Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Надеева Н. А., Надеева А. Б. Предложения по улучшению занятости населения в Пермском крае [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 160-163. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5018/ (дата обращения: 10.12.2018).

В данной статье рассматриваются возможные мероприятия по улучшению занятости населения и представляется расчёт экономического эффекта от внедрения этих мероприятий в действие на примере Пермского края.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

1)        развитие людских ресурсов для труда;

2)        обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3)        поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

4)        обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5)        предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

6)        поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

7)        сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

8)        координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними и т. д.

Региональный аспект государственной политики занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами Российской Федерации территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Решение проблем трудоустройства на региональном уровне возможно следующим образом:

1)        развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

2)        совершенствование информационного обеспечения;

3)        обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

4)        целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

5)        повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

6)        поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

7)        организация общественных и временных работ.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», основными задачами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:

1)        расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

2)        стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

3)        создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности путем создания специальных рабочих мест для инвалидов;

4)        развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

5)        повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;

6)        осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

7)        реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;

8)        предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений).

В рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермском края, нацеленной на реализацию приоритетных задач социальной политики и модернизации экономики в части создания эффективного и цивилизованного рынка труда предусмотрена муниципальная политика в сфере регулированию трудовых отношений.

Например, государство выделит средства из федерального бюджета на помощь по содействию самозанятости безработных граждан, тем самым появятся новые рабочие места. Экономический эффект должен показать следующие результаты:

1)      снижение числа безработных граждан;

2)      увеличение налоговых отчислений в краевой бюджет;

3)      улучшение качества обслуживания, работ и услуг благодаря повышению конкуренции и др.

В таблице 1 приведен примерный расчет экономической эффективности мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на базе муниципальных бизнес-инкубаторов.

Таблица 1

Расчет экономического эффекта от создания бизнес-инкубатора по содействию самозанятости безработных граждан

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, создавших собственное дело

человек

1 500

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы в Пермском крае

3

Среднемесячная заработная плата начинающего предпринимателя

тыс.рублей

21,47

данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

293 065,5

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу субсидий начинающим предпринимателям

тыс. рублей

151 800,00

150 000,0 тыс. руб. + 1800 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

141 265,5

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

1,93

стр.4/стр.5

Расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных в размере 151,8 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 141,26 млн. рублей, а его окупаемость составит 1,93 рубль на 1 рубль затрат.

При этом государство должно обеспечить защиту местного производителя от внешнеэкономической конкуренции, совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование развития рабочих мест, усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения, стимулирование работодателя к расширению социальных гарантий для своих подчиненных, совершенствование налогового законодательства, введение налоговых льгот для инновационных проектов, льготное кредитование, государственный заказ, что приведет к экономическому росту страны в целом.

Аналогичный расчёт можно провести по таким проблемным категориям безработных как граждане с ограниченными возможностями и женщины. Эти расчёты приведены в таблицах 2 и 3 соответственно.

Таблица 2

Расчет экономического эффекта по содействию занятости безработных граждан с ограниченными способностями

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, устроенных на работу

человек

1 000

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес.-средняя продолжительность безработицы в Пермском крае

3

Среднемесячная заработная плата работника с ограниченными возможностями (50 % средней по краю)

тыс.рублей

10,7

данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

97 370,0

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным

тыс. рублей

31 200,0

30 000,0 тыс. руб. + 1200 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

66 170,0

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

3,12

стр.4/стр.5

Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 инвалидов из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 66,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 3,12 рубль на 1 рубль затрат.

Таблица 3

Расчет экономического эффекта по переобучению и содействию занятости безработных женщин

Показатель

Единица измерения

Показатель

Источник, способ расчета

1

Численность безработных, устроенных на работу

человек

1000

2

Средняя продолжительность периода работы в отчетный год

месяцев

7

(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы в Пермском крае

3

Среднемесячная заработная плата

тыс.рублей

21,47

данные Пермьстата о средней зарплате в регионе в феврале 2013

4

Годовой ФОТ участников мероприятия

тыс.рублей

195 377,0

стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды)

5

Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным

тыс. рублей

31 200

30 000,0 тыс. руб. + 1200,0 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов)

6

Экономический эффект мероприятия

тыс. рублей

164 177,0

стр.4- стр.5.

7

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат)

рублей

6,26

стр.4/стр.5

Данный расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для усиления трудоустройства 1000 женщин из числа безработных в размере 31,2 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 30 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 164,17 млн. рублей, а его окупаемость составит 6,26 рубль на 1 рубль затрат.

Таким образом, проведённые расчёты экономического эффекта позволяют выявить дополнительные возможности по трудоустройству определённого количества безработных граждан с выгодой, как для бюджетов различных уровней, так и для трудоустроенных граждан, а также для экономики в целом.

