является достижение мормоном вечной жизни, путем исполнения мормонских заповедей, изложенных в Евангелии, «Книге Мормона», «Учениях и Заветах», а также в «Драгоценной Жемчужине». Характерной чертой, отличающей Мормонский Храм от иных христианских культовых строений, является наличие шпиля[3], на котором находится ангел Мороний, который должен для мормонов возвестить второе пришествие Христа, как Спасителя. В традиционных же христианских вероисповеданиях наличествует крест в различных формах исполнения.

Рис. 3. Ангел Мороний на шпиле присутствует на всех без исключения Мормонских Храмах [1]

 

Этот высокий шпиль и ангел Мороний, как ключевой показатель принадлежности к Церкви Мормонов в архитектурном ансамбле всего здания, является тем видимым символом, позволяющий Храм идентифицировать, как мормонский. Собственно, внешние различия храмового строительства могут быть весьма разнообразными без конкретных канонов и привязок к историческим традициям в архитектуре — остается неизменным только одно — высокий шпиль и ангел Мороний, венчающий его. Как правило, Мормонский Храм архитекторами привязан к местности с условием показа его величия для всех, как Дома Божьего.

Рис. 4. Статуя Иисуса Христа в Мормонском Храме в Солт-Лейк-Сити [2]

 

Обычно наличествует в Храме Мормонов статуя Иисуса Христа, поскольку мормоны считают себя и только себя истинными христианами, а свою религиозную доктрину самой правильной. Именно наличие статуи Иисуса Христа является органичным дополнением внутреннего убранства интерьера Мормонского Храма внутри.

Внутреннее же устройство Мормонского Храма более консервативно, но не в смысле архитектурной планировки помещений, а в необходимом наличии определенных архитектурных элементов, таких как баптистерий, в котором происходит заместительное крещение за умерших родственников. В данной статье мы не будем углубляться в теологические построения мормонского учения, отметим лишь, что в любом Храме Мормонов этот баптистерий располагается на 12 быках, символизирующих 12 Колен Израилевых. Отмечая значимость баптистерия, мормоны пишут, что «купель для крещения в храме покоится на спинах двенадцати волов (см. 2-я Папалипоменон 4:2–4), символически представляющих двенадцать колен Израилевых. Следуя примеру бескорыстного служения, данному Спасителем, мы можем совершать крещение за своих предков, не получивших это таинство при жизни» [2, С. 61].

Рис. 5. Баптистерий, расположенный на двенадцати быках в Мормонском Храме, как обязательный архитектурный объект храмового комплекса

 

Мормонские Храмы не есть храмы в понимании православных, католиков и протестантов, как предназначенные для ежедневных богослужений, а очень напоминают Ветхозаветные Храмы Библии для особых храмовых богослужений. У мормонов в Мормонских Храмах проходят такие храмовые таинства, как сочетание в браке на вечность[4], крещение за уже умерших родственников.

В Мормонских Храмах, внутри имеются несколько комнат, что является также всеобщим свойством для всех Храмов у мормонов. В частности, комната для совершения таинств, в которой верующим мормонам даются наставления, касающиеся Божьего плана для них. В этой комнате мормоны узнают больше о своей предземной жизни, о сотворении мира, падении человечества, а также ключевой роли Иисуса Христа, как Спасителя и Искупителя человечества и тех благословениях, которые мормоны могут получить в жизни грядущей. Можно отметить, что для мормона Мормонский Храм есть универсум мормонской жизни, в совокупности с которым проходит вся жизнь мормона, поэтому посещение Храма генетически необходимо для адептов и составляет сущность жизни любого мормона. Также в качестве основного “центра жизни” в любом Мормонском Храме наличие так называемой целестиальной комнаты, которая «символизирует состояние возвышения и благоговения, которого могут достичь все люди, если будут жить по Евангелию Иисуса Христа. Эта комната представляет умиротворение, внутреннюю гармонию и покой, которые будут испытывать вечные семьи в присутствии Небесного Отца и Его Сына, Иисуса Христа» [2, С. 65].

Храмов в странах, в которых осуществляют свою деятельность мормоны, не много, и их количество зависит от численного состава приверженцев данного учения на территории в любом государстве, где деятельность мормонов не запрещена правовыми нормами.

К примеру, на всем постсоветском пространстве, хотя миссионерская и прозелитическая активность мормонов разрешена практически во всех странах, такой Храм Церкви мормонов построен только на территории Украины. В России, к примеру, мормонского Храма нет из-за недостаточного численного количества мормонов. Поэтому, все члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с территории бывшего СССР стремятся посетить Храм Мормонов, расположенный на территории Украины.