Представленные расчёты отражают положительный эффект от расходования бюджетных средств на поддержку организации своего дела и переобучение проблемных категорий безработных.

В целом, повышение занятости населения позволит снизить социальную напряжённость в обществе, увеличить поступления в бюджеты различных уровней за счёт роста фонда оплаты труда, повысить жизненный уровень населения.

Литература:

1.         Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.;

2.         Апостолова Т. М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учеб.пособие для вузов — М.: ВЛАДОС, 2010. С.478;

3.         http://permstat.gks.ru/;

4.         http://szn.perm.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): экономический эффект, Российская Федерация, рубль, Пермский край, краевой бюджет, экономическая эффективность, среднемесячная заработная плата, единица измерения, экономический эффект мероприятия, годовой ФОТ участников мероприятия.

Похожие статьи

Анализ фонда оплаты труда на примере предприятия ООО...

В современных экономических условиях одним из основных условий успешного развития предприятия является эффективное

Основные термины (генерируются автоматически): фонд оплаты труда, заработная плата, ФОТ, рубль, выплата, увеличение фонда оплаты труда...

Оценка бюджетной эффективности проекта на примере ПАО...

В современной экономической литературе можно встретиться с различными определениями понятия «эффективность инвестиционного проекта».

Для оценки эффекта инвестиционной деятельности программы необходимо рассчитать эффект от

Заработная плата рабочих.

Особенности заработной платы в системе... | Молодой ученый

Динамика среднемесячной номинальной заработной платы за 2013 год по России можно наглядно увидеть на рисунке 2. Самая высокая плата составила в декабре 39380 рублей, а самая

Более благоприятная ситуация в Алтайском крае и Южном федеральном округе.

Оценка социального эффекта при реализации инвестиционного...

Зачастую социальный эффект является сложным для измерения, однако, существуют методы его оценки, предложенные российскими учеными.

где: Д – совокупный годовой доход персонала по проекту; Зi - среднемесячная заработная плата i-й категории персонала; Чi...

Оценка эколого-экономической эффективности проектов...

Оценка эколого-экономической эффективности проектов намечаемой хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что в Российской Федерации в последнее время уделяется большое внимание экологическим вопросам.

Повышение экономической эффективности деятельности...

Чтобы провести измерения эффективности работы организации используется определение экономической эффективности.

Как итог, показатели величины и значимости социального эффекта работы организации для общества, должны отвечать перед государством за...

Теория и практика оценки экономической эффективности...

Экономический эффект — это конечный экономический результат, полученный от проведения какого-либо мероприятия, вызывающего улучшение каких-либо показателей работы организации.

Анализ факторов, влияющих на расходы на содержание органов...

...государственное управление, среднемесячная заработная плата, государственная власть РФ, изменение объема расходов, Российская Федерация, государственная власть, служащий, Россия, ведомственная децентрализация, федеральный бюджет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ фонда оплаты труда на примере предприятия ООО...

В современных экономических условиях одним из основных условий успешного развития предприятия является эффективное

Основные термины (генерируются автоматически): фонд оплаты труда, заработная плата, ФОТ, рубль, выплата, увеличение фонда оплаты труда...

Оценка бюджетной эффективности проекта на примере ПАО...

В современной экономической литературе можно встретиться с различными определениями понятия «эффективность инвестиционного проекта».

Для оценки эффекта инвестиционной деятельности программы необходимо рассчитать эффект от

Заработная плата рабочих.

Особенности заработной платы в системе... | Молодой ученый

Динамика среднемесячной номинальной заработной платы за 2013 год по России можно наглядно увидеть на рисунке 2. Самая высокая плата составила в декабре 39380 рублей, а самая

Более благоприятная ситуация в Алтайском крае и Южном федеральном округе.

Оценка социального эффекта при реализации инвестиционного...

Зачастую социальный эффект является сложным для измерения, однако, существуют методы его оценки, предложенные российскими учеными.

где: Д – совокупный годовой доход персонала по проекту; Зi - среднемесячная заработная плата i-й категории персонала; Чi...

Оценка эколого-экономической эффективности проектов...

Оценка эколого-экономической эффективности проектов намечаемой хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что в Российской Федерации в последнее время уделяется большое внимание экологическим вопросам.

Повышение экономической эффективности деятельности...

Чтобы провести измерения эффективности работы организации используется определение экономической эффективности.

Как итог, показатели величины и значимости социального эффекта работы организации для общества, должны отвечать перед государством за...

Теория и практика оценки экономической эффективности...

Экономический эффект — это конечный экономический результат, полученный от проведения какого-либо мероприятия, вызывающего улучшение каких-либо показателей работы организации.

Анализ факторов, влияющих на расходы на содержание органов...

...государственное управление, среднемесячная заработная плата, государственная власть РФ, изменение объема расходов, Российская Федерация, государственная власть, служащий, Россия, ведомственная децентрализация, федеральный бюджет.

Задать вопрос