И все же отметим, что нужда в строительстве новых Мормонских Храмов в Церкви имеется из-за постоянно увеличивающейся численности указанного религиозного группирования. Более того, мормон не мыслит своей жизни без посещения Храма и без совершения всех необходимых мормонских таинств в нем. Ключевой смысл и функционал Храма можно свести к следующей сущности — мормонов без Храма Мормонов не существует и не может существовать в принципе. Вот именно по этому — Мормонский Храм для рядового мормона место не просто сакральное, либо святое, но такое место, в котором исполняется и реализуется вся полнота учения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Мормоны ценят свой Храм, как самое святое место, и как считает мормонский Пророк и Президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Томас С. Монсон, «в храме раскрывается драгоценный план Бога. В храме заключаются заветы. Храм воодушевляет и возвышает нас. Подобно маяку, который виден всем людям, храм указывает путь к Целестиальной славе» [2, С. 13]. И чтобы было понятно об отношении мормонов к своему Храму, приведу очень показательный пример, изложенный в религиозном журнале мормонов «Лиахона». Приведем его полностью, как очень показательный. Президент Томас С. Монсон пишет, что «ныне покойный старейшина Мэтью Коули, член Кворума Двенадцати Апостолов, как-то рассказал об одном дедушке, который субботним вечером в качестве подарка ко дню рождения своей маленькой внучке повел ее не в зоопарк и не в кино, а к храму. С разрешения смотрителя они подошли к большим дверям храма. Он предложил ей приложить свою руку к стене храма, а затем к двери и нежно сказал: ”Помни, что в этот день ты прикоснулась к храму. Когда-нибудь ты войдешь в эту дверь”. Он подарил своей маленькой внучке не конфетку и не мороженое, а что-то гораздо более важное и вечное — чувство благодарности за дом Господа. Она прикоснулась к храму и храм прикоснулся к ней» [2, С. 15].

У мормонов руководством Церкви, возглавляемой Пророком Церкви, разработана Программа по строительству Мормонских Храмов. Как мы отмечали ранее, строительство Храмов обусловлено, с одной стороны не только привязанность мормонов к Храму, но также и с другой стороны, в связи с увеличением численного состава мормонов в мире.

Именно поэтому происходит постоянное строительство новых Мормонских Храмов в различных уголках земного шара. Делается такой шаг с сугубо прагматической целью.

Во-первых любой мормон, проживающий в том, либо ином государстве, сможет выполнить все предписания своего учения, не покидая территорию страны проживания, а во вторых, наличие Мормонского Храма свидетельствует об укорененности данного религиозного мировоззрения в социуме и наличия достаточного количественного состава мормонов в государстве, а следовательно и положительной динамике численного роста членов Церкви Мормонов.

Гипотетически можно предположить, что через энное количество лет, с увеличением численности мормонов, в России может быть построен Храм Мормонов. Если такое случится в России, то можно будет утверждать с полной уверенностью в отношении укорененности мормонов, их стабильном существовании и численном росте в российском социуме.

Но, это уже другая история…

 

Литература:

 

1.      Храм мормонов в Солт-Лейк-Сити. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post260663817/ (Дата обращения: 14.04.2015 г.)

2.      Лиахона, октябрь, 2010 г., с. 1–81.



[1] Характерные черты классицизма: 1) Постройки отличаются уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. 2) Главные законы композиции – симметрия, подчёркивание центра, общая гармония. 3) Парадный вход располагался центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном)

[2] Табернакль (от лат. tabernaculum - шатер)

[3] Шпиль (нем. Spille) – вертикальное остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением.

[4] Брак на вечность: «Учение о браке в мормонской Церкви это восстановление вечного брачного завета, который практиковался всеми древними пророками и заветным народом, начиная с Адама. Брак это священный завет, который уходит за пределы земной жизни в вечность. Основание этого священного контракта в том, что мужчина и женщина это вечные существа, и что, если властью Господа на земле они будут запечатаны вместе, они смогут наслаждаться союзом, который будет также соединять их на небесах. Вечный брак заключается только в мормонских храмах и называется «запечатыванием», «целестиальным браком» или «вечным браком». Вместо слов «пока смерть не разлучит вас», завет содержит слова «женаты на время и на вечность», где под временем имеется ввиду смертное существование, а вечность относится к жизни после нее».  – Режим доступа: [http://ldsfamily.ru/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B/%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C] (Дата обращения: 14.04.2015 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): Мормонский Храм, Храм, мормон, Храм Мормонов, Россия, высокий шпиль, колено Израилевых, культовое здание, маленькая внучка, Церковь Мормонов.